Итак, после ночных дорожных приключений мы не совсем благополучно, но добрались до городка Пейдж, расположенного на стыке двух штатов - Аризоны и Юты. Городок крошечный, так что наш Мотель-6 нашелся очень быстро. Если кто не в курсе, сеть Мотель-6 - самая дешевая в Амирике и, соответственно, сама непритязательная. Обычное барачное здание, предельно простой функциональный номер без малейших изысков и претензий на уют, но постельное белье чистое, кровати удобные, душ работает отлично (правда нет ни шампуней, ни мыла, но у нас с собой было). В общем, для того, чтобы ввалиться туда в час ночи, а ускакать в очередной каньон в полвосьмого утра - самое то.
Поначалу я правда заказала номер в другом мотеле, который стоил почти в три раза дороже (Мотель-6 - 69 баксов за ночь, второй - 189), но когда неожиданно в июле выяснилось, что нам придется ночевать в Пейдже две ночи, (потому что арендованный джип надо в Пейдже и сдать, а не только взять, а пилить потом еще три часа до Сиона очень уж не хотелось, да и вторая Антилопа манила), то ни в одном другом мотеле Пейджа, кроме Мотеля-6, мест уже не было. К тому же когда выяснилось, что в американских гостиницах имеет место быть такое явление как клопы (вот кто бы мог только подумать!!!), то я кинулась читать отзывы по всем заказанным мной мотелям на нашем маршруте и обнаружила, что как раз в дорогом мотеле народ на клопов жалуется, а в Мотеле-6 о них никто не слыхивал и даже сбегал туда из какого-то другого, где эти твари водились.
Еще в городке Пейдж полностью отсутствует GSM-ная связь, а в мотеле не было и интернета - сломался компьютер, так что мы на двое суток оказались полностью оторванными от внешнего мира (хотя с нашим сумасшедшим каньонным графиком не очень-то это и заметили :)).
Утром мы проснулись, Сема сгонял за джипом: огромный Гранд-Чероке, поднятый выше обычных внедорожников, с очень мягкими, но драными, кожаными сиденьями и мягкой крышей изнутри - чтобы головой было не слишком больно стукаться ;)), и с такой ширины покрышками, каких я отродясь раньше не видывала, скрипел и дребезжал как старая несмазанная телега (а хозяин уверял, что это лучший представитель его автопарка), так что мы всю дорогу молились, чтобы он не развалился и довез нас назад, а то застревать посреди пустыни и при полном отсутствии связи с внешним миром как-то не очень хотелось. Но джип, к счастью, выдержал и все обошлось благополучно. :) Правда вид он после наших на нем приключений имел такой, что в приличный город его бы и на дух не пустили, но это уже была забота его хозяина - мойка явно входила в ту сумасшедшую цену, которую нам пришлось заплатить за его аренду.
Первым пунктом нашей программы в тот день был знаменитый каньон Антилопы. Вернее этих каньонов два - верхний и нижний. На этот день у нас был запланирован нижний, так что без десяти восемь утра мы уже стояли у его входа.
Каньон Антилопы (англ. Antelope Canyon) - каньон, расположенный на юго-западе США, на севере Аризоны, рядом с городом Пэйдж, неподалеку от границы с Ютой, в 240 км от Великого Колорадского Каньона. Каньон получил своё название, благодаря рыже-красным стенам, напоминающим шкуру антилопы. Каньон Антилопы не является национальным парком и вероятно, поэтому не известен так широко как Великий Каньон или каньон Брайс. Он лежит на землях племени Навахо и принадлежит индейцам этого племени. Чтобы попасть туда, нужно заплатить пошлину за проход по индейской территории и нанять проводника (на самом деле сейчас туда пускают только группы раз в полчаса, самостоятельно невозможно попасть никак, причем в верхний каньон тур надо заказывать заранее). Существует два каньона Антилопы - верхний и нижний (англ. Upper Antelope Canyon, англ. Lower Antelope Canyon). Они знамениты среди фотографов всего мира из-за причудливой формы скал, освещённых восхитительным магическим светом. Оба каньона представляют собой естественно возникшие гигантские щели в песчаных скалах. В течение нескольких столетий вода и ветер вытачивали в красном песчанике углубления на несколько сотен метров. Раз в несколько лет, во время ливневых дождей, каждый каньон, обычно пересыхающий в течение года, затопляется водой. Именно дождевая вода, медленно стекая и унося с собой песчинки, за много лет сформировала эти изящные рельефные линии внутри скал. Нам очень-очень повезло - эти самые ливневые дожди прошли буквально за неделю до нашего приезда, так что дно каньонов было покрыто мокрой красной глиной и кое-где еще стояли лужи, но в целом пройти уже можно было. Выдавая нам джип, его хозяин сказал, что в течение всей последней недели из-за полной непроходимости дорог он эти джипы никому не давал вне зависимости от того, были они забронированы или нет, и только пару дней как снова давать начал.
