Высоко сижу, далеко гляжу
(Машенька Медведю)
Алла Кечеджан(с)
Может быть в каком-нибудь далеком будущем и появится термин "несанкционированное видеонаблюдение", но пока любой человек, установивший камеру в своем подъезде или лифте может объяснить эту меру соображениями безопасности. Общественность такие меры поддерживает, плохо осознавая, что рискует стать всеобщим посмешищем, если завтра окажется в сети с идиотическим выражением лица, свойственным человеку, когда он уверен, что находится наедине с собой. Прямо как у Адама Рифкина в фильме "Взгляд"("Look")(ст."Элемент культуры", автор Берд Киви, журнал "Компьютерра" №37 от 09.10.07, стр. 18). "Идею фильма режиссеру подсказал случай из его собственной жизни: когда он ехал один в машине и так увлекся подпеванием песни из радиоприемника, что проехал светофор на красный свет. А через неделю получил уведомление о штрафе с приложенным кадром, где с глупейшей физиономией и открытым ртом проезжает перекресток, нарушая правила движения".
Можно себе представить, чем занимается какой-нибудь высокопоставленный чиновник в лифте
, на этаже которого, кстати, лифт не останавливается - настолько важна и секретна его жизнь. И вот он, одетый с иголочки, с суровым взглядом на людях, зайдя в лифт поправляет(о, ужас!) свою ширинку или широко зевает, поковыривая в носу...или...громко портит воздух.. Всего один кадр может сыграть в жизни очень важного человека такую же роль, как чих в рассказе Чехова "Смерть чиновника". Да и вообще, какой беспроигрышный повод для шантажа.
Допустим, ненароком жертва видеонаблюдения узнает о злополучной записи и, находясь в предынфарктном состоянии, приказывает ее(запись) во что бы то ни стало раздобыть. Поиски "видеолюбителя", как водится начинаются среди потенциальных врагов - летят головы и потрфели, атмосфера подозрительности доводит чиновника до нервного истощения... Чем не сценарий для модного голливудского фильма?
Выходит, что подглядывать за чужой жизнью можно, а использовать записи публично нет? почему такие передачи, как "Запретная зона" не завалены судебными исками тех, кто попадает в кадр вопреки своему желанию или "случайно"? На днях знакомая сообщила мне, что видела меня по телевизору. Сначала я не удивилась, потому что недавно была приглашена в телепередачу "Нить Ариадны" на СГУ-ТВ. Но оказывается меня показывали в художественном фильме с ужасным названием "Мачеха". Так, ко мне чуть не приклеилась эта кличка. Теперь я подумываю раздобыть фильм, где я запечатлена вместе с грудной дочерью, чем не красноречивый эпизод для "Мачехи" и подать на создателей фильма в суд. Наверняка, в суде будет легко доказать, что я попала в кадр случайно, но тогда меня должны были "вырезать" из этого кадра при монтаже, уж если я не подписывалась на участие в массовке.
Выбирая котлеты подешевле, какая-нибудь звезда собственноручно создает на себя компромат, демонстрируя свои слабости перед камерой в супермаркете. Интерпретировать немое изображение можно, как угодно - от финансовых затруднений до "скряжничества" и дурных кулинарных пристрастий. Иначе любой узнаваемый человек, представляющей интерес для прессы, должен объяснять свой выбор котлет публично, призывая в свидетели других покупателей, зафиксировав время съемки и т.п.
Поинтересовавшись у продавца компьютерного салона, есть ли в продаже вэб-камеры, он показал на опустевший прилавок со вздохом: "Только вот эта осталась с низким разрешением. Разбирают мгновенно. Вам для внешнего наблюдения, с улицы? Так Вы обратитесь в охранную фирму, там камеры с большим обзором, стекло- и пуленепробиваемые. Вот и адресок".
Все ли, положа руку на сердце, устанавливают камеры видеонаблюдения, опасаясь за свою жизнь и имущество? Нет ли здесь каких-нибудь скрытых мотивов? Психологи (М. Сандомирский "Магия реальна. Обоснование материально") говорят, что видеокамера компенсирует утраченные с развитием цивилизации способности человека к получению жизненно-важной информации из внешнего мира. Разница между саблезубым тигром, который притаился за соседним кустом и незнакомцем из чужого племени(кавказец это или китаец), обосновавшимся в соседней квартире для нашего мозга несущественна. "Угрозы надо предупреждать", - говорит нам бдительный мозг, могущественным помощником которого является видеокамера - "третий глаз" современного человека, еще более беспомощного перед массой угроз(от терроризма до любого другого -изма). Мечты человека о машине времени и телепортации тоже связаны с всезапетлевающим и мгновенно переносящим нас на любые расстояния оком видеокамеры.
С некоторыми оговорками, можно сказать, что культурная цивилизация человечества зиждятся на страхе перед всевидящим оком, которое причудливо перевоплощается то в древнеегипетское око Гора, изображенного на американском долларе, то - в Бога живого, любящего и карающего, то неусыпного Большого брата, который видит нас буквально насквозь. Делегирование полнопочий видеть за себя технике, расширяя свои границы, человек больше не в силах сдерживать свои первобытные инстинкты, забывая о важнейшем принципе выживания:"Не верь глазам своим". и мы снова верим тому, что видим. Издержка техногенной цивилизации:)