Кафедральный собор Зальцбурга, усыпальница зальцбургских архиепископов, расположенный в том месте, где Резиденцплатц плавно переходит в Домплатц, возвышается на высоту 76 м. и вмещает 10000 верующих.
Собор был построен в 1600-х. Стиль - итальянский ренессанс с позднейшими дополнениями барокко.
Первая базилика на этом месте построена была на месте бывшей римской крепости по распоряжению св. Виргилия, ирландца по происхождению, родившегося (предположительно) в год смерти св. Руперта и ставшего, спустя 40 лет после основания монастыря св.Петра, его настоятелем. Построили церковь в 774 году. Св. Руперт и св. Виргилий считаются покровителями Зальцбурга.
Город был сожжен в 1167 г. графами Плейн, сторонниками императора Фридриха Барбароссы, собор также был разрушен. 10 годами позже, в правление архиепископа Конрада 3. Виттельсбаха он отстроен в романском стиле.
400 лет спустя, в 1598 г. огонь уничтожил значительную часть собора. Это дало архиепископу Вольфу Дитриху возможность снести остатки и полностью реконструировать собор. Жители города были в ужасе от действий архиепископа. Он не только разрушил ценные скульптуры и надгробные камни, но были потревожены и кости в захоронениях. Его ссора с Баварией по поводу прав на соляные шахты привела к его аресту и заключению в крепость его племянником Маркусом Ситтикусом фон Хоэнем.
После смерти Вольфа Дитриха архитектор Сантино Солари был приглашен архиепископом Маркусом Ситтикусом перестроить собор в стиле раннего барокко. Собор был достроен в 1628 г. во время 30-летней войны, во время правления архиепископа Париса Лодрона. Парис Лодрон был искусным дипломатом, поэтому город избежал тяжелых повреждений во время 30-летней войны.
Названный некоторыми критиками «самым совершенным» зданием Ренессанса во всех немецкоязычных странах, собор имеет мраморный фасад и две симметричные одинаковые башни.
Громадные бронзовые ворота с изображением Веры, Надежды и Любви были созданы в 1959 г. Интерьер оформлен в богатом барочном стиле и украшен искусно выполненными фресками, самые известные из которых, в том числе и над алтарем, были выполнены Масканьи из Флоренции.
В 1944 г. собор был разрушен бомбами. В 1959 г. он был восстановлен.
В память о трех датах перестройки собора они выгравированы на воротах: 774, 1628, 1959.
Статуи на фасаде собора: на самом верху Иисус, ниже Моисей и Элиас, на балконе в первом ярусе четыре евангелиста, при входе апостолы Петр, Павел с ключами и мечом, два святых покровителя св. Руперт и Вергилий с коробкой соли и моделью церкви.
Центральный алтарь украшен картиной, изображающей Вознесение Христа. В крипте, слева от алтаря, сохранились стены древнего романского собора и распятие 1220 года: там же погребены зальцбургские архиепископы.
Одним из самых больших раритетов является бронзовая купель (1321), оставшаяся от снесенного романского собора: в ней в 1756 г. был крещен Вольфганг Амадей Моцарт. Купель отлита в 1321 г., медные львы на цоколе - XII в.
Одно из основных сокровищ собора - главный орган с 4000 трубами, для которого Моцарт написал несколько произведений религиозной музыки.
В подземной часовне были раскопаны следы романского собора, который когда-то стоял на этом месте. Сокровища собора, а также «искусство и чудеса», собранные архиепископами в XVII веке, выставлены в Музее Собора, попасть в который можно через здание собора. Вход в раскопки, где можно увидеть руины фундамента первоначального собора, расположен за углом (слева от входа в собор).
Открыт с 6.30 до 19.00.
Это вид на собор со смотровой площадки замка Хоензальцбург:
А подошли мы к нему по улице Kapitelgasse, которая выводит на площадь Kapitelplatz, мимо Университета Зальцбурга:
Это его ворота и окно с гербами я показывала
в предыдущем посте о Зальцбурге И первый храм, который мы увидели в проеме улицы, был не Кафедральный собор, а Собор Св. Петра в аббатстве построен в 1143 году, прочие здания аббатства - в XVII-XVIII веках; впрочем, собор в этот период также был перестроен в стиле барокко, хотя отдельные черты романского стиля угадываются в его архитектуре до сих пор. Собор украшен замечательными картинами и лепниной, в правом нефе захоронены мощи св. Руперта.
Он же из окна фуникулера, которым мы потом поднимались в замок:
На Домплац расположен еще и фонтан Kapitelschwemme:
А также над ней возвышается башня Францисканской церкови (Franziskanerkirche). О ней я расскажу подробнее позже.
Сама площадь:
Панорама собора на ней:
На площади стояло какое-то странное сооружение - огромный золотой шар, на котором балансировал человек. За ним наблюдала небольшая толпа зевак, но на цирковое представление это не очень было похоже. Так мы и не узнали, что именно это было и с какой целью устраивалось...
Внутрь собора мы зашли уже после того, как спустили назад из замка. Вход в него расположен не на Капительплац, а на Домплац:
Скульптурная группа перед входом изображает победу Богоматери над Сатаной (конец XVIII-го века). Скульптуры, что несколько необычно и очевидно дешево, выполнены из свинца:
Интерьеры собора:
Малые органы по сторонам главного нефа:
Знаменитый большой орган: