Венеция - Дворец дожей

Jul 03, 2010 00:09

Дворец дожей веками был и остается «визитной карточкой» Венеции: ведь прибывавших по морю гостей, прежде всего, встречало именно это здание - резиденция правителей Венеции, место заседаний Большого совета, Сената и Верховного суда. С выходящего из зала Большого совета на залив балкона дож (пожизненно избранный правитель Республики) лично приветствовал прибывавших визитеров.
Ничего почти не осталось от первоначальной конструкции, построенной до 1000 года на основе уже существовавших римских стен. Это античное здание было уничтожено пожаром.
Нынешний Дворец дожей построили каменотесы Филиппо Календарио, Пьетро Базейо и мастер Энрико. В 1400-1404 годах был закончен фасад протяженностью более семидесяти метров, выходящий на лагуну, а в 1424 году и тот, который выходил на Площадь Святого Марка.
Для завершения строительства здания были приглашены флорентийские и ломбардские мастера, но большая часть здания в стиле готики была выполнена членами семьи Бон, венецианскими мастерами - специалистами по обработке мрамора.
В 1577 году очередной пожар уничтожил одно крыло здания и Антонио да Понте, создатель моста Риальто, восстановил первоначальный вид здания.
В центре восточного фасада находится большой балкон, выполненный учениками Сансовино в 1536 году. Над балконом стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции. Над этим балконом установлена статуя Правосудия работы скульптора Алессандро Витториа. Именно с этого балкона в 1866 году было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским Королевством.




Нижний ярус дворца характеризуется невысокими массивными колоннами. Галерея второго яруса состоит из двойного ряда колонн, более тонких и высоких. Третий ярус представляет собой гладкую стену, прорезанную крупными и мелкими окнами, расположенными асимметрично. Стена увенчана зубчатым фигурным аттиком, весь фасад облицован мрамором кремового и розового оттенков.

Под колоннадой Дворца:





Слева от фасада, выходящего на Площадь Святого Марка, открывают доступ во двор Дворца дожей Бумажные ворота - Порта делла Карта, созданные Джованни и Бартоломео Бон. В форме стрельчатой арки, украшенной в ее верхней части декоративными элементами в готическом стиле. На портале - дож Франческо Фоскари перед крылатым львом, а вверху - статуя Правосудия.



У входа расположены еще две вот такие странные статуи:





Через Бумажные ворота можно пройти в арочную галерею Фоскари, а затем во двор Дворца дожей, в центре которого установлены два бронзовых парапета для колодцев работы Альфонсо Альбергетти (1559 г.) и Никколо деи Конти (1556 г.), литейщиками пушек.






Основной фасад с восточной стороны входа - работы Антонио Риццо, конец XV века, роскошно украшен Пьетро Ломбардо. Два фасада, которые обрамляют двор с южной и западной стороны, построены из красного кирпича Бартоломео Манопола в XVII веке.









Наверху северного фасада с Арочной галереей Фоскари установлен циферблат часов. У этого фасада два яруса арок: полукруглые в портике и стрельчатые в лоджии. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями. Этот фасад также является барочной работой Манопола.













Справа, на высоком пьедестале установлен памятник урбинскому герцогу Франческо Мария делла Ровере работы Джованни Бандини (1587 год).
Перед лестницей Гигантов открывается Арка Фоскари, начатая мастерами Бон в готическом стиле и законченная архитектором Риццо в стиле Возрождения. Над сооружением установлена статуя Святого Марка и статуи других аллегорических фигур. Рядом с лестницей Гигантов расположен дворик Сенаторов. По традиции здесь во время торжественных церемоний собирались сенаторы.



Лестница Гигантов берет свое название от двух огромных статуй Марса и Нептуна, которые изваял Сансовино и его ученики. Она была построена по проекту Антонио Риццо в конце XV века. На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронования дожей.







Лестница ведет в крытую галерею второго этажа. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «пасти львов» - выгравированные головы львов, в которые опускались послания и тайные доносы, являвшиеся компетенцией различных управлений.



