Последняя часть экспозиции музея посвящена известному писателю и художнику
Бруно Шульцу (1892-1942, Дрогобыч).
Еврейский писатель, он писал на польском языке, литературоведы называют его "польским Кафкой". Родом из Дрогобыча (Галиция, Австро-Венгрия, ныне - Украина), выходец из традиционной еврейской семьи, где строго соблюдались еврейские законы, он учился в местной гимназии, а после ее окончания изучал живопись в Вене и архитектуру во Львове. С 1924 по 1939 годы преподавал рисование в гимназии своего родного города.
Всесторонний художник, он больше всего любил графику, участвовал в художественных выставках в Варшаве, иллюстрировал книги. В 1924 году вышел альбом избранных рисунков Шульца. Он начал писать в 1925-м, но первые его публикации - рецензии в журналах и газетах - появились в 1933 году. Шульц был членом литературной группы "Предместье". Два главных его произведения - циклы новелл "Коричные лавки" (1934) и "Санаторий под Клепсидрой" (1937). В 1936-м он перевел на польский язык роман Кафки "Процесс". Написанный в самом конце 1930-х роман "Мессия" остался неопубликованным и затерялся во время войны. Та же участь постигла и написанную по-немецки новеллу "Возвращение". Творчество Шульца еще при его жизни получило признание в кругу ценителей. В 1938 году польская Академия литературы наградила его премией.
1 сентября 1939 года Германия нападает на Польшу, а Дрогобыч дважды переходит из рук в руки: сначала город оккупируют немецкие войска, затем "освобождают" советские. В короткий период советской власти Шульц успевает испытать на себе весь ее мрачный абсурд: его заставляют написать портрет Сталина и большое полотно "Освобождение народа Западной Украины", затем арестовывают и подвергают допросу в НКВД за использование в картине голубого и желтого цвета, что было расценено как проявление украинского национализма.
В первых числах июля 1941 года Дрогобыч занимают немцы. Последние полтора года своей жизни Шульц, истощенный физически и психически, проводит в гетто. Гауптшарфюрер (в других источниках - обершарфюрер) СС Феликс Ландау, любитель лошадей и собак, убивавший евреев во Львове и Дрогобыче, был восхищен работами Шульца и предложил "покровительство" (временно, разумеется) в обмен на рабский труд в его доме, приказав художнику расписать стены комнаты его сына персонажами немецких сказок. Эти фрески были созданы в конце 1941 или в начале 1942 года. В блоге "Ботинок" есть
очень интересная статья о нем нашего экскурсовода Елизаветы Давидович.
Процитирую несколько абзацев из нее:
Бруно Шульц - художник. На 20 ближайших лет (они уже начались с 2009 года) Украина подписала договор с Израилем о временном хранении фресок Шульца, созданных им в Дрогобыческом гетто, в музее Яд ва Шем.
Это не тематика Шульца - настенные росписи по мотивам немецких сказок.
Но так хотел Хозяин. Феликс Ландау - офицер гестапо в Дрогобыче. Бывший венский столяр. Столяр-то столяром, но Вена обязывает. Приезд детей из Вены ожидался к лету.. Художников пруд пруди. Только прикажи.
Лучезарность цветовой гаммы фресок Шульца - это какафония подневольного произведения. Шульц - художник двух цветов. Черного и белого. Шульц -творец, избирающий дорогу Гойи в обнажении злого начала человеческой природы. Вытянутая женская ножка в графической серии 20-х годов подобна змеиному жалу....
Фрески Шульца - его последнее произведение.
Он должен был закончить все дела: позаботиться о сошедшей с ума сестре, найти укрытие для своих работ. И только тогда выйти...
Он водрузил наполеоновскую треуголку, взял вожжи и двинулся в путь...День был 19 ноября 1942. Выйти из гетто Шульцу не удалось.
19 ноября 1942 года "коллега" Феликса Ландау, офицер СС Карл Гюнтер, убил "персонального еврея" Бруно Шульца на улице выстрелом в голову. И опять цитирую
Лизу:
"Как я выгляжу? Иногда я вижу себя в зеркале. Странная, смешная и горестная ситуация! Стыдно признаться. Я никогда не вижу себя анфас, лицом к лицу. Там, в глубине зеркала, я всегда стою чуть глубже, чуть дальше, чуточку в профиль, чуточку сбоку; стою задумчивый и смотрю в сторону, чуть-чуть назад, за спину. Наши взгляды перестали встречаться". (Бруно Шульц "Одиночество", "Санаторий под Клепсидрой").
Сохранилось совсем мало работ Шульца - погиб весь его литературный, эпистолярный архив, погибли все холсты, сохранилось лишь то, что было опубликовано в те годы, и отдельные работы, подаренные друзьям или приобретенные коллекционерами. Проза его переведена с польского на разные языки, в том числе на иврит и русский. Немного его работ мы увидели в Художественном музее в Яд Вашеме, но центром выставки были его фрески и их история. Фот они, эти замечательные фрески:
На этой он изобразил самого себя в иронично-сказочной манере:
Вот об этой ножке говорила Лиза Давидович: