5 Сигнал с Суворова (ПДА)(ТЗС) прибавили ход до 8 узлов. разбудили команду.
5ч20 Молитва и завтрак. сигнал с Суворова (ЮИѲ)(ДУО)(ЗМЖ)
6ч Скачивали палубу
6ч50м Скачивали палубу
7ч Сигнал с Суворова (ШЯ6)(ОРЗ)
7ч15м Сигнал с Суворова (ШЯ6)(ОРЗ) Рапорт 1-1-6-619-220-29-29 _________________Мичман Корякин 8ч Подняли стеньговые флаги по случаю священного коронования их Императорских Величеств. На траверзе с правой стороны стал ясно виден неприятельский 2х трубный и двухмачтовый крейсер-разведчик. 8 10м Сигнал с Суворова (ЪЮ2)(8Г) 9ч20м Слева на 40гр от курса показались 5 японских I класса крейсеров идущих почти контр-галсом 9ч25м Сигнал с Суворова (СЪГ)(ХЖД)(VО0)▤а(В70)(ХЮБ)(28Ж)(Х6В)(▤И)(ПЯМ)▤ТО(О1У)▤И(VB1)(ИЯ3)(Л69) 9ч30м Японские крейсера повари последовательно на обратный курс 9ч35м Сигнал с Суворова (VЕИ)
9ч40м Пробили тревогу, приготовили транспорт к бою. Сигнал с Суворова (6ѲС)(6АЩ)
10ч Отряд неприятельских крейсеров закрывается мглой
10ч20м Видим пароход на NO 65 пересекает наш курс слева направо
10ч25м Сигнал с Суворова (Н38)▤ПО(Г06). Жемчуг ходил осматривать пароход
10ч30м Вино и обед команде по вахтенно
11ч8м Слева по траверзу открыла 4 японских легких крейсера идущих на эскадру в кильватерной колонне
11ч15м Крейсера неприятеля начинают поворачивать влево. III броненосный отряд и крейсера открыли по ним редкий огонь 11ч20м Крейсера неприятеля сделав несколько выстрелов скрылись во мгле В это время сигнал с Суворова “Не тратить снарядов” и III броненосный отряд и крейсера прекратили огонь 11ч25м Сигнал с Суворова (Ж)(Ъ)(0)(3Д6)
Прибавили ходу до 9 узлов
Для обсервации по способу [...] около 8ч10м взяты hho и замечены моменты по часам поправка которых относительно среднего Гринвич. времени -1ч54м26.6 средняя h027°57'8" средний момент по часам 1ч25м6,2 лаг 65¾ высота глаза 35ф.
Секстант №19 погрешность индекса 0°1'30" вторых наблюдений не было так как из-за мглы не было возможности взять высоты над горизонтом Пар в шести котлах Мичман Буковский
Эскадра идет в следующем порядке. В кильватерной линии идут все броненосцы головным идет броненосец “Князь Суворов” у него на правом траверзе идет крейсер Жемчуг и два миноносца на траверзе “Ослябя” Изумруд и два миноносца. В кильватер броненосцам шли транспорты: Анадырь, “Иртыш”, “Камчатка”, “Корея”, “Роланд” и “Свирь”. Левее транспортов шли крейсера “Олег”, “Аврора”, “Дмитрий Донской” правее транспортов крейсер “Владимир Мономах” в кильватер транспортов разведчики “Светлана”, “Алмаз”, “Урал” между крейсерами и транспортами остальные 5 миноносцев.