Прежде, чем подняться в парадные залы дворца, можно погулять под колоннадой нижнего этажа:



Полюбоваться древней гондолой:





И статуей св. Марка:



В парадные залы дворца можно подняться по «Золотой лестнице», спроектированной Сансовино в 1538 году для дожа Андреа Гритти и законченной Скарпаньино в 1559 году. Лестница, покрытая позолоченной лепниной, в старину предназначалась для важных гостей и для высокопоставленных лиц.
(Точность атрибуции всех залов я не гарантирую, вполне возможно где-то ошиблась, но с двумя основными залами тоно не ошиблась.)



В зале Скарлатти собирались сановники алых тог, ожидавшие дожа для проведения официальных церемоний. Роскошная отделка этого зала была выполнена под руководством Пьетро Ломбардо. Богатый деревянный потолок относится к началу XVI века. На изящном мраморном камине установлен герб дожа Агостино Барбариго.





Зал Карт берет свое название от важных географических карт, украшающих стены, выполненных Джован Баттиста Рамнусио в 1540 году, а также Франческо Гриселлини и Джустино Менескарди в 1762 году. В центре зала два больших глобуса, относящихся к XVII веку.



В зале Коллегии собиралась Коллегия, состоящая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета Десяти и Верховного Канцлера. Здесь принимались наиболее важные решения правительства республики. Этот зал был спроектирован Антонио да Понте в 1574 году. Великолепный позолоченный резной потолок создан Франческо Белло и является обрамлением аллегорических полотен работы Паоло Веронезе, среди которых над трибуной выделяется «Венеция на троне».





Главную достопримечательность Дворца дожей составляет живопись. Каждый плафон здесь расписан крупнейшими художниками Венеции. Особенно много здесь работ мастеров венецианского Возрождения - Веронезе и Тинторетто. Их необыкновенно красивая по колориту декоративная живопись производит огромное впечатление. Едва ли не драгоценнейшим украшением дворца являются четыре панно Тинторетто - "Меркурий и Грации", "Минерва и Марс", "Вакх и Ариадна" и "Кузница Вулкана".
Разные неопознанные залы и переходы:

























Зал Сената был также реконструирован Антонио да Понте. Рисунок прекрасного потолка был сделан веронцем Кристофоро Сорте. Вставленные в него панно созданы различными художниками, в том числе Тинторетто.





В зале Совета Десяти заседал трибунал, который вел следствия, касающиеся политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож и в его состав входило десять членов Большого совета и шесть советников.
Над этим залом находились тюремные камеры, так называемые Пьомби, со свинцовым потолком, в которых когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно. В центре потолка помещен шедевр Паоло Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», увезенный в 1797 году французами в Париж и до сих пор хранящийся в Лувре. В настоящее время на этом месте установлена копия этого знаменитого полотна, выполненная Якопо ди Андреа (не очень поняла, который из двух следующих зал Совета Десяти, но явно один из них).



















В 1690 году, после успешного командования войсками в Греции, в Венецию возвратился дож Ф. Морозини. Причалив к Пьяцетте на роскошном корабле "Буцентавр", дож прошел под огромной Триумфальной аркой, специально сооруженной для этого случая. Фасад Дворца дожей, обращенный к лагуне, украсили дорогими тканями и картинами, во внутреннем дворе тоже развесили ткани и картины, изображающие деяния дожа.
Апартаменты дожа были заполнены гобеленами, парадными картинами, отделанными бархатом с золотой бахромой креслами, замечательными зеркалами, резными и лакированными столиками, серебряными вазами и ценными скульптурами... Из всех помещений особенно выделялась галерея, в которой было выставлено турецкое оружие и другие военные доспехи.
С наступлением вечера во Дворце дожей и его внутренних помещениях зажгли яркое освещение в честь триумфатора. А сам дож Ф. Морозини, встав в центре Пьяцетты, бросал в толпу золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением.









