Вахтенный журнал крейсера 2 ранга "Изумруд" за 14 мая 1905
Dec 02, 2021 21:43
Того же 14/27 Мая 1905 года на ходу под парами в
Корейском проливе под вымпелом по полуночи
С-Л-У-Ч-А-И: [Spoiler (click to open)]
В 8 часов утра
в φ33°40'N и λ129°0'Ost лежал на курсе NO60° эскадра находилась в походном строю восьми-узловым ходом.
8
Пробили боевую тревогу
8ч10м
Сигнал адмирала (8Г)(ЪЮ2)
В 8ч50м
с крейсера Изумруд увидели два дыма на NO15°
О чем сигналом донесли Адмиралу. Подняли (ЮЖХ)(2)(ХВМ)(6ЗЪ)
В 9ч утра
на NO15° уже показался отряд из крейсеров Матсусима, Акицусима, Хасидате, Итсукишима и авизо Сума. Донесли Адмиралу о появлении этого отряда. Подняли (ДЖЧ)(КВМ)(63Ъ)(О0Ф)
Сигнал адмирала (СЪЕ)(ХЖЮ)(VO0)(▤А)(ВЧО)(ХЮ2)(28Ж)(Х6В)(▤И)(▤ЖО)(0Ц1)(ИХМ)(▤И)(VВ1)(ИЯ3)(Л69)
Подняли (Д41)(6АС)
Сигнал адмирала (8Б)(8В)(3В0)
Адмирал поднял сигнал 1му и 2му броненосным отрядам иметь 11 узлов ходу. Транспорты, 3й броненосный отряд и крейсера продолжали идти прежним ходом
9ч40м
Сигнал адмирала (8Б)(8В)(3Д6) (6ЮС)(6АЩ)
В 9ч40м
адмирал поднял сигнал: в полдень взять курс NO23°
1й и 2й броненосные отряды вышли вперед, построились в одну колонну по 3му броненосному отряду. Тоже время отряд неприятельских крейсеров, шедших контр-курсом, придя на левый траверз Суворова, повернули последовательно и легли на параллельный курс, держась головным своим кораблем на левом траверзе “Ослябя” в расстоянии около 50ти кабельтовых, имея впереди себя 4 миноносца, уходящих вперед. От отряда отделился авизо и взяв курс NW скрылся за горизонт,
О чем донесли адмиралу сигналом.
Расположение обеих сторон в 10ч утра:
В 10ч15м
на правую раковину эскадры показались четыре неприятельских судна, перешедших на левую раковину и оказавшихся крейсерами: Читозе, Касаги, Нiитака и Тсусима; миноносцы уйдя вперед скрылись; к отряду Акицусима присоединилось еще три крейсера.
в 11ч15м
бр “Николай” и за ним остальные суда 3го броненосного отряда открыли огонь по отряду Читозе с расстояния (с расстояния) около 45 кабельтовых; в ответ крейсера Матсусима, Акицусима, Хасидате, Икитсусима открыли огонь по Суворову, на который ответил 1й броненосный отряд
Крейсер “Изумруд” перешел на свое место по боевому строю на обращенном от неприятеля (правом) траверзе “Ослябя”. Неприятельские крейсера начали склоняться влево (влево) и вскоре вышли за пределы видимости. Перестрелка прекратилась в 11ч30м.
11ч30м
Дали команде вино и обед.
В 11ч35м
на SO открыли неприятельское судно, не приближавшееся к эскадре, но державшееся на постояном расстояни. Впоследствии оказалось Чин-Iеном.
В 12 часов
находились в φ=33°58'N и λ=129°37'Ost
От м.к Косаки на SO70 в 22 милях
В полдень находились в φ33°58'и λ 129°37' на SO70° от м.к Косаки в 22х милях, легли на курс NO23°. Сигнал адмирала (6АЩ)
Адмирал сделал сигнал: команды имеют время обедать
12ч20м
Сигнал адмирала (0Г8)(СЛЪ)(С0Ю)(VВ1);
(8Б)(8В)(Ѳ)(8)(3Д0).
Адмирал поднял сигнал Светлане защищать транспорты по правой стороне, а затем 1му и 2му броненосным отрядам повернуть последовательно на 8 румбов вправо, иметь 11 узлов ходу
12час30м
Сигнал адмирала (8В)(Ф)(6АЩ);(8Б)(Я)(8).
Сигнал “Ослябя”: (ИС)(3Д4). 1й броненосный отряд лег последовательно на NO23
1ч30м
Сигнал адмирала (0ДУ)(ШИЖ)(0Б9);(0)(Ъ)(П);(8Г)(8Т)(ВТ)
В 12ч30м
2ой броненосному отряду, не успевшему еще начать поворот отменительный и курс NO23
Расположение отрядов после исполнения вышесказанных сигналов показано на чертеже
Зачеркнутый текст (8Б)(Я)(8) и “1ч30м сигнал адмирала (0ДУ)(ШИЖ)(0Б9);(0)(Ъ)(П);(8В)(8Т)(8Т)” не писать
Штурманский офицер лейтенант Полушкин
В 1ч30м
справа на пересечку курса в строе кильватера показались главные силы неприятеля в числе 11ти броненосный судов: Асахи, Шикишима, Фуджи, Яшима, Касуга, Нишин, Ивате, Изума, Адзума, Якумо, Токива. Адмирал сделал сигнал 1му броенносному отряду повернуть на всем вдруг влево на 8 румбов; крейсерам и транспортам держать правее, Жемчугу быть на правом траверзе Орла и “тревога”.
Сигнал адмирала (8Б)(Я)(8); (0)(Ъ)(П);(0Д4)(ШНЖ)(0Б9);
С Ослябя сигнал иметь 8 узлов ходу.
1ч45м
Сигнал адмирала (8В)(8Т)(8Т)
Первый броненосный отряд, видя что неприятель склоняется на контр-курс, переходя на нашу левую сторону, повернул вдруг вправо на 8 румбов, не дойдя до линии 2го и 3го броненосных отрядов; адмирал поднял сигнал 2му и 3му броеноносным отрядам вступить в кильватер.
В 1ч50м
Суворов открыл огонь по неприятелю
Расположение обеих сторон в тот момент
Исправление 9й сверху строке текста: сигнал адмирала (8Б)(Я)(8);(0)(Ъ)(П);(0ДУ)(ШНЖ)(0Б9) считать верным
Штурманский офицер лейтенант Полушкин
В ответ на огонь Суворова неприятель открыл огонь сосредоточив его на “Суворове” и “Ослябя”.
Начался общий бой
В 2 часа
Суворов, а за ним и вся эскадра легли на курс NO60°.
В 2ч25м
на Суворове пожар и взрыв у кормового мостика. Суворов на десять минут увалился еще вправо, а затем снова лег на прежний курс.
В 2ч45м
Ослябя, сильно накренившись на левый борт с дифферентом на нос, вышел из строя, лег на контр-курс и застопорил машины. Крен быстро увеличивался и Ослябя, не дойдя до предпоследнего корабля строя, перевернулся и моментально затонул.
Увидев что Ослябя терпит бедствие, повернули к нему, готовя буксиры. Вместе с нами пошли м-цы “Буйный” и “Бравый” и еще два других м-ца.
Ослябя утонул раньше чем успели подойти; миноносцы подбирали людей; мы сбросили койки, буйки и один вельбот без гребцов.
Через несколько моментов после остановки у места гибели “Ослябя” заметили, что мешаем маневру броненосцев, идущих на нас; когда и как они повернули осталось незамеченным; броненосцы 3го отряда оказались головными, за ними шли броненосцы 2го отряда. Первый же броненосный отряд, находясь в стороне, защищая Суворова, у которого были сбиты мачты, трубы и все верхние надстройки, и на котором был сильный пожар.
