Галап бедуинов в Красных горах.

Jun 08, 2010 12:04

Первый раз я увидела бедуинов по дороге в Луксор. Просто тогда я не знала, что это были бедуины. http://foto.mail.ru/mail/makmsam/4774/?page=1 Дорога от Сафаги к берегам Нила идет через горы красного моря. Вдоль дороги, на отдалении, стояли вышки связи. У подножия каждой вышки виднелось некое сооружение. Небольшой квадратик земли, огороженный высокими стенками из камыша и кольев. Иногда, такая же, крыша. Удивляли редкие пешеходы в горах, вдали от всего.
На стоянке, на завтрак, мы увидели необычную группу. Женщины, в черных одеяниях и в цветных платьях некоторые, с открытыми лицами. Было странно видеть вдруг, на юге Египта открытых женщин, да ещё и без мужчин. Они приехали на осликах, с ними были дети и маленькие козлики, которые стояли на спинах осликов. Было забавно, как козлик, стоит на ослике и истошно кричит. Я поздно узнала, что они из бедуинского племени. Вышли с гор, за остатками еды, по специальному разрешению. Мне было жаль «пикник», который я оставила в отеле, бедуинкам он очень бы пригодился. Когда мы возвращались через горы, было уже темно, но под каждой вышкой был свет. Вот почему жилища были близко.
Горы красного моря, необычные горы. Если смотреть на них через солнечные очки они действительно видятся как красноватые. Горы напомнили мне, Кингисеппский карьер. Там месторождение фосфатов. Привезли в поле громадный экскаватор, который собрал все в горы с проездами между ними. Потом эти горы, экскаваторы поменьше грузили в самосвалы. Вот этот карьер и напомнили мне эти горы. Абсолютно ровное песчаное плато, на котором свободно разместились почти одинаковые конусы темных гор. Иногда горы присыпаны песком из пустыни. Так и виден, свежий бархан желтого песка.
Во второй раз я встретилась с бедуинами на «Сафари». Одно из племен заключило контракт на посещение их деревни туристами. От Хургады, на джипах, мы ехали часа два, с небольшой остановкой на Мираж.
Пространство меж гор было, как бы, разделено на зоны.
Первая зона «Сафари» и концертная площадка в боковом ущелье.
Вторая зона туристическая, со множеством зданий и навесов построенных в один ряд, скрывая саму деревню. Мы перемещались от навеса к навесу, прячась от солнца. Под первым навесом мы посидели на пуфиках, отдыхая. Бедуин разнес приветственный чай, в маленьких эмалированных кружечках как для детей ясельного возраста. Не сладкий, темный, но вкусный, с мятной ноткой. Гид сказал, что бедуины гостеприимный народ. Всегда встретят чаем. Только, знакомым подадут сладкий чай, а незнакомцу не сладкий. Так принято. И ещё, чая мало, «бедуины так пьют, медленно, сделал глоток, и задумался….».
Под следующим навесом, мы ожидали своей очереди прокатиться на дромадерах - одногорбых верблюдах. Я ездила раньше на верблюде, в Тунисе. В Тунисе сиденье располагается за горбом, а на горбе крепиться маленькое седло с ручкой, что бы держаться. Здесь, в Египте, оно совсем другое. Седло большое, прямо на горбе верблюда. На него можно сесть вдвоем и оно имеет два деревянных отростка-пенька. Одно спереди, другое сзади. Когда верблюд становиться на задние ноги, чтобы подняться или когда опускается, этот задний пенёк, неприятно упирается в спину. Катание, до смешного краткое, до сарая и обратно. Этот сарай мешал романтичному снимку «в горах на верблюде». Верблюд, очень почитаемое бедуинами животное. В бедуинской интерпретации создания мира Аллах из глины создал, по порядку: Мужчину, женщину, верблюда, финиковую пальму. Родившимся верблюжаткам прокалывают нос и вставляют кольцо. Кольцо пригодиться, чтобы управлять взрослым животным, а когда он маленький это помогает бедуинам получать молоко от верблюдицы. Верблюжонок невольно царапает мать кольцом, она его отгоняет и у неё остаётся молоко для сцеживания. От верблюдов получают ценные для бедуинов шкуры, шерсть и жир из горба. Мясо верблюда считается деликатесом, оно дороже говядины в четыре раза. Кизяк от верблюда идет на топливо. Горячие угли кизяка, положенные в горшок, используются как грелка, а зола используется для изготовления туши. Это не просто косметика, это лечебное и солнцезащитное средство.
