Давно предлагала, но никто не соглашался со мной туда сходить.
Доехать до станции метро Гостиный двор, пройти через Пассаж и вдоль гимназии по краю площади Искусств. По тротуару, в квадратах подсветки, пробегают огни. Синий по каждому, зелёный через два, красный большими скачками. Все направляются в Российский этнографический музей.
Фотографировать нельзя.
На входе, контролер выдает одноразовые бахилы, не пластиковые, а из нетканого полотна. Это о многом говорит, всюду мрамор. Сразу, прямо от входа, привлекает внимание великолепный портал огромного зала. 4 ступени вверх и леер.
Зал по виду, перекрытый световым фонарём, внутренний двор. Крытая колоннада на высоком цоколе по трем его сторонам. По стене цоколя, широкой бронзовой лентой идёт многофигурный горельеф с изображением разных народов. Монолитные колонны, пилястры, облицовка стен, потолок и потолочные балки, полы и лестницы, всё из розового мрамора. Капители и постаменты колонн, пилястр, из бронзы. Бронзового цвета падуги обрамляют Хрустальный потолок светового фонаря. Хрустальные люстры на галерее, по одной в каждом пространстве меж колонн, создают величественную подсветку.
Поднявшись по ступеням к лееру, обнаружила справа и слева лестницы, ведущие на галерею и приглашение.
Тундра и море.
Весь, самодостаточный мир поморских охотников, оказывается может поместиться на поверхности одного бивня моржа. Тонко нацарапанный на кости рисунок, с втертой в царапины краской. Мир Этот живой, с кругом насущных дел. Вот берег моря, сборы на охоту, удачный промысел и разделка добычи. Прорисованы не снега и торосы, а самое важное. Посадка в каноэ, метание гарпуна, вытаскивание добычи из воды, моржи и медведи на льду и в воде. Вижу, как сушатся и хранятся на высоких подставках каноэ, кожаные лодки, поморцев. Жилища северян, чумы, из шкур и жердей. Понятно, как держится крыша, по краям шкуры висят на привязи камни. Там, где есть рассказ о событиях в чуме, чум открыт как пещера. И я вижу, как он обустроен, тамбур перед входом, в центре очаг.
На одном бивне, рассказ о сватовстве. Я не все понимаю в этом ритуале, но кое-что, я знала до этого и поэтому, было понятен смысл изображения всех предметов одежды -меховые полярные штаны, куртка, шапка, капюшон, рукавицы,обувка.
Вспомнилось. ( У поморцев и чукчей достоинства невесты определяются не красотой. Это совсем не имеет значение. Выйдет замуж та, что умеет шить одежду. Это исключительно важная обязанность женщины в мире снегов. Она должна успевать обшивать семью на два сезона. Недаром, как только ребенок появляется на свет, он получит свой первый подарок жизни: девочка - сумку с набором швейных принадлежностей, а мальчик - охотничий нож. Кстати, у чукчей нет одежды типа «unisex». Мужская и женская одежда определяется функциональностью. Женская одежда имеет застежки, так как женщина работает на улице и в чуме. Мужская одежда не имеет застежек, она типа штормовки. Мужчина, надел её и вышел. Все его дела, на улице.)
Очень много изображений животных. Это олени и собаки, волки и песцы, киты, тюлени, рыба, белый медведь и морж. Они в оберегах, детских игрушках, на любых предметах, на ножах. Нож, это личный предмет каждого мужчины здесь, с самого рождения и до конца. При всей нарядности материала и резьбы, это не игрушки и не сувениры. В них чувствуется прямое назначение, это охотничьи ножи. Костяные рукояти выполнены в виде фигур главных животных севера, медведя и моржа или медведя с моржом вместе. На костяных ножнах рельефные фигурки животных, как знаки принадлежности охотнику, назначения и удачи.
В стеклянных витринах выставлены фигурки из кости. В плавных изгибах, гладких костяных скульптур, без конца удивляет не только точная передача животных в объёмном изображении, а и присутствующая индивидуальность каждого животного в отдельности. Поражает точность схваченного момента и способ отображения. Умение показать движение, напряжение, цель. Никакой стилизации, ничего лишнего.
Привлекла внимание фигурка моржа с детенышем. Белёк прижался к боку матери и тянется к её морде. Моржиха общается с детенышем, повернув к нему голову и придерживая его задним ластом. Такой жест мог видеть и знать только очевидец и знаток поведения этих животных.
