Сейчас выложу для затравочки пока одну фотографию, чтобы создать надлежащее впечатление и подобающее настроение, а потом чуть-чуть "попуржу" словами. Потому как Ваше мнение, безусловно, интересно, как и сам возбуждаемый в Вас интерес; но, кроме того, мне же важно изложить и свое настроение, и свои какие-никакие мысли.
Скажу сразу: "Настоящая экзотика - здесь, в Камбодже!"
Сиам и Индия - не про то…
И всякие там художественные и считающиеся литературными воплощения - от заблудших или что-то путающих авторов, или вообще что-то, придуманное в пыльном кабинете.
Ефремов с его лезвиями и бритвами, Киплинг с книгами джунглей и Мауглями никак у меня не укладываются в сознании с реальными обстоятельствами всего в них происходящего по описанию.
Таиланд - это или новодел, или реставрация былого до внешнего вида новодела.
А в Индии вообще никому дела нет, по-моему, до поддержания в достойном состоянии легендарных древностей. Взяли к индуистскому храму шивалингамовских времен современный металлический профиль на крышу приладили, а что - экономичненько. (Ну, ладно - чуть-чуть утрирую…)
Но тем не менее…
Так вот в Камбодже все сохраняют или реставрируют к первоначальному виду, что, на мой взгляд, и особенно ценно. Можно конечно говорить, что постройки 13 - 14 века посвежее индийских будут, можно с этим согласиться… Можно. Но я уведу разговор в другую сторону, что 13 век был каким-то переломным пунктом в развитии человеческой цивилизации, везде - во всем мире (это мой такой пунктик в последнее время).
Так вот о современном состоянии древнеисторической ситуации в Камбодже.
Нам эта страна преподносится совсем младшим братом индуистско-буддийского сообщества, представленного турагентствами и средствами массовой дезинформации в интернете.
Смею возразить!
Во всей этой субъективной и пристрастной информации "видны уши" меры готовности туриндустрии по предоставлению оплачиваемых услуг путешествующему населению.
Надо признать, что Камбоджа пока не готова предоставить развитую инфраструктуру по выколачиванию валюты из странников и паломников.
В первую очередь этот тезис касается специализированных русскоязычных сайтов по камбоджийскому направлению. Вот хотел освежить перед написанием свои воспоминания, а там - все о каком-то вовсе банальном индуизме и утилитарном буддизме; без зерна или изюминки, или жемчужинки камбоджийских реалий, хронологий и археологий.
А вот обращу Ваше внимание, что в камбоджийских храмах непременными элементами присутствуют змеи (наги, с которыми ассоциируют себя аборигены - типа нашего медведя) и местные породы сфинксов, чего напрочь лишены в таком явном виде индийские и сиамские храмы. Забавна и местная нумерология, почитающая числа 54 и 108 (как наша семерка).
Нет, там в Камбодже - это не трафаретные индуизм и буддизм, тут еще от кхмерских их верований и легенд ноги и корни растут, что и упускают или опускают наши экскурсоводы, включая виртуальных.
Тут, конечно, необходимо хорошо обутой ногой в очередной раз пнуть полутруп отечественного экскурсоведения - он и во всех странах нашего туризма падает, сокращаются время экскурсий, количество посещенных достопримечательностей, да и информативность, и интересность подаваемого материала падают до уровня дилетантов.
Поэтому хорошо бы посетить исторические памятники с местным русскоговорящим экскурсоводом - нам повезло.
Еще один нюансик (или два). Думаю с печалью, что скоро русскоговорящих (как и во всем мире) не останется. Потом, в Камбодже мало взрослых и пожилых камбоджийцев (носителей исторического и вообще знания) осталось - в свое время Пол Пот в процессе кампучийской революции сделал основную ставку на неграмотную и бескультурную молодежь, а взрослых досрочно и срочно отправил к предкам в неимоверных количествах.
Так вот - нам повезло (внезапно вспомнилась вечная его (гида) приговорочка "еб срулай" - ночь любви; по его лингвистическим представлениям весь русский мат произошел от кхмерских обыденных слов поэтической романтики и возвышенной любви).
К еще одной странности моего рассказа… Я не буду в первую очередь об Ангкор-Вате. Он - достаточно попсовое место: площадь - большая, много туристов "входит" - урожайность турбизнеса выше.
Байон, его храм мне ближе; он и роль исключительно культовую и интеллектуальную играл, так как включал собственно храм и библиотеки, мест массового проживания и решения бытовых вопросов мной не отмечено.
И так пошли… Мы на входе в достаточно большой джунглевый парк, окруженный каналом и стеной.
И так о змеях-нагах… Вы, верно, их различили в архитектурной композиции моста.
Да в индуизме и в каких-то тонкостях их космогонии фигурирую наги:
"Каждый из миров Сансары не имеет жестких границ, а больше напоминает самоподобные фрактальные множества. Животные обитают не только на нашей земле, но и в Мировом Океане, окружающем гору Меру. Жителями Мирового Океана, в основном, являются многочисленные змееподобные существа - "наги". Миры богов, так же имеют несколько слоев, расположенных на разных уровнях (уступах) горы Меру, на её вершине и над ней. При этом слои отличаются не только расположением, но своей физической природой. Например, миры богов находящиеся над вершиной Меру состоят не из вещества, а из энергий (вихревых полей), хотя и относятся к мирам желаний (Сансары)"
Подробнее тут можно почитать
http://www.shalagram.ru/knowledge/khmers/khmers.html - очень захватывает под пивко...
Из известного по школьной программе, наверное, мы все еще помним про небесных танцовщиц апсар, в которые неким образом обращаются наги…
Из буддизма же знаем, что Будда после просветления некоторое время все еще находился в медитации, несмотря на погодные условия, а нага Мучалинда закрывал его своим "кобровым" капюшоном от климатических невзгод.
