Заранее прошу прощения за длинный рассказ и большиё фотографии.
Мне хотелось, что бы вы смогли разглядеть интересные детали.
Если Лхаса город Далай-Лам, то Шигадзе
город Панчен-Лам. Институт Панчен-Лам возник в Тибете практически одновременно с институтом Далай-Лам. «Панчен-Лама» это титул наставников Далай-Лам. Согласно буддийской традиции Тибета высшие иерархи буддизма не умирают, а уходят-перерождаются в другого человека. Есть специальный канон поиска перерожденца.
В нашем отеле, на видном месте, висели два украшенных портрета. И тот и другой, нам назван, «Панчен-лама». Оказалось, на одном портрете Панчен-лама Х, на втором молодой Панчен-лама ХI. Этот молодой Панчен не настоящий, а навязанный тибетцам китайцами. Законный перерожденец, Панчен-Эрни ХI, найденный ламами и утвержденный специальным комитетом по канону, увезен китайцами в неизвестное место. Теперь в Тибете даже Будды могут перерождаться, только получив вначале, разрешение властей.
Да, даже закон такой издан.
Монастырь Tashilhunpo основан в 1447 году и является резиденцией Панчен-Ламы.
Но сейчас в монастыре Панчен -Лама не проживает, а бывает наездами.
Признанный официальным Пекином молодой Панчен-лама XI - Гьялцэн Норбу обучается и воспитывается в Китае.
Комплекс монастыря расположен на склоне, у подножия горы Нисежишань, посвященной богине Долма. По склону горы видна паутина из развешенных на верёвках молитвенных флажков. Это тоже одна из традиций и мы часто видели в Тибете такие флажки в трудно доступных, но видимых издалека местах.
Монастырь окружен сплошной каменной оградой, в которой имеется несколько ворот.
Главные ворота расположены напротив городской площади и обозначены двумя высокими ритуальными столбами. С запада на восток по одной линии стоят 5 павильонов с золотыми крышами. Эти многоэтажные храмовые здания стоят по верхнему краю склона, на котором находится монастырь и от этого выглядят ещё
выше и величественней.
Пройдя через арку ворот, все попадают в монастырский город Панчен-Ламы и на её небольшую площадь. С площади хорошо видна большая белая стена для вывешивания «тханки», аппликационного изображения Будд на ткани, в дни праздников. В монастыре даже есть специальный двор для просушки тханок.
Рядом с площадью, в широком проходе меж зданий, справа и слева, под навесами прилепились ряды молитвенных барабанов. Их следует покрутить, если идете мимо. Благое деяние, ведь внутри барабанов свитки молитв и они отправятся «куда надо».
На площади небольшая торговля. Продают молитвенные флажки, предметы монашеской одежды, открыто несколько магазинчиков.
Туристы и паломники от ворот пересекают площадь и направляются налево, по монастырской улице, в сторону самого большого здания монастыря. Это Большой молитвенный павильон высотой в три этажа. В павильоне, на центральном месте находится трон Пенчен-Ламы. Это просторное сидение на высоком постаменте, для восточной позы.
Чуть выше по улице, за зданием, открылась терраса, на огороженной площадке которой находился ряд белоснежных ступ-реликварий, учителей. Пирамиды из канонических объёмов олицетворяют все стихии мира. На площадке перед терраской, на постаменте, стоит печурка для ароматного дыма.
Тибетские паломники выкладывали на ступенях священных ступ свои горки и рисунки из принесенных камешков и зёрен. Тибетцы выделяются одеждой. На женщинах традиционные для каждого дня клетчатые шерстяные платки и длинные фартуки тибетского покроя. Три куска полосатого половичка сшитых вместе, с симметричной сдвижкой полос.
Храмовые павильоны находятся за красными стенами.
Вход в павильоны через отдельные ворота и небольшой дворик. На перекладине ворот висит колокол.
Всякий переступающий во двор, касается колокольного языка, извлекая звон.
Второй павильон к востоку, павильон Будды Матрейи. В нём хранится 27 метровая медная позолоченная, украшенная драгоценностями и алмазами, статуя Будды Будущего. Проход в павильон со статуей по проходу ворот в котором на балке прикреплен колокол, в который звонит всяк идущий к Будде Майтрейя.
На бетонном полу под колоколом выложена из драгоценных камней мозаичная свастика.
Вход в павильон по крутой приставной лестнице. Организованно двухстороннее движение. Лестница вверх и лестница вниз. Осмотрели статую со всех сторон. Палец толщиной в 1 м. В ноздре вполне поместится человек. Будда-Майтрейя (гармоничный резонанс) взирает, будто с небес, соединяя времена. Все драгоценности на Будде пересчитаны, во лбу брошь из алмаза величиной с грецкий орех в окружении 30 алмазов с фасолину.
Территория монастыря большая, но всюду много туристов.
Здесь есть что фотографировать. Улицы. Проходы и переходы. Что ни новый поворот, то новая панорама.
Не перестают удивлять тибетские окна двери ворота. Карнизы занавесочки и обрамления от злых духов.
Так оформляются по-тибетски двери и ворота. В глубине правого откоса замочная скважина очень древнего, но еще действующего замка. В дырку можно заглянуть, там механизм, но как работает не понятно. Это не единственный запор у двери. С внутренней стороны перекладина в пазах и скобах. У нас в деревне была такая на ночь. Створки прижаты к порогу и открываются вовнутрь. На порог не принято наступать. Очевидно оттуда идёт выражение - "переступить порог"
В большом среднем павильоне, «Ташинаньцзе», находятся ступы предыдущих Панчен с 4 по 9. Дело в том, что во время китайской культурной революции, докатившейся до Тибета, монастырь погромили, а ступы растащили. Не известно кто и куда. Потом собрали только одну ступу, общую для всех почивших тибетских Панчен-Лам.