Еще неопознанные залы:











Зал Большого совета занимает все южное крыло. Его длина 54 метра, ширина - 25 метров, а высота - 15 метров. При этом в зале нет ни единой колонны, поддерживающей его свод! Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других знаменитых художников, но все они погибли при пожаре 1577 года. По проекту Антонио да Понте зал был реконструирован. Перед восточной стеной в "Зале Большого Совета" на возвышении установлены трон дожа и кресла шести членов Малого Совета. А над ними всю стену занимает одна из самых больших картин в мире - «Рай», написанным Якопо Тинторетто и его сыном Доменико (1590 года). Длина картины - 22 м, высота - 7 м. На потолке выделяется огромная овальная картина Паоло Веронезе «Триумф Венеции». Под потолком, по периметру зала, расположено 76 небольших портретов дожей - по два в каждой раме. Один из них замазан чёрной краской, поверх которой выведена назидательная надпись: "Это место Марино Фальера, обезглавленного за преступления".
В этом зале наиболее пристально следили за желающими пофотографировать, так что удалось сделать всего три кадра:







Из "Зала Большого Совета" посетители проходят в "Зал выборов" (или "Зал жребия"), который называется так потому, что во времена Республики в нем проходило публичное баллотирование чиновных лиц, а иногда и их осуждение. Здесь же выносились и приговоры, но с оружием в этот зал никто входить не смел.
Массивный потолок "Зала выборов" богато украшен резьбой и позолотой. Кроме того, в нем размещены три большие овальные картины, два квадрата и 12 неправильных треугольников, в которых представлены аллегорические сюжеты, написанные художником Падованино.

















Среди помещений Дворца дожей есть и такие, которые в те времена вызывали страх у жителей Венеции. Так, например, в Зале Трех (Sala dei Tre Capi) заседали трое верховных судей инквизиции, каравшей неугодных режиму.
Из залов Управления Законов и Управления уголовных дел





можно попасть в коридор,



который, проходя по мосту Вздохов, перекинутому через Дворцовый канал,





ведет в Новые тюрьмы, спроектированные архитектором Антонио да Понте. По мосту проходят два коридора: верхний ведет в Новые Тюрьмы, а нижний возвращается на этаж портика Дворца дожей. К Старым Тюрьмам принадлежали Пьомби, находящиеся под свинцовой крышей Дворца, и Поцци, находящиеся на уровне воды Дворцового канала, в которые сажали самых опасных заключенных. Тюремные камеры Поцци из-за их деревянной облицовки и убогого пространства навевают на посетителя мрачное ощущение, и легко можно представить настроение тех, кто был заключен здесь.







Тюремный двор:



Назад во дворец:



С величайшим богатством и тщательностью отделан "Посольский зал" Дворца дожей. Кажется, что при возведении этого зала его создатели хотели, чтобы чужестранец сразу почувствовал все могущество и славу Венецианской республики. Поэтому грандиозность размеров "Посольского зала", сказочная роскошь его обстановки и убранства из драгоценных материалов спорили с бесценностью художественных произведений. Среди последних выделяются четыре огромные картины Я. Тинторетто: "Дож Андрей Гритри, преклоненный перед Святой Девой, ангелами и святыми", "Обручение Святой Екатерины", "Святая Дева в вечной славе" и "Дож Моченичо перед явившимся ему Спасителем".
Главная стена над троном в "Посольском зале" занята огромным произведением П. Веронезе "Дож Велье, Венеция, Святая Жиуста и аллегория Веры, преклоненные взирают на явление Спасителя в его славе, окруженного сонмом святых, ангелов и архангелов". Весь фон этой картины наполнен облаками, происходящими от этого чудесного небесного видения. Только на правой стороне картины, позади коленопреклоненных фигур, видна Венеция, опирающаяся на море, покрытое многочисленными судами и гондолами.















Здесь еще куча всякой занимательной и полезной информации о дворце и его обитателях.

Фотки, Путешествия, Поездки, Венеция, Италия, Панорамы

Previous post Next post
Up