Feb 17, 2017 10:32
А самое главное - для чего она нас всему этому учит?
Вчера общался с одной девушкой, которая озвучила, на первый взгляд, крамольную мысль, а при глубоком изучении - очень даже здравую.
Сама она закончила школу достаточно давно, после этого получила и высшее образование, поэтому эта мысль родилась не в какой то детской голове, а у человека с определенным жизненным опытом.
Так вот. В нашей с ней дискуссии на тему образования (и не только школьного) она задала мне вопрос, с которым я не могу не согласиться. Для чего в детей пичкают столько информации, большая часть из которой им никогда, даже во взрослой жизни не пригодится? Но при этом детей не обучают таким жизненно необходимым дисциплинам как психология отношений с родителями, психология отношений с окружающими людьми, психология отношений с противоположным полом. Причем подобные вещи нелишними были бы уже с первых лет обучения в школе. Ведь на сегодняшний день молодежь, окончившая школу, нафарширована кучей различной информации, бОльшая часть которой вываливается из головы сразу же, как только человек покидает школу. И при этом, все эти школьные годы, начинающих людей никто не учил, как общаться с другими людьми, как строить отношения, как избегать конфликтов и прочим полезным вещам, необходимых любому взрослому человеку. Как тридцать лет назад, так и сейчас основным учителем жизни для школьников является улица. В идеале теми, кто должен учить ребенка жизни, должны быть его родители. Но, увы, родители настолько заняты самими собой и своими проблемами, что им проще все свалить на школу.
И тут уже рассуждать начинаю я, используя свой давний школьный опыт и последующий жизненный. Причем, слава богу, я прекрасно помню свою школьную жизнь и до сих пор поражаюсь бесполезности отдельных школьных дисциплин.
Начнем с того, что «не все йогурты одинаково полезны» - не все дети склонны к одним и тем же предметам - каждый человек с самого рождения уникален. Но существующая уже много лет система обучения, как расческа при стрижке - пытается всех уровнять. При этом обрезая у одного ребенка, какие то его уникальные способности, а другому, навязывая то, что ему категорически не нужно…
Спору нет: научить читать, грамотно писать и считать - школа должна. Давать общий уровень культуры - тоже необходимо. И очень желательно научить ребенка думать логически. Но зачем навязывать ребенку кучу литературы, до которой он ещё не дорос, вызывая при этом сильнейшее отвращение к вполне достойным произведениям. Зачем ребенку в школе (пусть и старших классах) высшая математика? Чтобы и её он возненавидел на всю оставшуюся жизнь? Зачем травить детей уроками химии? Хоть я и считаю физику хорошим предметом, но и она далеко не для всех…
В итоге тратится куча энергии преподавателей и куча времени школьников ВПУСТУЮ. Хотя то же самое время можно было бы использовать более продуктивно. Нет, не за счет сокращения времени пребывания в школе, а за счет специализации. Ребенок должен иметь возможность изучать предметы, к которым у него и душа лежит и мозг. Зачем тратить зря время на химию, если у ребенка огромный интерес и склонности к геометрии?
Конечно, общая информация по каждому предмету всё равно обязательно должна даваться, но только до определенного предела, когда дети уже смогут сделать для себя выбор. А дальше нужно включать либо специализацию предметов, либо факультативные занятия.
Приведу несколько примеров. У меня есть немало знакомых, которые имеют даже высшее образование, но не имеют элементарных знаний даже по начальной физике или геометрии. Тем не менее, они хорошие специалисты в тех вопросах, которыми они занимаются по жизни.
До школы и в начальных классах я очень любил лыжи, причем в неурочное время - по собственной инициативе, для собственного удовольствия. Но эта моя любовь прекратилась ровно в тот момент, когда пришло время ГТО… С тех пор я возненавидел лыжи на долгие годы и только в последнее время, это отвращение стало проходить.
Многие знакомые признаются, с каким удовольствием перечитывают многие произведения из школьного курса литературы, от которых в те времена откровенно блевать хотелось…
А вот уроки труда для мальчиков и рукоделия для девочек очень многим в жизни пригодились. Но надо иметь виду, что качество и умение преподавателей разбудить у детей интерес к предмету, безусловно, играет огромную роль.
Всем написанным выше я хочу сказать только одно: намного важнее выпустить из школы нормального, полноценного, готового к взрослой жизни ЧЕЛОВЕКА, чем совершенно непонятного предназначения продукт школьного образования (обрезания).
Сам я в ВУЗе не учился, но, по рассказам многочисленных знакомых с высшим образованием, и там тоже очень много лишнего… Кстати, когда я недавно в споре с одним своим знакомым, имеющим ТРИ высших образования, спросил «Что они тебе дали?» - ответ меня просто поразил: «Меня за эти годы научили работать со специализированной литературой…» Получается: кому то для того чтобы обрести такое умение необходимо потратить треть жизни на высшее образование, а кто то, просто имея сильное желание, работает с теми же самыми источниками самостоятельно и без высшего образования. Кстати, этот мой знакомый с тремя вышками работает высококлассным… плотником. А некоторые мои другие знакомые, имея всего-навсего среднее образование, но подтянувшись с помощью самообразования, смогли запустить собственные даже производственные виды бизнеса.
Я отнюдь не против высшего образования, но только когда человек его получает осознанно, а не ради корочки …
Практически каждый день убеждаюсь, что почти всё в нашей жизни зависит от желания человека, от его склонностей и его целеустремленности. Вот именно склонности начинающего человека и нужно помогать ему находить в школе, а обучать его в ней необходимо преимущественно самой жизни. Очень много семей образовывается в 18-20 лет, тогда же появляются и новые дети. Но молодые родители в этом возрасте совершенно не готовы к самостоятельной жизни, именно потому, что их этому никто не учил. И уж тем более о психологии воспитания психически здорового ребенка им совершенно ничего не ведомо… В результате с каждым днем растет спрос на детских психологов, которые пытаются разгребать «косяки» горе родителей…
И как бы странно это не прозвучало, но родители в возрасте 40-50 (мужчины) и 25-35 (женщины), на мой взгляд, более логичны - у них уже есть свой жизненный опыт и им уже есть чему научить своих детей. Но это при условии, что все эти годы они получали именно ЖИЗНЕННЫЙ опыт, а не очередной непонятной образование…
Может все же школе стоит подумать о том, чтобы выпускать не роботов-калькуляторов, большинство из которых потом будут работать всего лишь грузчиками, а готовить к будущей жизни именно ЧЕЛОВЕКА с большой буквы? Ведь очень скоро роботов вокруг нас будет очень и очень много, а вот настоящих людей…
дети,
образование,
школа,
воспитание