Выписка из шкаечного журнала транспорта “Корея” с 12го Мая 1905г.
Jan 15, 2023 22:06
Выписка из шкаечного журнала транспорта “Корея” с 12го Мая 1905г. [Spoiler (click to open)] Мая 12го дня находясь близь Шанхая в 8ч. утра по сигналу от флагманского судна “Князь Суворов” все транспорты под коммерческим флагом, кроме Кореи, отделились от эскадры и пошли по назначению. Корея последовала с эскадрой истинным курсом NO70°. В полдень широта 31°10’N, долгота 123°24‘O. Погода пасмурная, волнение мелкое. В 12ч. переменили курс на NO60. Мая 13го дня шли истинным курсом NO60° 9ти мильным ходом. В полдень широта 32°44’N долгота 126°19’O. Погода пасмурная, зыбь с SO. С 12ч. дня пошли NO60°, 8 миль, потом повернули на Ost и пошли 21 мили. В 4ч. был сигнал от броненосца “Суворов” “приготовиться к бою и к 6ти часам иметь полный ход”. В 6ч 20м переменили курс на NO60° и шли полным ходом. Ночью шли без огней. С рассветом 14го Мая заметили 4 неприятельских крейсера на левом траверзе и один броненосец на правом траверзе, которые держались на горизонте и шли курсом параллельно с нами. К 10ти часам неприятельские крейсера медленно приблизились. Наша эскадра сделала по ним несколько выстрелов и вывела одного из строя. Неприятель отстреливался и ушел. В 12ч. широта 34°2’N, долгота 129°41’O. Погода хорошая, горизонт туманный, волнение, ветер WSW, около 5 балл. Переменили курс на NO23° и пошли 18 миль, когда опять показались на левом траверзе неприятельские крейсера. В 2ч. показался Японский флот впереди, около 3 румбов слева. “Суворов” дал сигнал “крейсерам и транспортам держаться вправо”. Следовали за Анадырем и повернули около 4 румбов вправо. Броненосцы шли навстречу неприятелю. В 2ч. 10м. начался бой. Вдруг на нашем правом траверзе показался неприятельский броненосец. Крейсер 1го ранга Владимир Мономах вступил с ним в бой и через 20 минут заставил его отступить. Через ½ часа 4 неприятельских крейсера обошли нас и открыли по нашим крейсерам и транспортам огонь с SO. Наши крейсера отвечали. Вдруг показалось неприятельские судна и с NO и открыли по нам огонь. Главные неприятельские силы нашлись от нас на NNW против которых действовали наши броненосцы. В 3ч погиб броненосец “Ослябя” Нашлись в самом центре боя. Сильно действовали как наши так и неприятельские судна. Снаряды действовали разрывались везде кругом. В воздухе свистели и разрывались гранаты осыпая нашу палубу осколками. Адмирал Рожественский отбив неприятельские броненосцы вступил 1ым отрядом броненосцев на помощь нашим крейсерам. Через короткое время неприятельские крейсера отступили, но броненосцы сделали опять наступление. Суворов с другими шёл на встречу. Опять начался сильный бой. Неприятельские крейсера тоже сделали наступление. Наступление и отступление повторялись три раза. В 4ч. Корея получили пробоину ½ фута под ватерлиния на правом борту, через угольную яму до котлов; величиной 1½ фута в квадрате. Угольная яма и кочегарка полнилась водой, но через несколько времени удалось с внутри пробоину закрыть. Перед тем и в 3ей балластной системе оказалась течь, произошедшая от снарядов которые разрывались под кормой и под носом. Произвел крен на левый борт наполнением левую балластную систему 2го трюма чтобы иметь подводную пробоину над водой. Между 4 и 5ч. погиб броненосец “Император Александр III”. В 5ч. был сигнал с “Суворова” “Курс NO23°, 6 узлов ходу”. Суворов и ближайшие броненосцы легли на курс но через несколько минут встретив сильный неприятельский огонь уклонились от курса влево. В 6ч Суворов имел пожар третий раз и в 6ч. 20м. пошел ко дну. Находились в левом траверзе в расстоянии 4 кабельтова. Когда же Суворов погиб, то Олег, а за ним и другие крейсера, Анадырь и миноносцы усиленным ходом повернули на SW. Корея последовала за ними. Уже темнело. Хотели повернуть к берегам Японии и направится во Владивосток, но из дали едва заметны были японские крейсера. На NW были японские миноносцы. Наши крейсера скрылись. Анадырь лег на SW, мы за ним. Уже сделалось темно. Вокруг за нами погоня миноносцев, стали освещать прожекторами. Корею луч не достал на каких-нибудь кабельтовых 1-2 Во время погони миноносцев мы стали обсуждать вопрос - что делать. После обсуждения решили идти дальше; а так как на Корее был военный груз, мины и снаряды, то боясь что нам при ночной атаке миноносцев не удастся уничтожить пароход вместе с грузом, решили уничтожить груз, чтобы он не достался неприятелю. Пробоина и расстрелянные спасательные шлюпки тоже побуждали к этому. Мины стали выбрасывать. Когда выбросили мины, в это время неприятельский миноносец направил на нас последний свой луч, после чего он очевидно стал от нас удаляться. Видя что опасность пока избегнута, прекратили уничтожение груза. Прошли благополучно через “Ike Channel”. На другой день при обсуждении вопроса о том, не пройти ли нам кругом Японии во Владивосток, пришли к заключению, что вследствии того, что имеем пробоину на ватерлинии, имеем течь в носовой и в №3ей балластной системе и что 4 спасательные шлюпки прострелены, решили идти в ближайший порт “Шанхай”. Предполагая что на пути от Тсусимы в Шанхай будет послана погоня неприятельских крейсеров или миноносцев уклонились от прямого курса и шли курсом около 30 миль южнее. Понедельник 16го Мая, с заходом солнца открыли маяк North Saddle. Проходя маяк North Saddle обходили Японский крейсер, шедший от Цусимы; но так как вошли в реку с Юга, имея яркие отличительные огни, не имели с ним никаких трудностей. Японский крейсер становился на якорь, вблизи острова North Saddle, а Корея вследствии неполучения лоцмана, лавировала в пеленгах маяков North Saddle и Gutzlaff. В 6ч утра Мая 17го дня получили лоцмана у Fairway Bell-Bouy, по команде его шли вверх по реке. В 10ч утра становились на якорь в Woosung.