12ч5м Сигнал с “Суворова” (6АЩ) 12ч20м Легли на курс по главному компасу NO25 поправка 2°W 12ч30м Курс пересекла парусная джонка I броненосный отряд сделал коордонат вправо прошел у неё под носом. но оставшая. на курсе остальная эскадра прошла у ней за кормой. 12ч55м Открылись на левом траверзе во мгле два больших неприятельских транспорта или вспомогательных крейсера из-за мглы плохо видимы
1ч40м Сигнал с Суворова (Ъ)(О)(П). Показались влево по курсу главные силы неприятеля. Наши броненосцы пошли сначала влево чтобы прийти в кильватер второму и третьему отряду потом Суворов стал поворачивать вправо остальные последовательно стали входить в кильватер. 1ч43м I броненосный отряд открыл огонь за ним и остальные. Неприятель тотчас стал отвечать. Японские броненосцы из-за мглы плохо видим их. 3 двухтрубных броненосца, 1 трехтрубный, за ними крейсер “Ниссин” и “Касуга” японцев стали склонятся на параллельный курс с нашими броненосцами 1ч45м Во исполнение сигнала сигнала адмирала стали склоняться вправо и задержались на курсе NO71°. поправка главного компаса 1°w.кс 1ч52м Крейсер Владимир Мономах открыл огонь по японскому разведчику, который продолжал держаться в прежнем положении относительно эскадры. 1ч55м Крейсера “Олег”, “Аврора” и “Дмитрий Донской” открыли огонь по японскому разведчику стреляя через транспорты. 2ч Японский разведчик скрылся во мгле. Неприятель сосредоточено обстреливает головной броненосец “Князь Суворов” и броненосец “Ослябя”, по которому вероятно стреляют и броненосные крейсера, которые из-за мглы и дыма с транспортов не видать. 2ч20м Склонились вправо и пошли курсом NO85 попр.глав. компаса 1W Крейсера увеличили ход и прошли под носом вправо и легли на курс. 2ч50м Наши броненосцы стали последовательно поворачивать вправо. Виден броненосце “Ослябя” сильно осевший кормой с пожаром на юте и на задней части спардека. 3ч Приблизились к острову “Katsu-Sima” мили на три легли сначала на NW6, а потом ввиду появился отряда японских крейсеров в SOой части горизонта, державших по видимому на остров “Kotsusima”, легли на курс NW23°. Японские крейсера открыли огонь по нам и крейсера, которые повернув последовательно вправо вступили в бой с неприятелем. В это время уже броненосца “Ослябя” не было видно, около этого времени вышел из строя броненосец “Князь Суворов”, на броненосце “Император Александр III” крен и значительный пожар в задней части спардека. Снаряды японских крейсеров ложились довольно близко но попаданий не было. 3ч25м Пароход “Роланд”, бывший предпоследним мателотом в линии транспортов, и уходивший вперед от неприятельских снарядов обойдя нас с правой стороны стал склоняться влево нам под нос имея с левой стороны шедшего крейсера Урала, осевшего носом должно быть от полученной подводной пробоины, застопорили машины. 3ч27м Дали полный задний ход обеими машинами. через минуту или полторы Роланд навалился на форштевень и так как у нас уже хода не было, то Роланд положил руля и прибавив ход отошел от нас вперед; застопорили в это время машины при приближении Ролодна у него на мостике ни командира ни помощника не было видно, машинным телеграфом управлял какой-то матрос. с бака спросили о повреждениях, с Ролонда ответили, что всё благополучно, видимых же повреждений - подран наружный привальный брус. В момент сближения с Роландом на нем среди команды образовалась паника, когда Роланд отходил то с правой стороны обрубили шлюпочные тали и люди начали бросаться в шлюпку, несколько человек упали мимо; Роланд развернувшись подошел к шлюпке, подал ей конец и стал принимать людей обратно в это время мы уже шли на своем месте в строю и брошенными с борта концами вытащили на транспорт одного из плавающей команды Роланда, другие же бывшие в поясе и отброшенные волной поплыли к шлюпке 3ч33м Дали полный ход, неприятельские крейсера разойдясь с нашими контр галсом скрылись во мгле, обстреливая с дальней дистанции пароход Роланд, который принимал людей из шлюпки 3ч40м На SWй части горизонта появились броненосные японские крейсера числом 6 и с дальней дистанции открыли огонь по крейсерам и транспортам. Наши броненосцы, лежавшие уже на NWом курсе и заметившие должно быть раньше нас этого неприятеля, стали стали склоняться влево обходя нос и транспортов с NW. Потом N через Ost и открыли огонь по неприятельским крейсерам. Неприятельские броненосцы были на NO и из-за мглы трудно судить о расстоянии, наши крейсера бывшие уже слева от транспортов прибавили ход, и еще, когда броненосцы были на север от транспортов, обошли транспорты по правому борту и выйдя из-за них вступили в бой с неприятелем. Транспорты имели средний ход дабы не мешать крейсерам пройти под носом, в это время крейсер Урал сильно погрузившись носом остановил машины и поднял сигнал “имею подводную пробоину. заделать не могу” и начал спускать шлюпки. 4ч5м Семафором с крейсера “Олег” приказано: подать помощь гибнущему крейсеру “Урал”, почему повернули влево подошел на кабельтов к Уралу и остановили транспорт. 4ч20м Начали принимать шлюпки с людьми. Расположение боя было таково:
в центре “Урал”, в кабельтове на SSO транспорт Анадырь, в право от транспорта три миноносца поднимающих плавающих людей с разбитых снарядами шлюпок, по носу в трех кабельтовых “Светлана” и “Алмаз”, на NW остальные миноносцы и крейсер “Жемчуг”, на NO близко “Корея”, за ней Иртыш и Свирь, далеко на N “Камчатка”; транспорт Анадырь и три миноносца с застопоренными машинами, остальные суда на ходу; от N до OSO кабельтовых в 20 дуга идущих броненосцев, около N дальше видимо броненосец “Князь Суворов” без труб и мачт; от SSO до SW идущая приблизительно на NW линия наших крейсеров, за ними же линия неприятельских крейсеров идущих курсом около Ost и сосредоточенно обстреливающих группу, собравшуюся около Урала, и сражающихся с нашими крейсерами; особенно усилилось падение снарядов около транспорта когда наши крейсера, пройдя к северу, открыли нас неприятелю; снаряды падали у борта и рвались производя сотрясение транспорта, на палубу по временам падали осколки и обваливались всплески воды. Японские броненосцы в это время были далеко на N стреляли с дальней дистанции по нашим броненосцам; в это время броненосец “Князь Суворов” несмотря на такое ужасное положение дал ход, желая по видимому войти концевым кораблем в линию броненосцев, и стрелял носовой башней по японцам; по мере описания кольца вокруг транспортов “Камчатка” и “Суворов” оказались отжатыми и японские броненосцы перевели огонь на них и по нашей группе судов, снаряды ложились очень близко, но попаданий в транспорт не было, в транспорт “Камчатка” попало должно быть несколько снарядов так как он сильно парил и держал сигнал (К). а так же имел сбитую верхнюю часть трубы.
