Не успел я толком освоится на поверхности после экскурса
по бункерам КП 43-й ракетной армии, как труба позвала в новый поход. На этот раз труба позвала в корделевские леса на ставку Геринга "Штайнбрук". Ну а пока я закидываю на плечи рюкзак в дорогу и еду троллейбусом к вокзалу, несколько слов о цели моей вылазки:
"Штайнбрук" - ставка высшего командования Третьего Рейха. Сверхсекретный и превосходно защищенный объект нацисткой армии. Причем секретный настолько, что и сейчас мало кто знает о его существовании, в отличии от его широко известного "брата" -
ставки Гитлера Вервольф. Я и сам узнал о "Штайнбруке" лишь в прошлом году, причем совершенно случайно, когда просматривал список геокешерских тайников в Винницкой области. Поэтому на приглашение жж-френда
komariv посетить ставку Геринга отозвался с энтузиазмом.
Подробнее про объект "Штайнбрук" можно почитать
в жж у инициатора поездки, а я, чтобы лишний раз не повторяться, напишу непосредственно о своих впечатлениях от увиденного.
Итак, трамбуемся на винницком ж/д вокзале в электричку на Казатин. Несмотря на праздничное утро народу на перроне набралось достаточно много, поэтому посадка в вагон напоминала реконструкцию штурма Зимнего. Поэтому всю дорогу до нужной нам станции "Гулевцы" можно занять себя пересчитыванием помятых рёбер и оттоптанных пальцев на ногах.
А вот уже нужная нам станция "Гулевцы", где мы выпрыгиваем из вагона и продолжаем дальнейший путь пешком. Фотографирую здание местного вокзала и устремляюсь вдоль железнодорожного полотна вслед ушедшей на Казатин электричке.
Переходим на левую сторону рельсов и следуем до вот этой стрелки:
Ржавое ответвление железной дороги влево - это и есть подъездная ветка к ставке Геринга. Сейчас рельсы заканчиваются тупиком, а на месте разобранного полотна теперь разбросаны огороды местных жителей. Направление железной дороги к "Штайнбруку" сейчас можно угадать разве что по полосе мелкого гравия, который остался от бывшей насыпи, и теперь осложняет местным жителям посадку картофеля (если вам разрешать ходить чужими огородами)
Если же вы не настолько фанат, что бы отыскивать следы железнодорожной насыпи, а просто приехали в экскурсионных целях полюбоваться бетонными остатками бункеров, то обходим огороды по нормальным дорогам слева и направляемся к лесу. Если на въезде в лес вам встретился домик лесника с соответствующим бело-зеленым шлагбаумом, значит вы на верном пути.
Проходим немножко далее по дорожке в лес и натыкаемся на огромный бетонный обломок бункера, заброшенный сюда взрывной волной на десятки метров от места подрыва. На заднем плане виднеется тот самый домик лесника, мимо которого мы прошли минуту назад.
Описать дальнейшее месторасположение интересных объектов вряд-ли получится, поэтому приведу план "Штайнбрука", составленный все тем же
komariv'ом
Если кому интересно, то мы заходим в лес с левого нижнего края схемы.
Далее большей частью мы будем бродить по лесу от одного объекта до другого совсем без дорог, разве что к останкам первого бункера дойдем все по той же колее, которой зашли в лес.
А вот, собственно, и сам первый бункер. Вернее то, что от него осталось после подрыва немцами при отступлении.
Тем, кому скучно созерцать бетонные обломки, можно любоваться природой и разнообразными цветами, растущими вокруг.
Если не ошибаюсь, то такое растение называется печеночницей. По крайней мере как-то похоже:)
Это все тот же первый бункер, но уже с другого ракурса.
Наше население не было бы украинцами, если бы не устроило из воронки мусорную свалку. Как я ни старался сфотографировать обломки бункера, что бы не было видно горы целлофановых пакетов и прочего мусора, но все же в кадр попал выброшенный разбитый унитаз. Зато можете сопоставить размеры.