Деревенский знахарь, под своим навесом, представил свои снадобья, а рядом рукодельник наполнял бутылочки цветным песком «Рамя». Это искусство пошло от древней традиции бедуинов составлять охранные знаки из цветного песка на окраине деревни. Песок собирали из разных мест, разного цвета. Сейчас это искусство можно видеть на всех пляжах Египта. Цветным песком в бутылочке создаются не только пейзажи, а и напишут ваше имя или фразу на любом языке. Художник изображает то, что ему близко и понятно. Четкими движениями черпая и смешивая в ложке песок, он сыпет в бутылочку через воронку, комментируя:«Это земля, это верблюд, это горы, это небо, это птичка, это солнце, это небо….молодец!»

За линией туристических навесов, как за оградой, находилась деревня, Галап.
В переводе, это означает «Пересеченная местность». В деревне 30 жителей.
Бедуины, отдельные племена арабов, от первой волны прихода в Египет. Живут обособлено, в пустыне и в горах, деревнями. Название деревни - условное название семьи и племени. Жители деревни, в зависимости от места проживания занимаются разными ремёслами и промыслами. Это гончары, змееловы, земледельцы, скотоводы. Сегодня развиваются другие виды получения дохода. Это и контракты на посещение деревни туристами, как эта, или сдача в городе в наем квартир, которыми владеет деревня. Никто из бедуинов в город не ходит. Никто не знает, сколько их. Они не попали в перепись населения. Бедуины, не имеют паспортов, и это лишает их возможности появляться в общественных местах. Любая полиция, без документов их тут же арестует и посадит в тюрьму
Деревней руководит Шейх. Как цыганский Барон. Это наследная должность. Шейх имеет четыре жены и наследным шейхом станет его старший сын. Шейх, единственный, один имеет паспорт, он и выезжает в город. Сегодня на джипе. У Шейха есть книга, его деревни, в которой есть все данные о каждом члене семьи. Вплоть до размера ноги и головы. Ведь это он покупает в городе всё для деревни. Жители занимаются ремёслами. Все деньги общие. Всё поровну! Половина Шейху, остальная, жителям деревни. Шейх купил джип и телевизор, для жителей деревни
Жизнь бедуинской общины во многом зависит от воды. Вода залегает глубоко. Сегодня она есть, а завтра может закончиться. С уменьшением воды, деревня начинает подыскивать новое место. Есть много примет и способов поиска воды. Скопление жуков скарабеев, акации растут у воды, близость воды чувствуют бараны. Вот один из способов.
Избранного верблюда привязывают к колу и не дают ему пить и есть десять дней кряду, а потом отпускают. «Куда глаза глядят». Верблюд идет, а за ним наблюдают бедуинские глаза. Верблюд, почуяв испарения влаги, ложится на это место. Но! Верблюд, как минёр, ошибается только раз. Если в этом месте бедуины не найдут воду, его съедят.
Колодец копают долго, до полугода. Колодцы глубиной до 30 метров. В начале копают широкую яму, укрепляя стенки смачивая их и подсушивая. На глубине 10 метров грунт исследуют. Если цвет изменился, на зеленоватый, то вода есть. Если признаков воды нет, то копание прекращается. Самый низ шахты колодца укрепляют камнями.
Селиться деревня не у самого колодца, а поодаль. Так в полукилометре или в километре.
А почему? Да в целях экономии. Доставать и приносить воду, входит в обязанность женщины. В кувшине, на голове, в жару. Вот она и подумает над каждой каплей. В бедуинской деревне наблюдала за ребенком. Туристы дали ему бутылку с водой. Сначала было не понятно, что он делает, а потом поняли. Малыш смачивал водой себе губы. Очевидно, так делает мама. Побывав у бедуинов, лучше понимаешь слова на бумажке в душевой отеля с просьбой беречь воду.
Бедуины, долгожители, средний возраст продолжительности жизни 90-100 лет. Этому способствуют условия жизни. Умеренность в пище. Употребляют финики, бобовые, травы, лепёшки из муки. Бедуины не едят острого, жирного и не волнуются.
Хотя бедуины не болеют, но если заболеют, то лечатся они только у деревенского знахаря.
Знахарь, или вылечит полностью, или больной помрёт. Бедуинские знахари умеют многое, они лечат даже проказу. Сегодня медики всех стран обратили пристальное внимание к их лекарствам и сборам. Пользуясь случаем, я прикупила баночку с кремом - аналог вьетнамской звездочки и мазь от радикулита но с более широким действием. У знахаря можно было купить зуб верблюда на шнурке, в качестве охранного амулета или нехитрые украшения. Деревенские девушки нанизывают бусы и браслеты из купленных в городе бусин.
