Oct 01, 2012 12:16
Чем больше думаю об этом, тем более становится ясным, что это огромное непаханное поле.
Смотрю на соотечественников. На терапию нужно не то что каждому второму, а просто-таки каждому первому.
Но на каую терапию? К немецкому терапевту? Бесполезно. Из-за языка, из-за культурных различий, наконец, просто потому, что терапевт НЕ ПОЙМЕТ.
Что именно не поймет немецкий терапевт, я не знаю. Вернее понимаю интуитивно, но не могу сформулировать. Просто не поймет. Er hat einfach keine Ahnung.
Русский терапевт по скайпу из Москвы тоже не поймет. Потому что нет такого опыта, и непонятно, от чего лечить.
Нужны специальные терапевты, умеющие работать с мигрантами.
Как влияет на психику человека жизнь в стране, языка которой он не знает, или знает очень плохо? Как влияет на его психику то, что он с дипломом инженера или учителя продолжает работать уборщицей, посудомойкой, кассиром? Вот есть немецкая тетенька-кассир, так она и внутренне кассир. У нее самоидентификация равна профессии равна втнутренней сущности, она чувствует себя на работе весело и комфортно, другие кассирши это ее подруги, равные ей коллеги. А есть русская тетенька-инженер-учительница-журналист-научный сотрудник, плохо говорящая по-немецки. А по профессии она тоже кассир. У нее совсем другая внутренняя идентификация, она совсем по-другому чувствует себя среди этих кассирш. При этом ей "хорошо", у нее все есть, чего там бы не было - квартира, мебель, дети пристроены, чего еще надо? Как влияет на психику человека такое вот несоответствие, каких тараканов оно порождает?
Как влияет то, что круг общения ограничен "своими", "русскими"? Не потому, что с ними комфортнее, а потому, что "местных" человек просто боится. Боится высказать свое мнение на родительском собрании, а предпочитает помалкивать в тряпочку. Боится заговорить с другими родителями, хотя они-то между собой весело болтают - немцы, турки, итальянцы, сербы... Боится лишний раз заговорить на работе. Я здесь второго сорта, я должен помалкивать, мое мнение никого не интересует. Расслабиться можно со своими за бутылкой водки. К этому прибавляется то, как мы сами относимся к "чуркам" и "понаехавшим". Значит, естественно предположить, что тут "они все" так же относятся ко мне. А как иначе? А мамы, которые продолжают воспитывать своих детей по-русски, криками и шлепками по попе, кормить котлетками, водить их только на русские кружки и только к русским врачам, потому что вокруг все такое чужое и непонятное, и детей воспитывают по-другому и непонятно, как на это реагировать? Тараканы такого человека, варящегося в своем соку, постоянно конфронтирующего с действительностью, которую он не понимает и не принимает, не изучены и не описаны. И уж никогда и ни за что он не пойдет к немецкому психологу. Или паче чаяния в группу, где говорят по немецки.
В идеале я вижу вариант, чтобы организовать индивидуальную и групповую терапию специально для русских мигрантов как предложение от русскоязычных клубов и сообществ. Заниматься не только обучением детей русскому языку, не только концертами русскоязычных бардов, театром и рисованием, а еще и вот такой работой. Не только с детьми работать, которых надо развивать, а вот с этими замученными взрослыми с потухшим взглядом. То есть, в принципе это вариант - попробовать организовать вот такой проект, чтобы можно было взять на работу профессионального психолога, и это оплачивалось бы больничной кассой.
Вот это я и имела в виду, когда на организационном собрании нашего общества настаивала на слове "Soziales" в названии и говорила, что "хочу может быть когда-нибудь работать с русскими алкоголиками".
Психология,
Размышления