Раз уж я вчера упомянула "Даму с единорогом", то решила ее вам и показать, прежде, чем продолжу свой рассказ о Дордони.
К сожалению, фотографии оставляют желать лучшего, но в почти полной темноте и при съемке с рук большего ожидать и не приходилось. Говорят, что свет разрушает гобелены, поэтому в зале его практически нет. Ну а о том, чтобы снимать со штатива, и речи не было - бабулька-смотрительница и так меня всю глазами просверлила насквозь, пока я в этой темноте устраивала пляски с бубном камерой...
Несколько фотографий все же более-менее получились, из них я нарезала 100% кропы, чтобы показать детали рисунка.
«Дама с единорогом« - это серия из шести шпалер (настенных ковров), вытканная около 1500 года и хранящаяся в парижском музее Средневековья аббатства Клюни. В XV и XVI веках шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров - на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.
Шпалеры заказывались и исполнялись сериями. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой. В некоем удивительном саду шесть раз предстает перед нами фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог.
Единорог - символ чистоты и осторожности. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками,- он ложился к ним на колени и засыпал.
Во всех шести шпалерах поражает глаз удивительная красота рисунка и цветовой гаммы. Особую прелесть композициям «Дамы с единорогом» сообщает темно-розовый фон, сплошь усеянный веточками разнообразных цветов, среди которых мы видим зверей и птиц. Такой узор получил название «миль-флер» (франц. millefleurs - тысяча цветов).
Известно, что после 1660 года шпалеры находились в замке Буссак в Крез, откуда и были перевезены в музей. Открытием серии шпалер в одном из старинных замков Франции мы обязаны чуду. Известная и самая скандальная писательница Франции XIX века Жорж Санд (как причудливы жизненные лабиринты великих людей и событий!) обнаружила их в рабочем кабинете субпрефекта, располагавшемся в замке Буссак. Захваченная красотой увиденного, она заинтересовалась судьбой шпалер и выяснила, что их создание относится к концу XV века.
Имя мастера неизвестно. Но, очевидно, что изящество, с которым выполнена работа, расположение красок, достоинство, неповторимая грация - все то, что делает «Даму с Единорогом» воплощением поэзии в красках, могло принадлежать руке только великого мастера. Экспертиза техники шитья показывает типичное haute-lisse турнского или брюггского происхождения, что не мешает параллельно существовать версии о брюссельском источнике этого шедевра - как мы видим, и здесь мнения искусствоведов неоднозначны, и история «Дамы с Единорогом« тщательно стерла все свои следы, чтобы оставить нам только грацию, красоту, целомудрие и тайну…
Что же означают загадочные сцены, изображенные на шпалерах? Четкого ответа на этот вопрос нет.
Образ молодой дамы заставлял предположить, что это свадебный подарок. Полумесяцы на гербе привели к легенде о влюбленном турецком принце, который жил в французском плену в одном из замков той же провинции. В конце 19 века герб (три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне) был опознан как герб семейства Ле Вист. Предположили, что на шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Шабана (именно эта версия и изложена в романе Трейси Шевалье). Просуществовав около 50 лет, и эта легенда была опровергнута. По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева) . В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.
Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Акцентирование геральдики показывает горделивость чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ - шпалеры были своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Однако есть и другие, более философские трактовки этого сюжета, связанные, например, с еретическим учением катаров.
Мистический сюжет.
Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей,на путь к возвышенному. Лев представлял материю или силу, материальную силу.
Таким образом, Дама, душа человека, находится между львом-материей и единорогом-духом, и перед нами предстает история души, которая учится властвовать над материей-львом с помощью духа-единорога.
Первый гобелен - "Осязание": решиться на борьбу
На этом гобелене Дама смотрит вправо и держит в правой руке четырехугольное знамя льва, а левой рукой сжимает рог единорога. Некоторые исследователи видят в нем фаллический символ, однако здесь рог единорога указывает на силу, которая устремляет душу к высшему. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. В такие же цепи закованы животные, изображенные на этом гобелене. Все, кроме птиц.