Были вынуждены дан ход и отойдя от места гибели “Ослябя” чтоб не помешать броненосцам 3го и 2го отрядов выполнить свой маневр.
Крейсерский отряд находился на стороне эскадры. противоположной Суворову, и описывал круг прикрывая собой сбившиеся в кучу транспорты от огня неприятельских крейсеров.
В тоже время Камчатка подняла “не могу управляться”; Урал поднял сигнал: “не могу заделать подводную пробоину”.
На время строй крейсеров и броненосцев 3го и 2го отрядов слились; пристроился снаружи этого строя против интервала между Нахимова (спереди) и Олегом и поддерживал огонь по неприятельским крейсерам. Впереди против следующего интервала также снаружи шел Алмаз. В это время часть эскадры к которой мы примкнули обстреливался неприятельскими главными силами справа, а крейсерами слева. Было очень трудно следить за ходом боя, так как приходилось все свое внимание обратить на управление крейсером, дабы не столкнуться с которым-нибудь из транспортов потерявших всякий строй и миноносцем то и дело прорезающих строй; приходилось неоднократно с полного переднего хода давать полный задний или стопорить машины, благодаря чему приходилось травить пар в холодильники, чем последние были подорваны и впоследствии дали течь.
все время поддерживали огонь по неприятельским судам, приходившим в угол обзора.
В 5ч15м
бой несколько затих, эскадра выстроилась в две кильватерные колонны, броненосцы имея головным Бородино, потом Орел, Сисой, Наварин. Николай, Апраксин, Сенявин, Ушаков, Нахимов.
Вне строя справа приблизительно на траверзе Наколая шел Александр, накренившись около 12 на правый борт, он удерживал све место и крен не увеличивался
“Изумруд” держался на своем месте на левом левом траверзе младшего флагмана (Николая).
Крейсера шли в кильватерной колонне влево от броненосцев в расстоянии приблизительно 12.ти кабельтовых, имея головным “Олег”, который держался на траверзе “Николая”. Жемчуг потерявший за выходом из строя Суворова своего флагмана, шел в строю крейсеров; в том же строю находилась “Светлана” и “Алмаз”, транспорты были между колоннами ближе к крейсерам. Далеко в стороне от строя находились: сильно дымившися Суворов, Урал, севший носом и Камчатка; Русь не было видно; где были миноносцы совершенно не было видно.
Эскадра лежала на NO45°, ходом 8 узлов; неприятельские броненосные крейсера догоняли на правой раковине. Крейсера перестреливались с неприятельскими неброненносными крейсерами, державшимися на их левой раковине. Неприятельских броненосцев не было видно.
Вписаное над нижней строкой слово “броненосцы” считать верным
Штурманский офицер лейтенант Полушкин
В 5ч30м
с “Бородино” смена курса NO23°, иметь 11 узлов хода.
В 6 часов
по направлению от Бородино показался миноносец, идя контр-курсом с эскадрой впереди линии броненосцев, держал сигнал: ”адмирал передает командование адмиралу Небогатову”. Около этого же времени с Ушакова по семафору передали что Александр терпит бедствие; сигнал также репитовали
флагами и одновременно семафором на «Николай». Идти в это время сам для подания помощи не мог, так как был отделен от Александра линией броненосцев, идущих тесным строем и поддерживавших усиленный огонь правым бортом.
Броненосцы продолжали следовать за Бородино, сражаясь правым бортом с неприятелем; Александр принимал участие в бою и шел не отставая от других броненосцев.
Вписанное над верхней строкой “Нахимов” считать верным
Штурманский офицер лейтенант Полушкин
В 6 ч. 35 мин.
на Александре показалось пламя между дымовыми трубами, он бросился влево в сторону строя, стал быстро крениться и перевернулся между двумя концевыми броненосцами.
