Гора Береники. Тверия.

Jun 23, 2010 18:11

"У леса не черника,
А мох один растет.
Принцесса Береника
На Охте живет."
Александр Городницкий


"Строго и торжественно оделась Береника для приема у Веспасиана. Ее крупная благородная голова с еще загоревшим от солнца лицом царственно выступает над одеждой, спадающей многочисленными складками. Короткие непокорные волосы лишены всяких украшений, парчовые рукава прикрывают прекрасные, огрубевшие в пустыне руки".[ Л. Фейхтвангер "Иудейская война"]

Такой увидел Лион Фейхтвангер Израильскую принцессу Беренику (28 г. н.э.- ?) на приеме у Римского императора Веспасиана в конце 60-х годов I века н.э. Такой видели её многочисленные читатели Фейхтвангера в России в конце 60-х годов ХХ века. Её имя было паролем, и успех знаменитой песни Александра Городницкого в немалой степени был обязан Принцессе. Знающие люди либо понимающе переглядывались, узнавая своих, либо опасливо смотрели по сторонам: Береника - это Израиль, её имя - табу в антисемитской атмосфере СССР.

Лион Фейхтвангер написал увлекательный исторический роман. Многие события и персонажи этого романа имеют реальную историческую основу. Не составляет исключения и Принцесса Береника - правнучка царя Ирода Великого, дочь царя Ирода Агриппы I, сестра последнего царя из династии Ирода - Агриппы II, любовница римского императора Тита Веспасиана.

- " -
В южной части Тверии, над раскопками древнего города, построенного в начале I в. н.э. тетрархом Иродом Антипой, сыном царя Ирода Великого, высится гора Береники. Она поднимается всего лишь на 200 метров над уровнем Кинерета. Восточный, отвесный склон горы, обращен к озеру. Многочисленные пещеры сделали его похожим на срез голландского сыра. Нелегко добраться до пещер, но, тем не менее, а, может быть, благодаря этому, они были заселены людьми еще во времена неолита. Западный склон пологий, он спускается в долину, к реке Явнеэль.

В наши дни люди нечасто появляются на этой горе. Но на протяжении веков, еще до появления города Тверии, да и много веков спустя, в этом месте проходила довольно оживлённая дорога: от озера Кинерет до портов Средиземного моря. И сегодня ещё на восточном склоне горы, около пещер можно видеть следы древнего пути: тут и там обрушенная каменная кладка, остатки древних стен, поддерживавших участки дороги.



Развалины церкви и стены, окружавшей монастырь на горе Береники . (фото Google Earth)
С вершины горы открывается необыкновенно красивый вид на озеро и его окрестности. На противоположной стороне озера, на холме над кибуццом Эйн-Гев виднеются развалины древнего города Сусита, по-гречески Гиппополис (Город коней), одного из городов Декаполиса (Десятиградья). На север от Тверии, вдоль берега тянется цепочка старинных рыбацких селений, святые места христиан: Мигдаль (Магдала) - родина верной спутницы Христа, Марии Магдалины; Табха (Гептапегон), именно здесь, по преданию, Иисус Христос творил чудеса, накормив пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами [Матф. 14:19-20] и произнес свою знаменитую Нагорную проповедь; Кфар Нахум (Капернаум) родина апостола Петра. Дальше на север, у горизонта поднимаются две вершины, на востоке - гора Хермон, на западе - гора Мирон. Между ними, в ложбине, ближе к горе Мирон - город Цфат (Сафед), один из четырех еврейских святых городов (наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном).

На фоне таких "знаменитостей" гора Береники совсем не приметна. Арабы называли ее "Каср Бинт Эль-Малик", что означает - "дворец царской дочери". Если к этому прибавить некоторые сообщения историков, и первого среди них, Иосифа Флавия, который рассказывает о великолепном дворце Ирода Антипы над Тверией, сразу приходит на ум имя Береники, красавицы Береники.


Отец Береники, царь Агриппа I, после смерти своего дяди Ирода Антипы получил во владение его тетрархию со столичным городом Тверия. Нет сомнения, что его дети, и Береника в их числе, посещали эти места и дворец, возвышавшийся над городом.