С одной стороны, генетика бедуинов ухудшается, так как браки заключаются внутри деревни. Однако до недавнего времени сохранялись условия отбора по выживаемости. Совсем недавно, роженица уходила из деревни за два месяца до родов и приходила спустя четыре месяца. Если роды первые, то в деревню она вернется только с мальчиком. Первую девочку выбрасывали. Больных детей тоже закапывали. Сегодня женщины могут рожать в деревне и с повитухой. До трёх лет ребенка закаляют и в книгу деревни не записывают. С трех лет отмеряют возраст. Зарубками на палке или на столбе. Отмечают не в день рождения, а в день Рамадана, всем сразу.
Хоронят бедуинов по арабским правилам, но могилы предков бедуины не посещают.
В пустыне мало растительности, но есть много семян. Стоит только выпасть дождю, как семена пускаются в рост. Только растение, успевшее пустить корни на 15 метров в глубину, выживет, и даже трава.
Бедуинские женщины не высокие,закрывают лицо после замужества. Невесту бедуину выбирают женщины, так как между собой они не закрываются. У бедуинов востребована женщина ширококостная и в теле. Самое главное здоровье для работы, деторождения, выживания. Невеста должна иметь сильные крепкие руки. Крепкие зубы, способные раскусить финиковую косточку.
Сильные волосы. Будущая свекровь попробует схватить невесту за волосы. Повиснуть на них и посчитать, сколько выдрала волосков. От этого зависит калым.
Крепкая шея. На голове женщины носят тяжести и лямку люльки с ребенком. Я вспомнила, что в первую встречу с бедуинками, видела, как у одной женщины через лоб шли лямки на которых, за спиной висела такая люлька. Тряпичная, с двумя палками по краям. Как носилки, но на манер газетницы. В люльке спал малыш.
Невеста, может отказать, но не более трёх раз и после 21 года она считается старой. Бедуинская свадьба на арабский манер. Бедуины ведь арабы, оставшиеся с времен первых завоеваний Египта арабами.
Невеста выбрана, жених приходит свататься. Если чай подадут с сахаром, то ответ «да», без сахара - «нет». Сначала обручение. Молодым дадут познакомиться, в присутствии родственников, разумеется. Жених может делать подарки. Если свадьба не состоится, подарки вернут или останутся у невесты, в зависимости от того, кто отказался. В общем, правила те же, что во всех арабских странах. В первый день свадьба отдельно у мужчин и отдельно у женщин. На невесту наносят рисунок. На второй день общий праздник, разумеется, безалкогольный. Для молодых прикупили воз тростника и построили дом.
В долине, на некотором расстоянии друг от друга, стояли камышовые ограды высотой чуть выше двух метров. Каждое ограждающие пространство четыре на четыре метра, или около того. Наш гид, как он выразился, выбрал для нас двухкомнатную квартиру с верандой. В стене имелась камышовая дверь, около двери доска с какой-то надписью значками. Не иначе, как, адрес. Теперь о доме. Одна стена немного растрепалась, наклонилась, подпёрта снаружи. Половину занимает пространство без кровли. На земляном полу у стены, веник. Малыш, прибежавший с нами пытался закрыть дверь и не пустить нас во внутрь. Наверное, это был его дом. На внутренней стене, повыше, на дощечке стояли три металлических предмета чайной посуды. Подвешена пустая канистра. Далее проем без двери во вторую половину. Вторая половина имела плетеную камышовую крышу, скорее навес и была поделена пополам, образуя смежные комнаты. В первой, проходной комнате, на полу у стены свернутая циновка, под потолком связка ключей. Во второй комнате, сразу от проема, хозяйское ложе на ножках. Это всё! Никаких окон.
Кухня коллективная. Под отдельным навесом очаг, вернее пекарня. В огороженном камнями месте горящие катышки сухого кизяка нагревали круглый металлический лист, слегка выгнутый и с загнутыми вниз краями. С одного края, очага, у листа, сидели три женщины в черных верхних одеждах и с закрытыми лицами. Одна женщина, замешивала в тазу тесто из муки и катала колобки. Вторая женщина раскатывала тесто при помощи тонкой палочки на круглом, низком столе. Сначала в блин. Потом она вешала блин на палочку и раскручивая его как гимнаста на турникете. Блин вытягивался в тонкую большую лепешку. Затем эту лепешку, палочкой с палочки, забирала третья женщина и расстилала на горячем листе для выпекания. Лепешки получились замечательными на вкус. Бедуины не используют столовые приборы, едят кусочками лепёшки.
