Теледиктатура

Jun 01, 2008 13:39

Генеральный продюсер канала ТНТ Дмитрий Троицкий в интервью «Деловой газете. Юг» предельно емко сформулировал роль телевизора в нашей жизни: «Способно ли телевидение менять общество? Да. Если есть сила, которая влияет на население, то это - медиа. Телевидение наиболее сильно, потому что ТВ-коробка есть в каждом доме. Как оно меняет человека, трудно сказать».
Казалось бы, чего только нет в наших домах. В каждом доме есть масса вещей, включая мобильный телефон, которые не влияют на население критично. Почему?
Почему мы включаем телевизор и как завороженные смотрим новости, а не, пытаемся поговорить с теми, кто нас окружает. Можно сейчас привести массу аргументов(я как-то уже спрашивала, как реагируют ваши близкие на попытку общаться с утра)почему мы предпочитаем телевизор общению с домашними.
Опять же, почему мы не сосредотачиваемся на еде или не обдумываем планы на день? Вы легко возразите, сказав, что всем этим и занимаетесь, а телевизор - это просто фон, чтоб не скучно было, чтобы проснуться, взбодриться и включиться.
Неужели мы не знаем о гораздо более эффективных способах пробуждения и активизации своих ресурсов? Знаем, конечно. И про зарядку и про дыхательную гимнастику и про саморегуляцию.
Но все эти знания как правило находятся на периферии сознания. Надо бы сделать, но...
Чем наше утро с телевизором отличается от того нелестного будущего, которое описал Брэдбери? Когда жизнь каждого включена в непрерывный сериал под названием жизнь. Один из известных исследователей психологии манипуляций Рамиль Гарифуллин в книге «Психология блефа» пишет: в условиях , «когда каждый предоставлен сам себе...манипуляции выходят на передний план как единственный способ выживания». Причем, это особого рода манипуляции - когда « человек находится в поисках самообмана , а не смысла». «Особенность самообмана состоит в том, что тут обманывающий, обманываемый и обманутый совмещаются в одном и том же лице. Обманывая себя, люди нуждаются в поддержке друг друга, они и на этом поприще плохо переносят одиночество. Типичные для данного времени самообманы носят коллективный характер, что способствует взаимоиндуцированию и упрочению в общественном сознании соответствующих иллюзий и мифов. Человек, подчиненный общности, усвоивший ее ценности, по словам Ницше, «непременно становится лжецом»
Самый распространенный миф, которым мы обманываться рады - открытость и прозрачность государственного управления, о котором нам непрерывно рассказывает телевизор. Где здесь самообман? Кто-то знает лучше нас ЧТО именно и как делать. И правда, поступать по воле свыше гораздо проще. Мы предпочитаем инструкции. И нам дают инструкции, наглядно показывая «что такое хорошо, а что такое плохо».
Телевизор исключает вопросы без ответов. Если ты болен - спроси Геннадия Малахова. Если ты недоволен медициной - пиши в Лигу пациентов. Если хочешь найти любовь - иди в Дом 2, хочешь прославиться - в Фабрику звезд, хочешь поговорить или пожаловаться на обстоятельства - в «Пусть говорят». И чтобы вам не показалось, что я критикую центральные федеральные каналы, то..., если тебе захотелось поговорить со священником - задай вопрос на телеканале «Спас», а выругать местных чиновников - позвони в «Открытый разговор».
Есть ли жизнь вне телевизора? У Дмитрия Троицкого и на этот вопрос есть ответ: «ТНТ создает звезд. Другие ими пользуются, а мы создаем.
Звезды нужны медиа! Не было бы звезд нам всем не о чем было бы писать и снимать передачи. А создавать звезд - это значит очень точно угадывать желания зрителя»
Зачем зрителю звезды? Ответ на этот вопрос до крайности примитивен.
Звезды СВЕТЯТ. Они дают нам эмоции, которых не хватает или от которых мы намеренно отказываемся. Эмоции неудобны, они требуют правды. Да, звезды светят, но НЕ ГРЕЮТ. Они дают нам искусственные эмоции, такие же суррогатные как и сигареты, алкоголь и наркотики.
За кратковременной эйфорией следует еще большее разочарование.
Какая-нибудь бабушка, которая услышала по телевизору про повышение пенсий, идет в магазин, в тысячный раз убеждаясь, что пенсии явно не успевают за ценами. Тогда она возвращается к телевизору в уютный иллюзорный мир, где тысячи таких же как она проводят остаток своих дней в твердой уверенности: государство о них заботится и не оставит впредь.
Согласно мифу о близости руководства страны к своему народу и интерактиву, который дают современные средства связи во главе с телевизором, старушка может запросто пообщаться с Президентом, что само по себе для нее представляется невероятным чудом.
Таким же небывалым чудом кажется подростку «прикосновение» к звездам, которых создает ТНТ. Гастролирующая по окраинам губернии «Блондинка в шоколаде» приносит заштатным кафе и ресторанам небывалые прибыли, а созерцающим - удовольствие, сродни сексуальному.
В том то и дело, что стандартизация и персонификация не противоречат друг другу. Я имею в виду создание иллюзии живого личного общения, при стандартизации реакции на это общение. Телевизор вызывает и формирует в той или иной степени устойчивые коллективные рефлексы, которые утрачиваются с исчезновением с экранов лиц, с которыми связан рефлекс. Ныне он занят все тем же: формированием тотальных ПОБЕД России во всем и во вся.
Представим, что нас всюду окружают экраны, которые способны улавливать наши мысли об увиденном и направлять ход транслируемой передачи в зависимости от нашего желания, создавая индивидуальное вещание для каждого. Интерактивное вещание уже сейчас пытается приблизиться к этому стандарту.
По сути мы и так, несмотря на одну и ту же картинку в телевизоре смотрим совершенно разные программы, в зависимости от собственного уровня образования, особенностей характера и эмоционального состояния в текущий момент.
Каждый видит свое? Тогда где же то общее, что нами управляет, еще больше разъединяя нас при видимом объединении? И больше всего он, как ни странно, влияет на тех, кто это влияние не осознает или игнорирует. Почему? Потому что еще легче пробирается в ваше подсознание, заставляя поступать и действовать помимо логики.
Так, как же влияет телевизор лично на Вас?
Собрались возражать? Слушаю Ваши возражения?

журналистика, телевизор, ТВ, общества, телекритика

Previous post Next post
Up