Когда броненосцы были на SO, то огонь крейсеров был направлен на них и к нам падали перелеты; Японские броненосцы скрылись во мгле и прекратили огонь.
Для сохранения места при приеме шлюпок давали иногда ход машинам во время чего намотали несколько нетолстых концов на винт, эти концы были поданы на шлюпки и за невозможностью их вы[...] в шлюпки приходилось отрубать наверху. 4ч50м Так как шлюпок на воде с людьми не было, а отдельно плавающих людей собирали миноносцы и пароход Свирь, то задали ход машинам для того чтобы перейти левее броненосцев, которые в это время были на Sту. Неприятельские крейсера были у нас далеко на OSO.
5ч Броненосцы прекратили стрельбу так как неприятеля не было видно; броненосцы шли в следующем порядке: головным “Бородино”, “Орел”, “император Николай I”, “Наварин”, значительно оттянувшийсь “Сисой Великий”, “Генерал-Адмирал Апраксин”, “Адмирал Сенявин”, “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Нахимов”, вне строя но близко “Император Александр III” имевший крен на левую сторону; на N видно броненосец “Князь Суворов” и транспорт “Камчатка”; воспользовавшись тем что “Наварин” прорезали строй броненосцев перед ним, за нами прошли пароходы “Корея” и “Свирь”, разведчики и транспорт “Иртыш” обошли с тыла. Крейсер Урал продолжал медленно погружаться с не спущенным сигналом о пробоине 5ч25м На головном броненосце “Бородино” поднят сигнал (3Д4)(6АЩ) 5ч35м Легли на курс NO23 истинный поправка 2°Ost были в следующем порядке. Линия броненосцев, в кильватер ей транспорты, слева от них крейсера, в кильватер транспортам разведчики, миноносцы по способности. 5ч40м Справа по носу показались японские броненосцы с обеих сторон открыли огонь 5ч42м Броненосец Бородино стал медленно склоняться влево, последующие ему вступали в кильватер, следуя движению броненосцев крейсера и транспорты поворотили влево на параллельный курс примерно NW69, противник склонился так же влево, сосредоточил весь огонь на броненосцах “Бородино” и “Орел”, в особенности на первом, по концевым же броненосцам и державшемуся около них броненосцу “Император Александр III” стреляли броненосные крейсера появившиеся с Оста. Наши броненосцы шли ходом около 6 или 7 узлов так как крейсера и транспорты идя 10 узловым ходом обогнали броненосцев и убавив до среднего стали подравниваться и шли таким образом: транспорты, справа от них были сражающиеся броненосцы, слева и впереди всех крейсера. на траверзе с обеих сторон миноносцы. 6ч10м Передано семафором с одного из миноносцев: “Адмирал ранен и находится на миноносце “Буйный” 6ч25м Репетовали сигнал поднятый на миноносцах: “Адмирал передает начальство контр-адмиралу Небогатову” 6ч45м Сигнал с “Олега” О(Е34)(503) прибавили ходу, пошли на правом траверзе “Олега” 6ч50м На NW показались 9 неприятельских миноносцев идущих малым ходом или деожавшихся против волны, открыли огонь правым бортом, но снаряды не долетали не смотря на высокий прицел. Крейсер Олег начал обстреливать неприятельские миноносцы. 6ч55м Просили разрешение семафором перейти влево от крейсеров дабы не мешать обстреливать миноносцы 7ч Получив разрешение прорезали строй крейсеров перед носом оттянувшегося “Дмитрия Донского” и перешли влево от крейсеров. Неприятельский огонь усилился по броненосцу “Бородино” 7ч10м На броненосце “Бородино” осыпаемом неприятельскими снарядами вспыхнуло несколько пожаров и сбило заднюю мачту, потом накренившись на правую сторону и сделав еще выстрел из носовой башни повалился на правый борт и пошел ко дну; броненосец “Орел” обойдя место гибели “Бородино” стал склоняться влево, за ним последовали и прочие суда, следуя движению броненосцев крейсера и транспорты поворотив влево легли на курс около истинного SW23. Перед поворотом видели мину Уайтхеда по которой стреляли чтобы взорвать, но потом потеряли из виду. Положение было такое. Шли крейсера Олег и Аврора прекратившие стрельбу по миноносцам, немного