"Не прощаюсь" - последний (во всех смыслах) роман о Фандорине

Feb 25, 2018 02:02

Пока читала, хотела написать много, но дочитав, вернее дослушав аудиокнигу, поняла, что ничего писать не хочется.
Про совершенно беспомощную детективную составляющую наверняка напишут или уже написали многие, но дело не в ней. Грустно, когда писатель уже сказал о герое все, что мог и хотел, но продолжает о нем писать, потому что надо довести до конца заявленную серию, надо свести воедино главных героев двух разных серий, надо разъяснить всех сов, упомянутых в романах, где действие происходит позже - в бредовом "Шпионском романе" и в "Алтын-толобас" с его еще более бледными продолжениями. Когда "надо" становится важнее "хочется", когда, по признанию самого Акунина, пишется с огромным трудом (в отличие от "Азазеля", к юбилею выхода которого и приурочено издание этого романа), результат просто не может получиться таким, чтобы его хотелось читать и перечитывать, как того же "Азазеля", "Турецкий гамбит" (еще одна необходимая привязка, вернее костыль, без которого весь сюжет вообще бы просто напросто провалился в тартарары), "Алмазную колесницу", "Статского советника" и остальные романы, ставшие классикой не потому, что их написал классик, а потому, что они хороши несказанно.
Сначала хотела сказать, что аналогичная ситуация наблюдается и с Буджолд, но нет, все-таки Акунин - не Буджолд, до явного переливания из пустого в порожнее он не опустился, писательский талант ему не изменил - подчас это даже вполне захватывающее чтиво, но вот именно чтиво, не больше и не меньше. И, на мой сугубо непросвещенный взгляд, остановиться стоило бы как минимум на "Черном городе", если не раньше, и отпустить бедного Эраста Петровича на все четыре стороны, а не воскрешать его только ради этого самого "надо".
Спойлеров не будет, хотя кто в этом романе главный акунин, становится понятно чуть ли не с первой минуты его появления - и это тоже в плюсы романа записать при всем желании не получается.

И чтобы не заканчивать на такой грустной ноте, очень хочу порекомендовать всем, кто еще не, другой роман, который я слушала прямо перед Акунинским: Гордон Ной "Лекарь. Ученик Авиценны". Роман исторический и отчасти приключенческий, действие происходит в XI веке. Написан отличным языком (и перевод лично у меня не вызвал никаких нареканий), есть ли там исторические неточности, мне судить трудно, явных и очевидных я не заметила, но я и не специалист. Зато о человеческой природе и о понятиях чести и долга там рассказано куда достовернее и интереснее, чем это смог сделать Акунин.


UPD: Нет, все-таки от одного спойлера не удержусь.
[Spoiler (click to open)]Осознала, что меня больше всего разозлило в концовке романа - собственно то же, что и в концовке "Черного города", поскольку концовка там и там совершенно одинаковая - Фандорин терпит фиаско и гибнет (а как по мне, так и в "Черном городе" он именно погиб, а не был ранен), когда пытается выполнить историческую миссию - предотвратить то, что в реальной истории произошло, было неизбежно и что предотвратить был бы не в силах даже Фандорин. В первом случае Первую мировую войну, во втором поражение белых в Гражданской войне. И то, что он в конце концов встал на одну из сторон, злит еще больше - не мог тот Фандорин, которого я знала и любила по прежним романам, встать ни на сторону красных, ни на сторону белых - просто потому, что, говоря кратко, чума на оба ваших дома. Эта чума в романе показана, Фандорин ее осознает прекрасно, но вдруг польстился на призрачное обещание всеобщей амнистии. Но КАК, черт возьми?! КАК мог на это купиться не какой-нибудь прекраснодушный кадет-идеалист, а Фандорин?! Вот тут мой тотальный дисбилив достиг уже полного апогея - хоть убейте, не могу я поверить, что Эраст Петрович превратился уже даже не в полного идиота, а в законченного легковерного кретина. ОК, он может на протяжении половины романа в упор не видеть очевидного - бывает, и раньше с ним такое случалось, но вот так просто поверить обещаниям Деникина настолько, чтобы отказаться от своих же собственных идеалов и убеждений? Бред сивой кобылы в пору листопада да и только...
Мне этот выбор настолько же "железом по стеклу", как и измененная в фильме концовка "Статского советника" - согласие Фандорина работать вместе с законченным подонком и негодяем.
И еще - кто-нибудь может мне объяснить, зачем понадобился столь явный и нарочитый - вплоть до мелких деталей - перепев "Адьютанта его превосходительства"? Ведь фильм не основан на реальных событиях - они, как и образ Кольцова, собирательные, так нафига ж? Чтобы читатели вообще не имели с самого начала никаких сомнений насчет того, кто шпион конкурирующей конторы?

Рецензии, Книги

Previous post Next post
Up