Как только заметил, что крен «Александра» увеличивается, положил лево на борт, дал полный ход и пошел к погибающему броненосцу, чтобы по возможности спасти людей. В это время наши броненосцы продолжали уходить на прежнем курсе полным ходом от нагонявших их в строе пеленга семи броненосных крейсеров.
Подойдя к перевернувшемуся броненосцу, оставшемуся плавать вверх килем, остановили крейсер и стали спускать из ростер гребной катер, так как вельботов к тому времени у нас уже не было; одновременно сбрасывать все имевшиеся под рукой спасательные круги, пояса, и койки.
Неприятельские броненосные крейсера, быстро подвигаясь открыли огонь по крейсеру. Недолеты ложились между утопающими; до неприятеля расстояние уменьшилось до 26-23 кабельт; поддерживали усиленный огонь по неприятельским крейсерам.
Когда расстояние до нашего концевого броненосца стало 20 кабельт, дал полный ход, положил право на борт и пошел к эскадре. Катер спустить не успел. Подходя к левому траверзу третьего с конца броненосца, видел как в Бородино попал снаряд крупного калибра; вспыхнул ужасный пожар, броненосец весь окутался черным дымом, кинулся вправо и быстро исчез. Николай прибавил ход, обогнал Орел и стал головным.
Броненосцы повернули все вдруг вправо и пошли на сближение с крейсерами. Крейсера тоже повернули все вдруг влево в сторону транспортов. Курс был близок к W; на NО показались японские броненосцы, идущие на эскадру.
В 7 час. 30 мин.
Николай поднял сигнал: «Следовать за мной» и постепенно лег на SW; крейсера повернули еще более влево и удалялись от броненосцев, ведя бой с державшимися за кормой у них броненосными крейсерами. Николай, пройдя некоторое время на SW, постепенно с наступлением темноты стали менять курс вправо и леги на NО 30°. За темнотою, потеряв из виду крейсера, миноносцы и транспорты, все время держась на левом траверзе «Николая», которому в кильватер шли Орел, Сенявин, Апраксин, Сисой, Ушаков, Наварин и Нахимов, слышал что бой с крейсерами продолжается. С того времени и до полуночи шел непрерывный ряд атак миноносцев на концевые броненосцы, по видимому безрезультатных так как звуков взрывов мин не слышал но как только один из наших броненосцев открывал боевое освещение, неприятель, который судя по звуку выстрелов был на правой раковине, немедленно открывал по нему огонь из орудий крупных калибров.
Наши головные корабли боевого освещения не открывали. Строй был очень растянут. Всю ночь телеграфный аппарат принимал переговоры между неприятельскими кораблями, находившимися вблизи нас и далекими.
Ночь шли 14 узловым ходом.
На рассвете 15-го Мая
увидели, что наш отряд состоит из броненосцев: «Николай», «Орел», «Апраксин», «Сенявин» и крейсера «Изумруд». Держась на левом траверзе «Николая», увидал у себя на левом траверзе дым одного судна, о чем сейчас же донес Адмиралу сигналом; не успел «Николай» ответить на наш сигнал, как дымов оказалось 4, о чем снова донес сигналом. Телеграф продолжал работать по прежнему между близкими и далекими судами. Число дымов неприятеля дошло до 7; одно из его судов типа «Сума» отделилось от прочих и подошло на ясную видимость, определяя наши силы; «Николай» и «Орел» прибавили ход, причем казалось, что «Орел» обгоняет «Николая». Приняв этот маневр за желание Адмирала, не принимая боя и не дав противникам собраться, дать судам возможность прорваться по способности и имея очень ограниченное количество угля, донес о последнем семафором, прося разрешения идти во Владивосток, прибавив одновременно ход. «Николай», замедлив ход, поднял сигнал: «остановитесьостаньтесь на прежнем месте», после чего я вступил на левый траверз Адмиралу.
Вписанное под второй снизу строкой слово “останьтесь”, считать верным
Штурманский офицер лейтенант Полушкин
РГАВМФ ф.870, ед.хр.32255, л.52-62