29 июня Лея сдала последний экзамен на аттестат зрелости, и моя 15-летняя школьная каторга наконец-то более-менее успешно закончилась! :))
Последний экзамен, который Лея сдавала, был проект по электронике. Вернее, это был совместный проект по электронике и искусству, так как она к своей основной специальности "робототехника" добилась разрешения прибавить вторую основную специальность - "искусство", и по обеим ей нужно было сделать финальный проект, из оценки за который в основном и складывалась итоговая оценка.
Школа пошла ей навстречу и разрешила сделать один объединенный проект, который засчитывался и по искусству, и по электронике. Лея решила сконструировать электронную виолончель. Вот эту:
Сначала она очень долго строила саму виолончель из материала, который называется "капа" - что-то типа легкого двухслойного пластика, заполненного пенопластом или чем-то похожим.
Это была часть проекта по искусству, и его она сдавала в середине апреля. Тогда электронная начинка еще совсем почти не была готова, так что Лея только на словах объяснила, как это должно будет работать, но экзаменаторов оно особо и не интересовало. По искусству она получила 100 или около того.
Второй этап был значительно сложнее, надо было сделать принципиальную схему, затем плату, затем припаять все провода и детали, а главное написать программу. Обычно все дети получают в виде заготовки обычную (не печатную) плату и горсть деталек и проводочков. Но Лея с подачи папы решила пойти иным путем. Она спросила руководителя проекта, может ли она сделать печатную плату (для совсем далеких от электроники людей - это плата, которая рисуется и разводится на компьютере, потом заказывается на заводе, в результате она получается раз в 10 компактнее обычной, но работать с ней труднее, там все должно быть заранее выверено и продумано, а вносить изменения в уже напечатанную - жуткий геморрой). Руководитель согласился.
Сначала Лея с помощью папы нарисовала схему, перенесла ее в Оркад, затем они вместе развели плату, потом Сема заказал ее на заводе в Китае. Дальше мы с ним оба натаскали с работы горку конденсаторов, проводочков, прочие деталек, и Лея несколько вечеров все это сидела и к плате припаивала.
Самым трудным для нее оказалось написание программы - заготовку ей выдал учитель, надо было просто адаптировать ее к нуждам конкретной платы. Ну и само собой, доделывалось это все до полчетвертого ночи за день до сдачи проекта и до часу ночи накануне.
Что, собственно, делает плата и программа: когда виолончель включают в сеть, загораются леды по ее периметру (пока Лея везла виолончель домой из школы, что-то случилось, и леды уже не горят, так что, увы, показать их в работающем состоянии не получилось). По изначальной задумке, леды должны были мигать, но допилить программу до стадии мигания не получилось, так что они просто горели.
Когда кто-то касается струн, фотоэлементы (они видны под струнами) это отслеживают и на динамики передается сгенерированный платой звук. Это и была основная часть проекта. Был еще микрофон, но он работал только дома, в школе уже тоже, увы, отказал (видимо, за это ей немного снизили оценку).
В общем, за всю эту немыслимую красоту Лея получила 85 баллов, и это очень здорово, потому что экзаменатор был очень суровый, многие дети в классе получили вообще отрицательные оценки - 45-50, а сотня на весь класс была только одна - у совершенно гениального мальчика.