Лучшее время посещения - весной и осенью: март - апрель и октябрь - ноябрь. В это время солнечные лучи проникают до самого дна и каньоны выглядят так, словно внутри темного дворца горит яркий свет. Зимой освещение в каньонах достаточно слабое - внутри довольно сумрачно, глубокие тени и плоские рельефы. Для зимней фотосъемки желательно устанавливать дополнительное освещение.
Климат континентальный. Лето жаркое, сухое, с малым количеством осадков. Средняя температура +30-35С°, максимальная +47С°. Зима мягкая, не холодная. Обычно температура воздуха не ниже 0С°, но иногда холодные воздушные массы приходят из Канады, и тогда температура воздуха понижается до минусовой, выпадает снег.
Каньон Антилопы относится к так называемым щелевым каньонам (англ. slot canyons). Он сформирован эрозией песчаника Наваха. Причинами эрозии геологи называют, во-первых, внезапные наводнения, во-вторых, субаэральные процессы. Дождевая вода, особенно в сезон муссона, поступает в обширный бассейн, расположенный выше секций щелевого каньона и, набирая скорость и смешивась с песком, проникает в узкие проходы каньона. В течение длительного времени проходы в скале разрушались, становясь глубже и сглаживаясь, приобретая характерные «плавные» формы.
Посещения Каньона Антилопы возможны исключительно как туры с проводниками, частично потому, что в сезон дождей каньон может быть быстро затоплен. Во время посещения вблизи не должно быть дождя - вода с расстояния нескольких миль «вверх по течению» может быстро и почти без признаков приближения достичь каньона. Во время грозы или даже при незначительных признаках её возникновения спускаться в каньон категорически запрещается - слишком велика вероятность внезапного наводнения. 12 августа 1997 года в Нижнем каньоне потоком смыло 12 туристов, 11 из которых погибли
Нижний Каньон Антилопы, названный племенем Навахо как Hasdeztwazi, или «Спиральные арки скалы» (англ. Spiral rock arches), расположен на несколько километров дальше Верхнего Каньона Антилопы. До установки металлических лестниц, посещая каньон приходилось подниматься и спускаться по верёвкам и весьма опасным верёвочным лестницам в определённых областях. Даже после установки лестниц экскурсия в Нижнем Каньоне Антилопы осталась значительно более трудной, чем экскурсия в Верхнем Каньоне Антилопы - маршрут является более длинным, местами более узким, а кое-где даже нельзя стоять на ногах. В конце маршрута нужно подняться по нескольким длинным лестничным маршам.
Несмотря на эти ограничения и на не менее удивительные рельефы Верхнего Каньона, Нижний Каньон Антилопы значительно сильнее притягивает фотографов, желающих запечатлеть его на фотоплёнку. Освещение здесь лучше в ранние часы утром или в позднее время днём. Вид на каньон сверху:
Спускаемся по лестницам вниз:
Каньон Антилопы - популярное место для фотографов и туристов, а также для источников бизнес-туризма прежде всего для индейцев навахо. Пропуск на индейскую территорию, к каньону Антилопы был открыт только с 1997 года, когда племя Навахо сделало свою территорию племенным парком ограниченного доступа. Фотография в пределах каньонов трудно создаётся из-за широкого диапазона яркости (часто 10 EV или больше).