Принцесса Береника. (фото Histoire de la Rome antique )‎

Иосиф Флавий уделяет ей много внимания на страницах своих книг. Он пишет, что в 41 г н.э., когда Беренике было 13 лет, ее выдали замуж за сына александрийского алабарха (главу еврейской общины). Но тот вскоре умер и в 16-летнем возрасте она выходит замуж за дядю (брата отца), Ирода Халкидского. Через 4 года умирает второй муж, и Береника возвращается в Иерусалим.

Она живет во дворце своего брата Агриппы II, "но затем, когда стали носиться слухи, будто она живет со своим братом, она уговорили Полемона, царя киликийского, принять обрезание и жениться на ней".[Иосиф Флавий, «Иудейские древности»]. Этот брак тоже продержался недолго. Береника оставила нового мужа и вернулась к брату. Теперь они снова были вместе, а люди со временем привыкли к тому, что около нерешительного и невзрачного царя стояла эта волевая красивая женщина.

В 60 г н.э. «царь Агриппа и Береника прибыли в Кесарию поздравить Феста (нового прокуратора Иудеи - АТ)» [Деяния 25:13] В 66 году прокуратор Гессий Флор в ответ на жалобы и протесты евреев, возмущенных его правлением, ещё более усиливает террор. Когда же евреи отказываются выполнять его требование - выдать деньги из храмовой казны, он отдает своим солдатам приказ: разграбить Иерусалим.

В результате столкновений погибло 3600 человек. В эти тяжелые для еврейского народа дни, Береника с опасностью для жизни встала перед трибуналом Флора.

"Это была красивая женщина, в Иерусалиме ее очень любили, охотно принимали и при римском дворе. Своей походкой она прославилась во всем мире. Ни одной женщине, от германской границы до Судана, от Англии до Инда, нельзя было сделать большего комплимента, чем сказать, что у нее походка, как у принцессы Береники. И вот теперь эта знатная дама шла смиреной поступью, подобно тем, кто просит защиты, босая, в черной одежде, стянутой тонким шнурком, поникнув стриженой головой" [Л. Фейхтвангер "Иудейская война"]

Свои великолепные волосы* она отдала в Храм, как и обещала, излечившись от тяжелой болезни. Она просила прокуратора Флора об одном - прекратить резню.

Униженная грубым отказом, Береника скрывается в своем дворце. Наступают тревожные дни, в любой момент может вспыхнуть восстание и, пытаясь сдержать народный гнев, Береника с Агриппой решили: «... созвать народ на окруженную колоннами площадь… Агриппа поставил свою сестру Беренику рядом с собой таким образом‚ чтобы всякий мог ее видеть‚ и перед дворцом Хасмонеев‚ возвышавшимся над площадью на окраине Верхнего города‚ произнес речь» [Иосиф Флавий, «Иудейские древности»].
Это помогло, но ненадолго: жители Иерусалима перебили римский гарнизон, разрушили царские дворцы. Восстание охватило всю Иудею. Император Нерон послал войска во главе с Флавием Веспасианом усмирять непокорных, и Агриппа с Береникой открыто перешли на сторону римлян.

Император Тит Флавий. (фото Histoire de la Rome antique)‎

Во время войны начался знаменитый любовный роман будущего римского императора Тита Веспасиана, сына Флавия Веспасиана, с еврейской царицей Береникой. Эта связь продолжалась 12 лет. В 75 г Береника переезжает в Рим и живет с Титом на Палатине. Римский автор Аврелий Виктор сообщает, что Тит так ревностно относился к принцессе, что велел убить своего полководца Усцину, которого подозревал в тайной связи с Береникой.

Тит, будущий император понимал, что связь с Береникой не сулит ничего хорошего, и, когда в 79 г он узнает о смерти отца, императора Веспасиана, высылает иудейскую принцессу из Рима. Женитьба на женщине из «варваров» (а все, рожденные не римскими гражданами автоматически зачислялись в варвары), да ещё и еврейке, могла стоить Титу императорства. Ведь не зря его отец, после победы над Иерусалимом отказался от пожалованного ему сенатом титула «Иудейский». Хотя за 200 лет до него римский полководец Сципион после победы над Карфагеном принял прозвище "Африканский", а племянник и приемный сын императора Тиберия, Юлий Цезарь (15 г. до н. э. - 19 г. н. э.) за успехи на Рейне был прозван Германиком. Но в прозвище "Иудейский", наверное, уже тогда было что-то не приносящее славу.