В туристической зоне есть несколько каменных построек. Несколько зданий, типа гаражей. Я думаю, там храниться горючее и то, что относится к технике. Потому что, на всей территории нигде не видно ничего такого на виду. Обложенный камнем резервуар воды. Вода в этой деревне привозная. Из камня выложен большой, круглый, серпентарий мини зоопарка. В зоопарке есть два встрепанных, любопытных страуса. Их громадное яйцо было подвешено над проходом. Павлинья семья. Рыженькие, с большими ушками, пустынные лисички выглядывали из земляных нор. Пятнистые лани. Две громадные черепахи, которым по сведениям, одной 120, а второй 150 лет. В центре серпентария, в круглом отделении, поделенном на три сектора, как в ячейках буддийского символизма живут, черепахи, петух с курицами и еще какие то животные в норках. По периметру, в каменных клетках за стеклом, находились разного вида змеи, вараны, хамелеоны, ящерицы. Бедуин при зоопарке бесстрашно их тормошил. В конце, достал из клетки питона. Питон был сытый и со всеми дружил. Была устроена небольшая фото сессия. Я рискнула только погладить его. Новое ощущение от прикосновений. Зоопарк похож на серьёзное учебное пособие для детей бедуинов, для знакомства с фауной родной пустыни.
Каменная мечеть, с импровизированным минаретом из нескольких металлических бочек. Интересное соседство, спутниковой антенны и исламского серпа, среди гор. Вообще-то религия, это привилегия мужчин. В деревне есть голубятня, как почта, но голубя неплохо и съесть, это типа «Виагры». Фаршированные голуби в Египте деликатес. Необычный вид каменной постройки на одной из горушек сразу привлек всеобщее внимание. Что то вроде верхней ступени космического корабля со множеством отверстий по всей поверхности. Потом, в городе я видела подобные постройки на крышах домов и улыбалась, довольная своему знанию, что это. В деревне есть еще один вид бедуинской связи. На самой вершине соседней горы установлены три камышовых связки, столбиками. Поджигая столбики, бедуины могут передать любое сообщение бедуинам. Говорят, у бедуинов есть и иная, неведомая другим, связь. Бедуин, где бы не находился, всегда знает о событиях в племени.
Из бедуинской деревни мы пошли в горный каньон. Встав на линии, отмеченной на песке, мы дружно кричали. Резко и коротко по военному, слушая ответное Эхо. «Ура. Са-фа-ри. Бри-га-да». «Бригада», это было имя нашей группы. В Египте принято такое туристическое правило. Давать тур группе имя. Например, в Луксоре, наша группа называлась «Клеопатра». Это удобно. По одним и тем же маршрутам проходит много групп, и «кодовое имя» помогает не потеряться.
Там же, в горле ущелья, был старый бедуинский колодец. В нем была вода, но сегодня бедуины им не пользуются. Колодец очень глубокий. Гид плюхнул в него воду из бутылки, и мы долго ждали ответный звук.
Концертная площадка находилась в конце ущелья, окруженная крытыми навесами над сидениями и столиками. Шоу состояло из сольного танца живота, которым так гордятся египтяне. Из алжирского сольного танца. Мужчина в развевающихся юбках кружился бесконечном танце. Верхняя юбка, похоже, была из кусочков кожи. Юбка использовалась как гимнастический предмет. Не останавливаясь, танцор переместил верхнюю с талии в руки и крутил её над головой как зонтик. В конце выступала пара силачей. «Египетский юмор акробатики». К концу представления стемнело, и свет неожиданно погас, но через мгновение, высоко на отвесных скалах каньона, неоном высветились названия тур операторов местных и других стран. В финале кальяны и ужин. Столы типа «Налетай, это Вам на всех!» Кто хорошо умел ориентироваться, тот успел больше. В мгновение ока все было опустошено. И немудрено, весь день практически без еды. В обед, помните какой был перекус?
Стало совсем темно, и мы опять расселись по джипам.
В ночи нас отвезли на площадку с телескопами. Наш телескоп был настроен на Сатурн. Да, и правда, есть такой шарик с тарелочкой посерёдке. Пока стояли в очереди, разглядывали звездное небо. Немного необычное расположение звезд сбивало с толку, но большую медведицу потом нашли.

История, Культура, Египет, Путешествия, Люди

Previous post Next post
Up