«Бой быков». Оказывается, поморцы называют самцов оленей, быками. Два оленя, наклонив голову и направив ветвистые рога друг на друга, выясняют отношения. Пасти оленей разинуты, чувствуется напряженность момента и что бой не проходит молча.
Все сюжеты жизненно просты и точны. Средства передачи лаконичны и выразительны.
У людей нигде не прорисовано лицо, они одеты в объемную одежду. Понимаешь, что это меховая обувь, меховые штаны, меховая куртка, меховая шапка капюшоном. Всё теплое, непромокаемое, не продуваемое. Однако, каждая фигура индивидуальна в других деталях. Манера посадки, движения, детали одежды и снаряжения. На поясе нож, в руках оружие или палка. Все живое в движении. Важно действие и взаимодействие фигур.
Есть несколько изображений и статуэтка охотника, который тащит волоком тушу моржа на лямках за спиной. Представьте себе, не за хвост, а за голову. Что бы скользил, по шерстке. Между ними, из ниток, точная копия буксировочных лямок.
Рыбная ловля корюшки, ой как узнаваема, и похожа на нашу, зимнюю рыбалку. Только рядом с рыбаками, на льду не кошка, а собака. Для поморских собак, рыба - основная еда. И опять поражает точность выбранных деталей для сюжета. Очерчены края лунок, черпак и выбранный из лунок лед. Рыбаки, сидящий и стоящий, по две удочки в руках, в движении, а не в ожидании.
Скульптурная группа на бивне. Стая волков напала на оленей. Олени быстры, а волки дерзки и настойчивы в погоне. Один из волков запрыгнул и вцепился в спину оленя. Бьётся, в судорогах на снегу, раненный охотником хищник. Охотники смелы и решительны. Для них здесь нет подвига, это их жизнь, человека, волка, оленя. Это их природа и борьба каждого за жизнь.
До мельчайших подробностей прорисованы и вырезаны нарты, северные сани. Видна разная посадка на санях, но ноги седоков всегда готовы притормозить или спрыгнуть.
Вот, 4 пары собак везут нарты с двумя седоками. Ценный груз в передней части нарт, мясо, за ним сидит погонщик собак с тонким шестом в руке. Второй седок сидит сзади, спина к спине погонщика.
А вот, переезд семьи охотника на новое место. Несколько нарт, они разные. Сани с уложенными жердями для построек. Вторые сани с поклажей. Наверное, это шкуры чума и имущество. Нарты со спинками. У спинки сидит ребенок, что бы не выпал в пути, а впереди погонщик в позе, в любую минуту готовый соскочить с нарт и помочь справиться оленям. Впереди проводник пешком, с длинным посохом. Они готовы к большому пути.
Одна фигурка, на выставке, оказалась мне не понятной «У жирника». Человек, сидит у какой-то плошки, с гребешком у ближнего края.
Шахматы вызвали улыбку. В первом ряду пешки-бельки. За ними, в центре медведь и морж. По бокам олени, зайцы, волки.
Домино из кости. Вот уж где точно выражение «костяшки» домино. Это единственно где рисунок на тыльной стороне повторен, многократно в точности, на всех костяшках.
«Чукотско - эскимоское косторезное искусство из частного коллекционного собрания»
Небольшая выставка работ, всего 7 стендов у дальней стены, гравировка на бивнях и резьба из кости. Первую витрину рассматривала настороженно - скептически. «Что это за ископаемые кости», а потом, увлеклась. Казалось бы, как в игрушках и в художественных изделиях можно рассказать о неведомой жизни целого народа. Это получился удивительный рассказ, о традициях и каждодневных делах жителей в далеких северных краях. И этому рассказу я доверяю. На бивнях моржей, длиной 25-30 сантиметров, выгравированы рисунки на сюжеты из жизни поморских охотников крайнего севера. Рядом, фотографии мест, откуда родом эти изделия. Однако и без фотографий вызывают ни малейшего сомнения то, что темы на рисунках и в скульптуре не сказочные, а взяты из реальной жизни. Потому что рассказчики, не заезжие художники, а очевидцы и участники событий того мира. Это небольшие сюжеты из традиционной жизни приморских охотников и новые для них события и предметы. Ледокол, самолет, шахматы и письменные принадлежности. Лаконичность и в то же время точность деталей, использованных при передаче сюжета, оригинальность изделий, делают каждый предмет произведением искусства и истории.