позади “Дмитрий Донской” и “Владимир Мономах”, в промежутке и левее них “Жемчуг”, на левом траверзе шел транспорт Анадырь2 Олега1, имея позади в кильватере пароход “Корея”, левее их и оттянув шли транспорты “Иртыш” и “Свирь”, позади которых и [...] разведчики “Светлана” и “Алмаз”, миноносцы шли кучно около “Дмитрия Донского” и “Владимира Мономаха”; Позади нас в кабельтовых 25-30 шли броненосцы, как бы в строю пеленга: впереди шел “Орел”, за ним “Император Николай I”, “Генерал-адмирал Апраксин”, “Адмирал Сенявин”, “Адмирал Ушаков”, потом “Наварин”, “Адмирал Нахимов”, в промежутке перед ними и впереди шел “Сисой Великий”. За броненосцами шли японцы от которых наши отстреливались. Броненосцев же “Император Александр III” и “Князь Суворов” не видать 7ч30м или около этого вследствии спустившихся сумерек не было видно, но по вспышкам выстрелов можно было судить что они двигаются к югу. Стараясь держаться на траверзе крейсера “Олег” шли с пароходом “Корея” полным ходом. Опустили механический лаг отсчет 29½ 8ч или около теряли из виду крейсера “Олег” и “Аврору” сильно увеличивших ход и склонившихся вправо, пошли на сближение с ними взяли курс SW.70 поправка главного компаса 5°W. но через несколько минут совершенно утеряли их из виду; транспорт, как и впрочем наши суда, шел скрыв все огни.
8ч20м Немного позади правого траверза началась стрельба и освещение боевыми фонарями, спустя несколько минут впереди траверза показался показался свет боевого фонаря приближающегося миноносца, правее его видать правильно периодичные белые вспышки вероятно опознавательный сигнал но не наш почему 8ч30м приведя миноносец за корму легли на курс SO25 поправка 5W и стали светить прожектора несколько раз останавливаясь на на транспорте но рассмотрены не были; миноносцы шли приблизительно на NO по временам оба освещали горизонт. от N до NO видать свет прожекторов и выстрелы по видимому все это продвигается к югу. Будучи покинут крейсерами, не имея возможности идти прямо на норд сквозь линию боя и не будучи в состоянии за дальностью расстояния пройти [*] узкость Wого корейского пролива решено было пересечь линию движения боя, чтобы пройти курсом Оst к берегам японии, а оттуда лечь на […] восток, считая что путь под японским берегом вследствии его рискованности будет безопаснее для чего: * ”в темноте” пропущено в первой строке случайно. Лейтенант Дмитриев
9ч легли на курс истинный Ost поправка 8°W по главному компасу SO82° перед переменной курса на правом траверзе был сильный характерный звук травящего пар миноносца
Перед 10ю часами левее нас началась перестрелка, а недалеко по носу показался свет прожектора; стало ясно что этим курсом не обойти место сражения; транспорт имел полный ход, а именно 10 узлов, рассчитывать на увеличение нельзя было, так как жгли уголь принятый с германского парохода “Batavia”, который на нем несколько раз возгорался для чего был залит водой почему и сделался мало производительным, а до восхода луны оставалось не более пяти часов, то: -
В 10ч легли на курс SW50 поправка курса 5½ W отсчет лага 57
По временам далеко справа около траверза появлялся свет прожекторов.
В двенадцатом часу сблизились на полкабельтовых с пароходом Корея но благополучно разошлись
В 10м часу выяснилось что прапорщик Сорокин отсутствует, производится об этом дознание, раненых и убитых на транспорте не имеется
В полночь счислили место:
широта 33°59’3N долгота 129°29’Ost.
Карта английская №358
Пар в шести котлах Штурманский офицер Лейтенант Дмитриев
Во время сражения выкинуто за борт 57м/м стреляные гильзы, а также давшие осечку числом всего 20 штук. Брошено за борт для спасения людей державшихся на воде с погибших в бою судов, девяносто три связанных койки в которых находилось: коек парусиновых 93, матрацов пробковых 93, одеял верблюжьего сукна 69, простыней 185, наволочек 115, подушек набитых конским волосом 93. Штурманский офицер Лейтенант Дмитриев