Сейчас в монастырском городке четыре монашеских общины и более 60 групп поменьше. Так что 56 молитвенных залов не пустуют.
Мы погуляли по галереям и крышам павильонных двориков.
Зачастую двери и ворота находятся высоко над землей. Подняться до них можно только вот по таким "приставным" лестницам. Ступени и поручень пропитаны Ги подношений.
Понаблюдали, как монахи лепили из теста подношения. Отрывали от громадного куска теста, на вид песочного, кусок и делали конусы скругленные сверху. Высота пирамидок, где то на высоту ладони. Подношения, относятся к благим деяниям, улучшающим карму. Жертвенная пирамидка «Сор», из теста тсампы (обжаренная ячменная мука с маслом), поглощающая врагов буддизма. Пирамидки делаются и в честь праздников, другой формы и называются «Торма».
Монахи сидели на крыше, у крылечка верхнего вхора в павильон «Шисуннаньцзе». В этом крайнем павильоне, на месте развалин ступы Панчена 6-го, построена ступа последнего Панчена. Правительство Китая выделило средства и драгоценности для строительства этой ступы, для мощей Панчен-Ламы 10 умершего в 1989 году. Политический шаг. Трон на вершине мемориальной пирамиды, разумеется в несколько наших этажей, сияет в вышине. На стене фреска, о благих деяниях Панчен-Ламы 10-го, удивительным образом напоминает коммунистическое политбюро, а не собрание ликов высокодуховных лиц.
Ниже, перед павильоном, просторный двор с ритуальным столбом по середине.
Только благодаря своему проводнику мы не заблудились в бесконечных переходах и дворах и наконец, куда то спустившись, оказались в небольшом красочном дворике неред павильоном.
Находясь во дворе, не сразу понятно, что темный проём в углу двора и есть «наш выход». В центре площади возвышался деревянный ритуальный столб. По всем четырем сторонам шла двухэтажная галерея. На стенах нижней галереи изображено несчетное количество святых в пять рядов, и все разные. Под святыми, строчки из тибетских графем.
Мы собирались присутствовать на Пудже (службе), и ожидали начала на высоком крылечке.
Первыми к молельному павильону стали собираться дети и младшие монахи(трапа - дети от 7 до 18 лет). Они сбрасывали обувь во дворе и проходили на высокое крыльцо. В этом павильоне идет служба. Монахи не входят в павильон в обуви,потому что на службе они сидят на подушках. Поджав под себя ноги.
Периодически, один из монахов -почти ребенок, подходил к витрине с божеством на крыльце и пронзительным голосом что то пел.
В означенное время все вошли в зал и расселись по подушкам лежащим параллельными рядами. Центральный проход свободный. В конце прохода высокое сидение и столик, наставника. За ним, на дальней стенке алтарь, вроде серванта с полками. Параллельно проходу, Справа и слева, шли ряды сидений монахов. Просторные подушки красного цвета. Каждый укутался в шерстяную плащ накидку желтого цвета, в заплатах и надел такого же цвета суконную шапку с бахромой. Шапка напоминает шлем римского воина. Кто-то принес их с собой, а кто-то оставлял на подушке. Видно было, что каждый имеет своё место. В числе последних пришел такой дряхлый монах, что казалось, вот-вот рассыплется, не закончив поклонений. Войдя, он первым делом рухнул на пол и выполнил простирание в сторону алтаря.
Пуя - церемония монахов, моления, на которой публично читаются тексты, продолжительностью 1.5 часа. Присутствующим можно сидеть на диванчиках у входной и боковой стены.
Кто-то начал, все подхватили. По Тибетскому ритуалу тексты читаются по памяти нараспев или поются. Речитатив с припевками сопровождался звуками ритуальных инструментов, колокольчиков и литавров. Во время службы дежурные монахи разносили, в огромных, необычной формы чайниках, монахам напиток. Поболтает чайником и наливает. Разносили, видимо дежурные, подростки. Дно кувшина было у пола, а носик поднимался к локтю. Не прерывая ритуала, каждый монах доставал свою пиалу. Попивает напиток и закусывает. На закуску тоже что-то разносили. Некоторые монахи подставляли полиэтиленовые мешочки для этого. Но даже внешне, это не выглядело как обед. Это выглядело как какое-то действо. Как будто и ели они в честь и на благо кого-то.
За порядком по рядам следил Дядька - «Черномор». С усами и густой черной бородой. Он приходил на нашу скамейку, посидеть и покрутить усы. Увидев, что за ним наблюдают, лукаво улыбался. Видно было, как он пересчитал монахов. Потом ходил с кадилом, обкуривая зал благовониями. Йоги во время службы медитировали, кто как сложив ноги. Крыса прошлась по залу, никого не боясь. К концу службы монахам выдали деньги, по виду по 100 юаней.
После службы, монахи надели обувь и обойдя стоящий во дворе столб, с остатками черной шерсти на стволе, пошли по домам. Кое-кто оставил накидки на перилах галереи.
До следующей службы.
Отправились на выход и мы, заглядывая в проулки. Проходя узкой улочкой, обратила внимание на высоко расположенное окно за которым малыш просил чего-то в рот. У меня были только Петербургские сосульки. Он поймал их, отогнув сетку от окна. Не знаю, не нарушила ли я этим, правила.
Продолжение в
http://alla-kot.livejournal.com/28852.html