Цвета, видимые на фотографиях не всегда полностью соответствуют тому, что видит в каньоне Антилопы живой человеческий глаз. Это странное место, фотографии которого могут выглядеть ещё красивее и загадочнее реальности. Синие тона глубоких теней появляются только на снимках, видимо, человеческий мозг отфильтровывает эту синеву, когда смотришь на каньон в сумерках. Нужно быть готовым к тому, что придется снимать с выдержками в несколько десятков секунд или больше для получения большой глубины резкости. Фотографируя с помощью брекетинга, происходит съёмка в разных режимах, помогающая скрыть ошибки экспонометра. Из-за постоянного применения брекетинга со штатива, может получиться несколько снимков с разными проработанными участками одного и того же ракурса, что позволяет совмещать снимки в растровом графическом редакторе при обработке на компьютере и получить удивительные результаты. Снимки, сделанные в Каньоне Антилопы особо привлекательны для зрителя. Лучшее время фотографирования - середина дня, когда солнце находится в зените. Для Нижнего каньона наиболее предпочтительно время до полудня и сразу после (с 10 до 11 или с 13 до 14 часов дня), а для Верхнего, лучшее время в районе полудня - с 11 до 13 часов. Это связано с тем, что в Верхний каньон более глубокий и свет туда проникает хуже, а в Нижнем каньоне во время полудня становится слишком много прямого света и пропадает магия. В Википедии все написано правильно за исключением одного, видимо, совсем недавнего нововведения: в лучшие для съемки часы теперь делаются не обычные, а специальные фототуры, которые длятся два часа вместо полутора и на которых только и разрешено снимать со штатива! Сема попытался было поставить штатив на нашем обычном туре, и его тут же попросили этого не делать. Основная же проблема в том, что фототуры стоят, как несложно догадаться, в три раза дороже обычных, да и ждать середины дня у нас не было никакой возможности. Хотя, как на мой вкус, так прямые солнечные лучи, попадающие в каньон в эти лучшие фотографические часы, не улучшают, а ухудшают фотографии - тени становятся еще более резкими и никакой брекетинг уже не спасает положение. А вот рассеянный утренний свет в с половины девятого по до половины десятого утра - самый оптимальный вариант. НО! Непременно нужна камера, умеющая делать автоматический брекетинг с рук, и без сильных шумов на высоких ИЗО (хотя в нижнем каньоне я все время снимала на ИЗО 400).
Итак, все фотографии дальше - это HDR-ы. Их довольно много, так что сядьте поудобнее, желательно перед большим экраном, и наслаждайтесь видами, которые невозможно найти больше ни в одной точке земного шара. А заодно напрягите свою фантазию и расскажите, кто какие фигуры видит в причудливых изгибах скал.
Поехали:
Поражает причудливость скальных форм - вот тут явно видно лицо девушки:
А это каменный истукан с острова Пасхи:
Антилопа и Лейка: :)
Голова зайчика:
Окно:
Орлиная голова:
Эта фотография совершенно крышесносная:
Акулья пасть:
Петроглиф на стене:
Летящая птичка:
Чей-то очень длинный нос: :))
Снова орел:
Спящий дракон:
В самом конце маршрута мы остановились, и брат нашего проводника сыграл нам на флейте несколько индейских мелодий - очень красивых!
Выходим из каньона:
Путь назад лежит по пустыне вдоль каньона:
Там иногда встречается вот такая живность:
Вернувшись на стоянку, мы загрузились в наш почти-марсианский-вездеход и поехали в Пейдж завтракать.
В следующем посте я немного нарушу хронологию и покажу сначала верхнюю Антилопу, в которой мы были на следующее утро, а потом только Кайота, в который мы отправились после Антилопы нижней.
Часть первая - краткий отчет
тут и
тут.
Часть вторая -
Под крылом самолетаЧасть третья -
Universal Studios - начало и
Universal Studios - окончание.
Часть четвертая -
Голливудский бульварЧасть пятая -
Музей мадам ТюссоЧасть шестая -
Вилла-музей Гетти в МалибуЧасть седьмая -
Пляж в Санта-МоникеЧасть восьмая -
Санта-Моника и дорога в МонтерейЧасть девятая -
Монтерей и КармелЧасть десятая -
Сан-Франциско - часть перваяЧасть одиннадцатая -
Сан-Франциско - Пирс №39Часть двенадцатая -
Сан-Франциско - Золотые воротаЧасть тринадцатая -
Национальный парк Йосемити - СеквойядендроныЧасть четырнадцатая -
Национальный парк Йосемити - Йосемитская долинаЧасть пятнадцатая -
БишопЧасть шестнадцатая -
По дороге в Долину СмертиЧасть семнадцатая -
Долина Смерти - Песчаные дюныЧасть восемнадцатая -
Долина Смерти - ЗакатЧасть девятнадцатая -
Долина Смерти - Забриски-пойнтЧасть двадцатая -
Долина Смерти - Badwater и Artists DriveЧасть двадцать первая -
Вечерний Лас-ВегасЧасть двадцать вторая -
Дневной Лас-ВегасЧасть двадцать третья -
Плотина ГувераЧасть двадцать четвертая -
Национальный парк Гранд-Каньон - часть перваяЧасть двадцать пятая -
Национальный парк Гранд-Каньон - часть втораяЧасть двадцать шестая -
Национальный парк Гранд-Каньон - часть третьяЧасть двадцать седьмая -
Национальный парк Гранд-Каньон - часть четвертая