Реставрационно - хранительский центр

Aug 25, 2010 09:17

«Старая деревня», над стеклянная входом пирамидка, с намёком на Лувр или вечное…
Вдоль здания, аллейка старых корявых деревьев. Как только будет сдан соседний корпус, здесь вскинется шатёр оранжереи. Висячие сады зимнего дворца начали переселение, 4 года назад..

Путёвка на руках, пройден металлоискатель. Куда мне теперь идти?
"А идти, Вам одной, никуда не надо, я провожу."
Дело не в том, что я заблужусь или буду без присмотра что трогать. Просто, без сопровождающего, никуда.
У него на груди карточка, как «при аккредитации», он её прикладывал к дверям, замкам и турникетам.

Реставрационно - хранительский центр «Старая деревня» государственного Эрмитажа.


Нигде нет никаких надписей. Все этажи, помещения, проемы, двери, шкафы и единицы хранения имеют только номер, свой. Искусствоведы работают только по каталогам. На этажах - никого, только мы вдвоём и ещё, Он знает, где сейчас группа, к которой мы идём. Здесь, самое-самое. Все закрыто, опечатано, безлюдье и пожаротушение газовое, если что.

Экскурсовод, четыре слушателя и сопровождающий. Мой, сдал меня этому и вышел, замкнув за собою двери.
А нам предложен лифт, наверх. Сопровождающий манипулировал на входе, выходе и в лифте.

Нас предупредили, что у них здесь не музей, и покажут немногое из того, что хранители выдвинули и переместили из блоков. Это не значит, что экспонат, на стену повесили. Просто, из закрытого блока постоянного хранения его временно, по своим причинам, переместили в остекленный блок, но тоже под печать и замок.

В5.Хранилище фресок. Знаете, как фрески привозят из экспедиций? Вырезают кусок стены вместе с штукатуркой и с живописью. Спрятанные пещерами, песками и землей они держались века, а открытые и перенесенные, меняются. Тускнеют краски. Реставраторы пытаются здесь, отделить живописный слой от губительного камня.
Фрагменты закреплены и хранятся на передвижных стендах. В магазинах продажи керамической плитки есть похожие демонстрационные планшеты, откатные.
Мне понравились два фрагмента.
Во-первых, это 12 и 14 век, а для храмовых находок России это редкость. Дело в том, что все храмы на Руси пострадали или перенесли ремонты в 16 веке. Пока это такая загадка, причина. Большие фрагменты фресок из древних храмов под Псковом. Холм откопали. В известно давние времена у Петра I там баталии были, с шведским Карлом XII. Нашему царю батюшке срочно нужен был холм, повыше. Вот и присыпали, старые храмы, на холме. Баталия выиграна, да и сами храмы спаслись этим, от следующих нашествий.

Другая коллекция фресок интересна по-своему. Это фрески с буддийских пещерных храмов 5 века. Изображения Будды, почти портреты, как современника. Немецко-французская экспедиция 1920 года вывезла эти фрески из уйгурских районов Турфана. Можно сказать, что их не успели даже толком распечатать. Советские полководцы отправляли составы в Москву и в Ленинград, не разбираясь. Так, материалы той экспедиции оказались разрознены. Часть осталась в германии, а часть попала в другие коллекции. Как только закончился срок закрытого хранения, ученые приступили к исследованиям и к переносу фресок с каменной основы, на другую. Мы оказались в числе первых зрителей фресок, после более 60 лет закрытого хранения.

Иконы на хранении размещают на горизонтальные планшеты. Перемещенные из соседнего хранилища, иконы были размещены тематически. Спасители, благовещения, богородицы, житейные…. Я наконец поняла принцип иконы, житие святого. На доске выделено центральное место, побольше, узнаваемому образу святого. А в квадратиках поменьше вокруг, изображены сценки из его жизни, хождений и приключений. Понравилась одна икона и история её создания. Икона принадлежала лично полководцу Кутузову. Написана была специально для него и подарена благодарными жителями Смоленска. Во время отступления в войне 1912 года, Кутузов вывез икону Смоленской божьей матери, а при освобождении города, вернул её на место. На подарочной иконе уменьшенная копия Смоленской богоматери над панорамой города Смоленска и благодарственная надпись для полководца. Всё в футляре - киоте.
На стенде с удивлением увидела знакомые иконы. Они здесь на хранении, не все, из Мраморного дворца. Помните, когда мы ходили в квартиру К.Р., мы видели домовую молельню. В ней находилось изначально, 365 икон. На каждый день года по святому. Все иконы одинакового простого оформления как страницы книги года, только первая как обложка нарядно золотистая с ангелами хранителями семьи К.Р.

В4.Русский отдел. Живопись, художники второй руки. Тоже, срок вышел, открыли.
Картины хранятся в сдвинутых блоках как в современных хранилищах библиотек и архивов. Остекление только на внешней стороне крайних блоков. Там режим температуры и влажности. В отдельных стендах, размером с дверную коробку, размещено несколько картин. Только хранитель знает, куда они готовятся. На выставку, на реставрацию или на экспертизу. Это хранилище картин с времен революционного изъятия у всех всего. Теперь начаты исследования. Авторы в большинстве не известные. Но картину Ге, портрет Некрасова, все узнали ещё по хрестоматиям по литературе.