Второй гобелен - "Вкус": от хаоса к разуму
Дама приручила сокола, которого мы видели на предыдущем гобелене, и удерживает его сокольничьей перчаткой из кожи. Сокол (или попугай, как полагают некоторые комментаторы) представляет конкретный разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает желуди и отдает их птице.
Вероятно это говорить о том, что Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.
На льве и единороге церемониальные плащи, они оба несут знамена. Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог - четырехугольный флаг льва. Возможно, это намек на путаницу и хаос, которые правят в материи.
Третий - "Зрение": созерцать высшее
Лев встречает Даму, держа свое четырехугольное знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение.
Зеркало можно сравнить с нашим разумом, который на предыдущем гобелене символизировала вода в Чаше, приведенная в движение, оттого что Дама доставала оттуда желуди для сокола. Теперь, когда волнение воды успокоилось, она стала подобной зеркалу, и в ней отражаются те высоты, которые до этого увидеть было нельзя. Сокол, машущий крыльями, может олицетворять разум в движении, а ровная поверхность зеркала - это разум в состоянии покоя, который тогда отражает единорога, духовное. Левой рукой Дама обнимает единорога за шею.
По этому гобелену можно изучать чакры (энергетические центры человека в восточной традиции) - так полагают некоторые комментаторы. Они отмечают, что рукой Дама активизирует жизненную точку позвоночного столба единорога; элемент ее головного убора очень напоминает язык пламени и представляет верхнюю чакру; пояс в форме глаз, который украшает ее талию и подчеркивает, в отличие от других гобеленов, ее большой живот, указывает на солнечное сплетение.
Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, - так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.
Четвертый - "Обоняние": отречься от материального
Рядом с Дамой снова появляется служанка, которая может олицетворять сознание. Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом - их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, персонаже индийского эпоса «Рамаяна». Царь обезьян Хануман помог Раме освободить Ситу (также символ души) из рук Раваны, который представляет материю. Кроме того, обезьянка была изображена на знамени Кришны в «Бхагавадгите». Она появляется каждый раз, когда надо принять великое решение - сражаться или отказаться от борьбы. Обезьянка может символизировать интуицию, последний мост, по которому нам остается пройти, чтобы достичь духа.
Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка - она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу. Лев и единорог снова со щитами, и они снова держат не свои знамена. Снова борьба, и обезьянка вновь появляется в час выбора.
Пятый гобелен - "Слух": гармония духа
Лица Дамы и ее служанки - души и ее сознания - умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Снова прическа Дамы напоминает язык пламени, а все животные освобождены и мирно отдыхают. Лев и единорог без щитов и без церемониальных плащей, держат собственные знамена. Они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах - решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.
Шестой гобелен - «À mon seul désir» (Моё единственное желание)
Все желания материи преодолены, у души остается единственное желание - достичь Мудрости и соединиться с Духом. Девиз «Мое единственное желание» написан на верхней части шатра, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок, который держит ее служанка. Там, в шатре - а это символ все преобразующей алхимической печи, атанора, - осуществится ее окончательное преображение.
Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, их знамена опять поменялись местами, но они обнажены и у них уже нет щитов - они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои превращения. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени. Остроконечное украшение на головном уборе Дамы указывает на ее пробуждение и внутренний свет, который освещает ее спокойное лицо. На служанке похожий убор, а сбоку ото льва сидит на подушке собачка, может быть, олицетворяя подчиненные разуму инстинкты.
Считается, что изначально гобеленов было восемь. Жорж Санд описала два утраченных. Ни на одном из них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. А Дама, душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию, саму Мудрость. В Даме, которая изображена на восьмом гобелене сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, мы могли бы увидеть символ преодоления двойственности и объединения души с Высшим «Я» - цель длинного пути души к ее небесным истокам.
При написании поста были использованы материалы со следующих сайтов:
http://www.g-play.ru/gobelin/history1.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D1%81_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BChttp://nobility.nnm.ru/dama_s_edinorogomhttp://www.liveinternet.ru/community/1726655/post68138780/