О дальнейшей судьбе Береники известно очень мало. Есть сведения, что вернувшись в родные края, она жила во дворце, построенном братом на берегу Тивериадского озера (Кинерет). Это был прекрасный дворец: «Некоторые залы без окон были сделаны из каппадокийского камня, до того прозрачного, что в них было светло даже при закрытых дверях... Купол был настолько высок, что взгляд, напрягаясь, едва достигал его сводов из слоновой кости». [Л.Фейхтвангер, «Иудейская война»].



Якорная церковь на горе Береники . (фото автора)
Гора Береники в Тверии... очень соблазнительно было найти здесь этот сказочный дворец. Израильский археолог Изгар Гиршфельд (ז"ל), проводивший раскопки на горе в 1989-1991.г.г так описывает результаты своей работы [см. - The Anchor Church at the Summit of Mt. Berenice] -

«Три сюрприза преподнесли нам раскопки на этой горе.
Первое - никаких следов дворца Береники, в который мы так верили и ради которого затевались все эти раскопки, мы не нашли.
Второе - раскопанное нами строение на вершине горы оказалось византийской церковью VI века, в центре которой, под алтарем, в своеобразной крипте находилась загадочная «святыня», огромный (500кг весом!) базальтовый монолит, повторяющий форму древнего якоря, которым пользовались на Кинерете на протяжении веков, но минимум в 10 раз больше обычного! Хотя символ «якоря» в христианстве известен еще с деяний апостола Павла, но такая находка ещё нигде не встречалась. В районе озера Кинерет было найдено много каменных якорей, которые также использовались в культовых целях. Но это были обычные якоря до 40 кг весом. Как попал на гору этот гигант, объяснить трудно.
Третий сюрприз, превзошедший даже первые два, был в том, что раскопки показали, что обновление и расширение византийской церкви происходило в... исламский период. В 749 году, в период безраздельного господства ислама в этом регионе, церковь была восстановлена после серьёзного землетрясения, которое разрушило тогда почти всю Тверию."

500-килограмовый якорь в качестве святыни - уникальная находка, и, естественно, его первооткрыватель, Изгар Гиршфельд в честь своей находки всю церковь назвал - The Anchor Church, Якорная церковь. Церковь была частью монастыря. На территории сохранились остатки стены, окружавшей монастырь. Основание монастыря относится к периоду правления Византийского императора Юстиниана, известного обширным строительством храмов, дворцов, водопроводов, пограничных крепостей и многих других общественных и военных сооружений. Среди построек того времени особенно выделяется знаменитый Софийский собор, переделанный после османского завоевания Константинополя в мечеть.

Не избежала этой метаморфозы и церковь на горе Береники. Восстановленная после разрушительного землетрясения 749 года, она сильно отличалась от предыдущей постройки. В стране господствовал ислам, и то, что раскопали археологи, напоминало мечети, построенные в абассидский период в Персии**. Но прошло ещё 300 лет. Пришли в эти края крестоносцы, и в архитектуре церкви появились новые детали, характерные
для готики того времени: контрфорсы, поддерживающие наружные стены, стрельчатые своды окон. С уходом крестоносцев, ушли, очевидно, и хозяева церкви. XII век оставил здесь последние следы деятельности человека. Да и сама Тверия превратилась со временем в захудалую рыбацкую деревушку. Её новый расцвет начался только через 400 лет, в ХVI в и связан с именем другой еврейской красавицы, испанской изгнанницей Донной Грацией. Но это уже другая история.

Остатки сторожевых башен. На врезке - план будущего археологического парка (фото Управление древностей )

Современная Тверия, большой курортный город, привлекающий своими гостиницами на берегу озера свыше миллиона посетителей в год. Несколько лет назад городские власти Тверии решили создать на базе сохранившихся развалин древнего города и возвышающейся над ними церкви на горе Береники археологический парк. С этой целью были проведены работы по расчистке и частичной реконструкции объектов древней Тверии, которая простиралось от здания гостиницы "Холидей Инн" на южной окраине города, и до гостиницы "Нахар А-Иорден" в центре. Среди наиболее интересных достопримечательностей: руины Кардо - главной улицы древнего города, идущей строго с юга на север, развалины двух сторожевых башен у южных ворот, римские бани, базилика, театр. Рядом с базиликой археологи проф. Изгар Гиршфельд и Иосиф Степанский ещё в начале 90-х годов прошлого столетия обнаружили развалины дворца, который возможно принадлежал основателю города тетрарху Ироду Антипе. Базилика в IV-V вв перестраивалась, что совпадает с периодом, когда в Тверии заседал Синедрион - высший законода¬тельный и судебный орган страны. Это временнОе совпадение как бы указывает на место проведения этих заседаний, хотя, к сожалению, в раскопках пока не найдено подтверждения этому факту.

Тогда же под городской мусорной свалкой археологи обнаружили древнюю каменную кладку, которая по их предположению была частью римского театра, хотя Тверия - город преимущественно еврейский, к театральному искусству отношения не имел. Да и нигде в рукописях существование театра в Тверии не упоминается. Тем не менее предположение археологов полностью подтвердилось.



Первые раскопки театра под горой мусора.
(фото и план - И.Гиршфельд, Древности Тверии, Издание "Управление древностей", 1991г, иврит)
В 2009г д-р Валид Атраш и Авнер Гильман, археологи Израильского Управления древностями закончили раскопки. Под многометровым слоем мусора сначала открылись остатки зданий аббасидского периода*, построенных ступеньками, в точном соответствии с рельефом, находившегося под ними театра. Затем - и весь театр с залом на 7000 мест и орхестрой (полукруглой площадкой для выступлений актёров и хора) площадью почти 300 кв. м.



Вид на раскопки римского театра. У берега озера - открытая часть археологического парка
(фото Управление древностей)
Открытие археологического парка, названного "Парк Берко" в честь Озера Берковича, много содействовавшего сбору средств для его создания, прошло в августе 2009г в торжественной обстановке, но работы ещё далеки до завершения. Ждет тщательных раскопок римский стадион, развалины которого найдены на автомобильной стоянке гостиницы Плаза, бани, базилика и возможное место заседания Синедриона. Предполагается частично реставрировать все античные объекты на территории древней Тверии и объединить всё это так, чтобы соседствовали рядом древность и современность: магазины, кафе, театральные подмостки - между древних руин и фрагментов мозаичных полов римских вилл и синагог, которых, по свидетельству Талмуда, было здесь тринадцать!

Подняться на гору Береники можно с двух сторон. Подъем с юга, со стороны гостиницы "Холидей Инн" очень хорошо описала janataha .

Гора выглядит непреступной скалою с отвесными обрывами.
Подняться на нее можно только по тропинке с черной разметкой. Тропинку эту хорошо видно на карте, но совсем не просто найти на местности.
Вот и я достаточно поплутала около старого кладбища, а потом среди корпусов гостиницы Холидей-Эйн, почти разуверилась в реальности тропы. И уже собралась идти обратно, как... [ Прогулки из Тверии]

С севера подъем на гору начинается из Тверии, район Геулим, Шикун Алеф, улица Толедано. Там есть указатели на гору Береники. Улица Толедано переходит в грунтовую дорогу, которая только в дождливые зимние месяцы создает определенные трудности для обычных легковых машин. В остальное время года там можно подняться практически на любом транспорте, и, конечно, пешком.



Тверия. Карта подходов к горе Береники
(использовано фото с сайта Google Earth)

ПРИМЕЧАНИЯ

* созвездие "Волосы Вероники" одно из немногих созвездий, название которых связывают с исторической личностью, но к еврейской принцессе отношение не имеет, хотя оба имени имеют один и тот же корень, древне-греческое имя Ференика - "приносящая победу". Созвездие "Волосы Вероники" названы по имени супруги фараона Птолемея III, которая пожертвовала их в храм Афродиты с просьбой принести ему победу. А Афродита унесла их на небо, о чем сообщил опечаленному фараону придворный астроном жрец Конон.

** аббасидский период - Аббасиды- вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750-1258гг). В Тверии мусульмане появились в 636г, вскоре после битвы при Ярмухе, когда 36-тысячная арабская армия под командованием Халид ибн Валида разгромила 250-тысячную армию Византии, которой командовал император Ираклий.

© Ark.Tal

археология, Кинерет, история

Previous post Next post
Up