Метров за 30 от бункера валяется вот такой его обломок, заброшенный сюда взрывной волной.
Вот этот поросший мохом железный лист, удерживаемый металлическими рейками, когда-то был потолком бункера. Металлический лист служил противоосколочной защитой, что бы в случае прямого попадания авиабомбой по бункеру находящихся внутри не засыпало бетонными осколками, которые могли отколоться от свода бункера.
Еще один симпатичный обломок.
komariv протоколирует его географические координаты, а также габаритные размеры и вес обломка (ага, поднатужились и приподнимали) :)
Пока
komariv сверяет по GPS координаты бывших дорог, я отвлекаюсь на фотографирование цветочков.
Зря Вакарчук пел, что "на мінному полі фіалки не цвітуть". Оказывается, они цветут где угодно.
Если я ничего не напутал, то это остатки второго бункера.
Под бетонным обломком виднеется лаз, который кто-то даже пытался относительно недавно откопать.
Еще один грандиозный обломок, валяющийся среди леса.
Кстати, именно этот обломок, только с другого ракурса размещен на заглавной фотографии.
Чтобы бетонное однообразие не наскучило, вновь отвлекаюсь на фотографирование природы
Теперь в объектив попал цветок мать-и-мачехи
Обхожу обломок с другой стороны.
Размеры обломка можете представить сами.
Это komariv изучает на обломке остатки дверных петель и прочие артефакты, которые мало что скажут несведущему человеку.
Очередной бетонный кусочек
На верхней плоскости видны следы, оставленные деревянной опалубкой
За двумя непрошеными гостями настороженно наблюдает уж.
Еще одна находка среди лесной чащи.
На этот раз не безымянный обломок, а фундамент, оставшийся от очистного сооружения.
Еще один хорошо уцелевший фундамент
На этот раз соружение было более прозаическим, мощный фундамент под тяжелые очистные агрегаты ему был без надобности, вот и сохранился лишь только контур стен.
Впрочем, от большинства сооружений теперь не осталось и таких следов, по крайней мере на поверхности
Например, эта красивая полянка цветущих анемон не что иное, как остатки еще одного здания. По всей видимости, под землей еще остался бетонный фундамент, удерживающий на себе воду, необходимую влаголюбивым растениям. Видите, как ровно, словно под линейку, растут анемоны на переднем плане? - Когда то эта линия была стеной здания.
Кроме того остатки зданий могут выглядеть примерно такими горбиками. Очевидно, что некоторое время от дома оставались довольно высокие остатки стен, куда ветром надувало землю с мусором, осыпающегося с этих стен. В последствии стены либо сгнили (если были деревянными), либо растащились на кирпич местными жителями, а горбики так и остались.
Нора в холмике - по всей видимости следы деятельности чёрных археологов.
- Ура! Мы нашли лисью нору! - шучу я по поводу подкопа.
- Жаль, что фокстерьера с собой не взяли.
Заглядываю в нору. Там очень глубоко, темно и ни черта не видно. Одет я был не для ползания по окопам (а тем более раскопам), поэтому лишь засовываю по плечо руку с фотоаппаратом и фотографирую нору со вспышкой.
Это вам теперь все так хорошо видно на фотографии, а когда я с трудом рассмотрел на поцарапанном, нещадно бликующем на ярком солнце дисплее фотоаппарата две пары чьих-то глаз, то стало немного не по себе. Это хорошо, что в норе просто щенки оказались, а ведь будь там ихняя мамаша, я уже мог без руки остаться.
Когда не территории ставки Геринга мы встретили еще и такую кормушку, то подумалось, раз мамашки тех щенков рядом не оказалось, то за них сейчас отомстит какой-нибудь Лось или Зубр. Тем более, что кормушка пустая, значит лоси голодные, и поэтому злые и агрессивные.
Впрочем, о наших дальнейших переживаниях, кормушке и прочих приключениях будет уже во второй части рассказе о Штайнбруке. А пока пора спать, а то уже полвторого ночи натикало.
Продолжение следует.