В Линкольн мы приехали почти перед самым закатом.
Загрузив вещи в наш коттедж в таром городе Линкольна (его я еще покажу подробно, он того заслуживает), мы скорее побежали по главной улице к собору ловить последний вечерний свет.
Но мы даже представить себе не могли, какая невероятная красота откроется нашим глазам - собор буквально пылал золотым огнем в лучах заходящего солнца (кликните, чтобы увидеть в большем разрешении):
В этом посте я покажу свои фотографии и
shimonk, снимали мы каждый своей Альфой, и результат получился довольно-таки разный.
Линкольнский собор (The Cathedral Church of the Blessed Virgin Mary of Lincoln) является третьим по величине храмом средневековой Англии. Надо отдать должное его строителям - собор великолепен. Три его колоссальные башни, напоминающие башни сказочного замка, гордо возвышаются на вершине холма, далеко видные со всех точек окружающей равнины.
Собор считается одним из ярчайших образцов английской готической архитектуры. Несколько веков подряд, до обрушения в 1549 году центрального шпиля 160-метровый собор был самым высоким зданием на Земле, побив рекорд пирамиды Хеопса..
Линкольнской собор построен на месте древнеримского укрепления, развалины которого можно видеть и сегодня. Вероятно, уже в римские времена здесь существовала раннехристианская церковь, но никаких свидетельств этому не сохранилось. Первые сведения о постройке церкви в Линкольне относятся к 620-м годам, когда Полинус, епископ Йоркский, возвел здесь небольшую базилику. Эта церковь, равно как и весь город, была обращена в пепел в 870-х годах, во время очередного набега викингов.
После норманнского завоевания Англии в Линкольне была учреждена епископская кафедра. Первым епископом Линкольна стал Ремигиус Фекампский. При нем началось строительство замка и первого кафедрального собора, выполненного в романском стиле и больше напоминавшего укрепленный замок, чем храм. В 1141 году этот собор сильно пострадал от пожара: рухнула кровля, обвалились фрагменты стен. Частично разобрав, частично использовав руины старого собора для новой постройки, епископ Александр Великолепный начал строительство нового собора, уже не несущего двойной функции храма-крепости, а полностью соответствующего своему назначению.
Собор, построенный епископом Александром, сильно пострадал во время боевых действий, связанных с событиями феодальной междоусобицы в середине 1100-х годов. Во время этих событий Линкольн был занят отрядом сторонников претендентки на престол - принцессы Матильды. Подошедшие к городу войска законного короля Стефана штурмом взяли город, при этом здание собора получило значительные повреждения. А землетрясение - явление, для Англии редкое - случившееся в 1185 году, окончательно разрушило собор, уцелела только центральная часть западного фасада и западные башни.
В 1186 г. епископом Линкольна стал святой Гуго Авалонский, монах-картезианец. Он затеял обширную перепланировку в раннем готическом стиле, но скончался в 1200 г., так и не увидев результат своих трудов. Собор в своем нынешнем виде был завершен к 1280 г. (за исключением верхних частей башен и крытой галереи), хотя отделка его убранства продолжалась еще долго.
Перестройка романского здания собора в Линкольне, одного из наиболее протяженных в Англии (длина собора составляет 157 м), привнесла в английскую готику ряд новых архитектурных приемов. Во время перестройки фасад собора был значительно расширен, вытянут в длину и украшен семью рядами ниш. Этот длинный фасад напоминает прислоненный к зданию экран. В средней части растянутого фасада возвышаются две высокие башни.
К северу от собора расположен десятиугольный в плане дом капитула.
Собор имеет сложный и несимметричный план с беспорядочно расположенными в нетрадиционных местах порталами, сдвоенными трансептами и рядами капелл. Восточная часть собора считается лучшим творением английской архитектуры второй половины XIII века. Снаружи ее отличают тонкая ажурная резьба по камню и ряд полосатых, облицованных камнем контрфорсов. В нижней части фасада находятся ниши со статуями и фриз 1140 г., изображающий рай и ад.
На западном фасаде Линкольнского собора между двумя башнями расположен притвор с гигантскими порталами, выполненный в XIII столетии. Мотивы скульптурного фриза на западном фасаде, выполненные около 1145 года, явно заимствованы их архитектуры Западной Франции. Из Франции заимствован и мотив «Галереи королей», сооруженной Джоном из Уэльбурна в XIV столетии. Длинный центральный неф (1203-1253), большая часть западного фасада, нижние ярусы башен и дом капитула относятся к периоду «раннеанглийской готики».
В соборе находятся два трансепта, над которыми величественно возвышается башня, высота которой составляет 82 метра. Когда-то у башни был шпиль.