Отдел запада. Скульптуры, начиная с деревянных и заканчивая камнем и металлом.
Всем очень понравились две пары бюстов царственных особ из Европы. Особенно женская. На ней, кроме короны и орденов, изумительной красоты украшения и кружевная одежда. Стоящий у окна бюст светиться изнутри, оттеняя объемы и рельефы. Я такого исполнения не видела никогда.

В3.Хранилище мебели. Здесь я почувствовала себя как в сафари- парке. Вокруг громадный мир мебели, а мы перемещаемся по узкому стеклянному тоннелю.
Стол, инкрустированный перламутром, черепаховыми пластинами, палисандром и серебряными вставками. Легко и просто наглядно экскурсовод показала, что основой и родоначальником всей мебели является сундук. Сундук - трон, сундук-диван, шкаф тот же сундук, дорожные чемоданы… Касса - панка (сундук-скамейка), выросла в кассу и банк не меняя назначения - хранить ценности. Очень много на хранении стульев. Это пожалуй самый многочисленный предмет мебели.

Гобелены и шпалеры хранятся на валах, но иногда и их проветривают. Такие большие как фотообои на всю стену, только стена дворцовая. Здесь они висят в отделении на два этажа. Сначала мы разглядывали их сверху, а потом спустились вниз, поближе.

В2.Спустившись на второй этаж, попали в отдел трех экспонатов.
Первый, это подарок городу Санкт-Петербургу к 300-летию, от Индонезии. Громадная резная скульптура из красного дерева поначалу, была выставлена в Эрмитаже, но от нашего климата стала портиться. Пошли трещины и из священной птицы стали выпадать перья. Здесь ей создали наилучшие условия, и она снова во всей красе. Птица Гаруда, с двухярусным хвостом, попирающая змеев Нагов- солнечный защитный символ.

По соседству, две царских палатки. Шамаханская царица, из сказки о золотом петушке, определенно жила в таком многокомнатном шатре.
Шелковая, в традициях средней Азии 17 в. Подарок от Бухарского эмира.
Другой шатёр, подарок турецкого султана Селима III, Екатерине II. Это только одна комната из пятикомнатного сказочного шатра. Он должен опираться на шесты, но здесь накинут на специальный каркас как теплица. Проходим во внутрь.
На красном кашемире внутренней стороны, золотыми и серебряными нитями нашиты шелковые аппликации. По аппликациям вышивка шелком, арабесковый орнамент. Мастерицы, говорят, трудились три года. Есть двери и окна. В окнах веревочная плетеная сетка и откидные жалюзи. Снаружи шатер покрыт льном и воском. От того он выглядит пергаментным. Деревянные шесты снаружи облагорожены гильзами из желтого металла. Шатер пролежал на царских антресолях 200 лет, а теперь на него можно посмотреть первыми, после Екатерины II.

За стеклом соседнего хранилища две масштабные модели по строительству.
Купол Троицкого собора с Измайловского и арочный Исаакиевский мост Кулибина.
Мост разводной, с пешеходной зоной. Кулибин трудился над ним 8 лет, а получил только премию и золотую медаль. Мост так и не был построен. Кулибин был опечален.
Рядом, на хранении телеграф Александра II. Оказывается, уже в 1830 году оптический телеграф передавал сообщения в Варшаву, всего за 15 минут.

В1. Конюшенный музей. Кареты из царской коллекции на Конюшенной площади, были размещены по разным музеям. Здесь самые ценные интересные и примечательные.
Одна карета, прославилась не однажды.
Первый раз, появившись в Санкт-Петербурге, прямым ходом из Парижа, она так понравилась Екатерине II., что владельцу пришлось ей срочно её подарить.
Затем, это Императорская карета при коронации Николая II .
Одно из самых знаменитых пасхальных яиц Фаберже, «Коронационное», внутри содержит сюрприз - миниатюрную копию императорской кареты, этой.
Недавно, яйцо поменяло владельца. Сейчас яйцо «Коронационное» находится в России в коллекции Аркадия Вексельберга. Цветное фото яйца с миниатюрной каретой, рядом с оригиналом, усиливает впечатление от её вида.
Оказывается, паж, сидящий за кучером, прикрывал его неэстетичный и непочтительный вид от глаз царственной особы. А зажжённый фонарь кареты, это всё равно что сигнальные огни авто. «Поберегись, я еду!»
Впервые так близко увидела портшезы, крытые носилки. Правда, они все темного цвета, наверное для скромного передвижения в ночи.

Вот и всё, из того, что мне показалось самым интересным.
Чуть-чуть, а получилось длинно.
Жаль, фотографировать было нельзя,фото только снаружи.
Да Вы сами сходите, Вам понравится....

Музеи, Интересное. Находка., прогулки по Санкт-Петербургу, Санкт-Петербург, Музеи Санкт-Петербурга

Previous post Next post
Up