Ну и, конечно, краеугольным камнем индусского мировоззрения возвышается легенда с "пахтанием океана", о котором я вскользь упоминал в своих рассказах о гоанских и индийских похождениях.
Технологически это выглядело так. Исполнители по 54 дэва и асура (суммарно 108 мистических единиц - отсюда и камбоджийская нумерологическая традиция) поочередно перетягивали великого нага Васуки, намотанного на гору Мандару, чем и приводили её во вращательное движение. А гору удерживал сам Вишну, обратившийся временно по совместительству в черепаху Курму, удерживал гору ейным панцирем. Вот так и происходило "пахтание", результатом которого на выходе были полезные божественные дары с приемлемым процентом выхода годных.
Так вот кхмерские легенды - древнее. Короче, они (кхмеры) сами произошли от нагов, в брачный союз с их представительницей вступил индийский принц в месте их нагского проживания в долине их великой реки Меконг. Для последующего их семейного проживания и размножения был даже осушен залив, где все кхмеры теперь проживают. Конечно все произошло не одномоментно и не сразу… Были еще в их истории лунные и солнечные династии, имеющие разные степени родства с нагами… В итоге уже относительно современный король Камбоджи (Нородом Сианук), назначенный для порядка после революции французами в 1993 году имеет корни тех династий и, соответственно, нагов.
И так - мы на этом мосту с нагом и, соответственно, по 54 дэва и асура с каждой стороны.
Теперь все понятно?
Движемся к входу на дорогу к храму Байон:
Уже на этих вратах мы видим призрачные лики, которые нас будут сопровождать все время в прогулке. Ученые-байонисты до сих пор строят предположения, чей лик представлен на барельефах архитектурных сооружений: божественный ли, королевский ли, авторский ли. Пусть спорят, нам они (лики) нравятся без данной конкретики.
А вот внутри - кирпичная кладка - цивильно таки для 13 - 14 века:
А вот дорога к храму:
Оглянемся еще раз на ворота:
Чудно! Чудесно!
А вот - оп, и уже обратный взгляд от храма на ворота (путь-то длинный).
И САМ ХРАМ.
В утренней рассветной дымке, когда еще сами солнечные лучи путаются в ветвях и кронах деревьях, а сонные глаза еще не настроены на быстрое постижение и впитывание этого мира; а мир, в свою очередь представлен контрастными замшелыми камнями древних изваяний, храм кажется нагромождением бесформенных булыжников и умершими руинами.
Нет, здесь было 54 (!) башни с божественными ликами по четыре с каждой стороны. Приглашаю их поискать… (были, конечно, и мои усилия по редактированию отснятого материала)
И вот мы у входа.
Оно и тут радует глаз - уже знакомые наги и апсары.
А далее настенные панно по мотивам исторических событий кхмерского эпоса (битва на озере Тонлесап, будет время - я о нем расскажу и покажу, там забавно и интересно) и зарисовки бытовых эпизодов и явлений.
Очевидно, что "картинка" реставрирована, но масштаб полотна восторгает.
Исходное качество, дошедшее до нас конечно позатертее "песками времен".
Хороша, гармонична и эстетична апсарочка.
Вторгаемся в пределы:
Выглядит все конечно волшебно - эта вечная окаменелая застывшая древность на фоне не менее вечных и наоборот бушующих в движении джунглей, всё погруженное в мистический туман и природного свойства, и ушедшего времени, скрывающего свои секреты и произошедшие события.
И вот внутри…
А солнце уже из-за вершин деревьев достает своим светом башни храма, и это справедливо, что солнце вначале дня нам первым освещает и освящает бога.
А вот Вам опять апсары на галерее.
И вот мы уже поднялись к божественным ликам, где мы их видим отчетливо, и где они отчетливо уже смотрят на нас.
И это не солнечное освещение и движение светила меняет выражение их лица и убирает временами улыбку с их каменных замерших уст. Это солнце освещает нас перед их очами, отчего и меняется их мимика от взгляда на нас и произведенного нами на них впечатления…
А вот и "вершина" храма и ее чарующие нюансы:
Обращаю Ваше внимание на особенно культовые места храма.
В них размещались божественные сущности. Тут надо сказать, что при всем подчеркивании мирных начал индуизма и буддизма, все-таки религиозные войны здесь были. И проблемы религиозных сущностей в рамках храма (при всем его художественном и аллегорическом соответствии обеим религиям сразу) решались прямой и непосредственной заменой сущностей между собой. Будду - с пьедестала в колодец, а на его место - лингам (извините за выражение - прямо на воротник). Или наоборот, лингам - к лингамам, а Будду - "все вы идёте к истине различными путями, а я стою на перекрестке и ожидаю вас…" (он и в колодце был на пьедестале).
И снова - лики (их же по арифметике - 54 башни, сейчас, правда осталось 37, но по четыре лика - на каждую).
Некоторые милые детали, из разряда "жизнь побеждает камень".
Хотя плесень - тоже жизнь, но мы ее не любим (а Будда любит).
Идем на выход - уже в храм живой природы и живых змей.
Еще остались древние кирпичи - есть простор для реставрации нового мира из первозданного материала прежнего величия.
А вот и Будда.
Красив (в меру эстетического воспитания и осознания духовных ценностей местных иконописцев).
А вот и наг, слегка пострадавший от груза времен и, возможно, участия в "пахтании":
А это уже светлые джунгли, освещенные взошедшим солнцем.
И Будда был тогда, есть сейчас и еще будет.
"То, что мы есть сегодня,- это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь - это порождение нашего разума"