Есть в соборе и еще два отдельно поименованных украшения - это окна с витражами и тонкой ажурной работой из металла. Северный фасад главного трансепта украшает прекрасное окно-роза, известное под названием «Глаз настоятеля» (1220 г.). Аналогичное окно с ажурными переплетами чрезвычайно тонкой работы можно видеть на южном фасаде. Оно называется «Глаз епископа» (1330 г.). Среди цветных стекол южного окна сохранились фрагменты подлинных средневековых витражей, уцелевших в бурях Реформации и гражданских войн.
Колокол "Большой Том" весом в 270 кг отбивает каждый час.
К собору примыкает облицованное мрамором здание пресбитерия. Его фасады украшены пятью выступами-фонарями с высокими окнами и высоким стрельчатым окном с восточной стороны. Окно обрамляют арки с колоннами, капители которых покрыты пышной резьбой.
Интерьер Линкольнского собора отличается подчеркнутым благородством архитектурных форм. Прославленный «Ангельский хор», сооруженный в 1256-1280 годах, является прекрасным образцом зрелой английской готики с ее сложным архитектурным декором. Хор украшают тридцать монументальных скульптур. Здесь же располагаются ряды деревянных скамей, спинки которых украшают резные панно с изображениями спящих римских солдат. Многоцветные оконные витражи окрашивают внутреннее пространство храма во все цвета радуги.
Высоко на северной стене «Ангельского хора» можно видеть небольшую, около 30 см, вырезанную из камня фигурку сидящего чертенка. Легенда рассказывает, что как-то раз черт среди бела дня выпустил своих чертенят погулять. Вдруг сильный порыв ветра подхватил двоих и принес их в Линкольн. Увидев могучую громаду собора, чертенята были так поражены его величием, что сперва побоялись войти в него. Но один из них, самый отчаянный, все-таки влетел внутрь собора и начал пакостить: толкнул священника, подставил ножку епископу, начал подвывать и мешать петь хору, и наконец, попытался разбить окно. Тогда спустившиеся с небес ангелы велели ему прекратить безобразия. «Что ж, попробуйте, остановите меня!» - нахально заявил чертенок, взлетел высоко к самым сводам храма и... по ангельскому слову тут же окаменел, навечно застыв на стене хора, который с тех пор стал именоваться Ангельским.
В Линкольнском соборе покоятся мощи епископа Гуго Авалонского - основателя храма, после смерти причисленного к лику святых. На протяжении многих лет к его гробнице стекались паломники со всех концов Англии.
Линкольнский собор сыграл немаловажную роль в английской истории. Епископ Линкольна был в числе тех, кто подписал Великую хартию вольностей с Иоанном Без-земельным. Один из уцелевших экземпляров Хартии хранится в Линкольнском замке. В 1290 г. в городке Харби близ Линкольна скончалась Элеонора Кастильская, возлюбленная супруга Эдуарда I. Тело королевы было забальзамировано и похоронено в Вестминстере, а ее внутренности, которые извлекли в процессе бальзамирования, отвезли в Линкольн. Король распорядился поставить в соборе копию вестминстерской гробницы. В XVII в. статуя на саркофаге была разрушена, в XIX в. ее заменили копией.
Не успели мы отойти на пару шагов от нашего коттеджа, как в проеме между домами увидели совершенно заворожившее нас зрелище:
Мы поспешили вперед и вышли на главную площадь старого города. Прямо перед нами располагалась старинная стена с воротами, а за ней возвышались башни собора:
Стена и сама по себе заслуживает пристального внимания:
Она же с обратной стороны:
А уж раскинувшаяся за ней картина вообще была совершеннейшей фантастикой:
Детали западного фасада с гигантскими порталами XIII века и башни:
Потом я побежала внутрь собора и обфотографировала его весь, а Сема не пошел и продолжал снимать снаружи, наблюдая за тем, как уходило солнце и менялось освещение фасада собора и ворот, ведущих к нему:
Восточный и северный фасады и внутренние дворики:
Клойстер:
Клойстер на следующий день (почему в соборе так много цветов, расскажу в следующем посте):
Южный фасад собора, вдоль которого выставлены щиты с видами, открывающимися с башни, но мы туда, увы, не залезали - было уже закрыто:
Когда я наконец выбралась из собора, почти совсем стемнело:
Поужинав, мы вернулись в наш коттедж за штативом, благо от собора он расположен в двух минутах ходьбы, и вернулись снова снимать ночную подсветку собора и центральных улиц (выложу несколько парных фотографий HDR-ы и обычные, интересно, кому какие больше понравятся :)):
На следующий день мы снова зашли в собор, для этого была своя особая причина, о которой тоже в следующем посте. Вот так он и ворота, ведущие к нему, выглядят при обычном дневном свете: