Пылающая страсть, любовь и убийства за один вечер.

Jan 17, 2023 12:41



Пылающая страсть, любовь и убийства, и все за один вечер - такое можно увидеть только на театральной сцене.
Как раз это предлагает нам ближайшая премьера Израильской оперы. Две одноактные оперы: "Сельская честь" ("Cavalleria rusticana") П.Масканьи и "Алеко" С.Рахманинова, которые исполняются в один вечер.



Двадцать минут пешком занимает наш путь от поезда до оперы, в основном вдоль Кирии. Но кирию фотографировать нельзя, так что фотографируем то, что напротив. Тель-авивские небоскребы растут как грибы после дождя, не успеваешь следить, что еще построили... Эти два относительно старые.


По дороге рассуждали о том, что может быть общего у двух таких разных опер: одна рассказывает о жизни цыган и написал русский композитор, а другая о жизни в Сицилии и написал итальянец. Но режиссер сумел так органично объединить эти две разные оперы, что смотрятся они как единый спектакль.

Как рассказывает нам сеть, "Сельская честь" часто исполняется в один вечер с другой известной оперой "Паяцами" Р. Леонкавалло (оба произведения небольшие по продолжительности исполнения). У нас "Паяцы" были в прошлом сезоне, и я как раз на них не попала.

"Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют."...
Большинство из нас безусловно помнят эти строки из поэмы А.Пушкина "Цыганы" из средней школы. И эту поэму превратили в оперу "Алеко" два таких известных человека как Владимир Немирович-Данченко (в качестве либреттиста) и композитор Сергей Рахманинов, написавший эту оперу в качестве дипломной работы в Московской консерватории.
Всего за месяц до выпускного экзамена по классу композиции Рахманинов получил задание написать дипломную работу - оперу на либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы". Сюжет очень увлек молодого композитора, которому тогда было 19 лет. Он написал оперу за 17 (!) дней. Тем самым продемонстрировав свой огромный талант.
Экзаменационная комиссия поставила Рахманинову высшую оценку.
Что можно сказать? Всем бы писать такие дипломные работы.

Опера "Алеко" была написана в 1892г. и оказалась первым произведением Рахманинова, получившим широкое общественное признание. Постановки этой оперы в Москве, а затем в Киеве принесли автору большой успех и утвердили его репутацию как одного из одареннейших молодых композиторов того времени. Опера явно превосходила уровень талантливой ученической работы, и стала одним из заметных явлений в музыкально-театральной жизни начала 90-х годов 19 века.

Сюжет известный, не буду пересказывать. Пушкин все равно рассказал лучше :)



В спектакле все происходит на сцене на мой взгляд в южно-европейском городке, на главной площади перед церквью, судя по декорациям.



Тут же и цыгане торгуют чем придется.



Тут и кафе, которое посещают главные герои.



Цыгане, молодой (Рон Зильберштейн) и старый (Пнини Леон Грубнер).



Алеко и и старый цыган.



Гадалка демонстрирует героям спектакля, что от судьбы не уйдешь.



Красная ткань, в которую цыганка заворачивает карты, как цвет крови, которая скоро прольется.

Алеко (Эльчин Азизов) мне очень понравился.


"...Мою задумчивость она
В минуту разогнать умела!..
И что ж? Земфира неверна!
Моя Земфира охладела!..."

Земфира - Алла Василевицкая


"Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня."

Старого мужа Земфира больше не любит, а любит молодого любовника...


"Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!"




Алеко держит в руке нож. О роли ножей в этих операх надо сказать особо.

Они и на афише спектакля, которая к данной постановке не имеет никакого отношения и при этом подчеркивает роль ножа, как символа отчаяной ревности доходящей до убийства в обеих операх.


Вот нож и пошел в дело...








Такая большая любовь и двое убитых...



"Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним -
Не нужно крови нам и стонов -
Но жить с убийцей не хотим…"

В качестве антракта покажу арфисток.


Теперь немного и о второй опере, "Сельская честь" П. Масканьи.

Некоторые моменты либретто "Алеко" (В.Немировичем-Данченко), могли быть написаны непосредственно под влиянием "Сельской чести". Эта опера вызвала восторженное отношение у В.Немировича-Данченко. Опера была впервые в России исполненная итальянскими артистами в 1891 году. "Я давно не помню новой оперы, которая бы сразу произвела на меня такое впечатление свежести вдохновенного темперамента, как "Cavalleria rusticana",- признавался Немирович-Данченко.
В этой опере его привлекло то, что сейчас у нас вызывает легкую улыбку: "реальный и правдивый сюжет из жизни простых людей, живость драматического действия, сочная, колоритная обрисовка быта"...
Произведение молодого, начинавшего свой путь композитора Масканьи, сразу же покорило публику разных стран и сделало имя автора знаменитым во всем мире. После итальянской премьеры, состоявшейся в 1890 году, "Сельская честь" со стремительной быстротой обошла все крупнейшие европейские оперные сцены.
Более полустолетия Масканьи жил на славу и доходы от постановок этого маленького шедевра. Ни одна из других его опер (а он написал их еще четырнадцать) не имела успеха, который хотя бы отдаленно мог сравниться с успехом "Сельской чести".
Я никогда раньше не слышала "Сельскую честь" и поэтому читая восторги в сети несколько недоумевала... Но послушав, честно скажу, очень красивая опера. Жаль, что такая короткая...

Название "Cavalleria rusticana" обычно переводится как "Сельская честь". Непонятно, почему она так называется по-русски. Был еще вариант "Деревенское рыцарство". В прямом переводе с итальянского "Деревенская кавалерия".
Такова ирония судьбы - никто из героев оперы не принадлежит к рыцарству... Уж про честь я вообще молчу. Что касается новеллы Джованни Верги, источника либретто, то в ней описано поведение героев еще более варварское, чем то, с каким мы сталкиваемся в опере Масканьи. Наверное, варварское - это та "народность", жизнь простых людей, которая так понравилась Немировичу-Данченко. Вопрос же только в терминологии.



На той же самой сцене городской площади проблемы у другого любовного треугольника, вернее четырехугольника: Сантуцца любит Туридду, который любит Лолу, которая замужем за Альфио... Все несчастны...



Туридду больше не любит Сантуцци, и все это знают... Мнение соседок для Сантуцци важно.



Альфио еще не знает, что Туридду проводит время с его женой Лолой.



Сантуцца страдает, что Туридду ее больше не любит.


Ира Бертман в роли Сантуцци опять покорила меня своим драматическим пением.





Туридду, прежде чем уйти в армию, обещал жениться на Лоле, но, когда вернулся, она была замужем за другим, и тогда он признался в любви Сантуцце, но теперь он снова воспылал страстью к Лоле.



Сантуцца догадываясь о том, где на самом деле провел ночь Туридду.

Сантуцца устраивает ему сцену ревности.




Ира Бертман и Гектор Сандовал потрясающе исполняли эту сцену.



Лола, очень красиво одетая, появляется на пути в церковь.



Когда она уходит, ссора между Сантуццой и Туридду разыгрывается вновь с еще большей силой.



Туридду (Гектор Сандовал) прилюдно пристает к Лоле.





Сантуцца рассказывает Альфио о неверности его жены. Искренность Сантуццы не оставляет у него никаких сомнений в том, что она говорит правду. Альфио обещает отомстить.

В этой постановке сцена убийства Туридду происходит за сценой, но это не мешает драматизму финала.

В течение жизни Масканьи "Сельская честь" только в Италии была исполнена 14.000 раз - это примерно 21 спектакль каждый месяц 55 лет подряд. Сейчас на мировых сценах опера дается более 700 раз в год.

Были, разумеется, и другие композиторы, желающие примазаться к славе Масканьи написать сиквелы этой оперы. Я даже не побоюсь этого слова, спин-оффы :) В нескольких появившихся к 1893 году операх прослеживалась дальнейшая судьба персонажей "Сельской чести" - так, в "Сантуцце" Э. Фрайхольда участвуют юные дочь Лолы и сын Сантуццы, а в финале Сантуцца убивает Альфио и умирает сама. В 1902 году в Бразилии состоялась премьера оперы М. Фуртаду, главный герой которой Сандро - брат покойного Туридду.



На поклоны вышли все, никто не умер. В кроссовках и свитере дирижер Алессандро Де Марки (Италия).

Спектакли пройдут в Оперном театре Тель-Авива с 13 по 22 января 2023 года.

Солисты:

"Алеко"
Алеко - Эльчин Азизов\Йонуц Паску
Земфира - Алла Василевицкая\Шакед Струл
Молодой цыган - Валентин Дитюк\Рон Зильберштейн
Старый цыган - Лев Эльгардт\Пнини Леон Грубнер

"Сельская честь"
Туридду - Сергей Поляков\Гектор Сандовал
Сантуцци - Анастасия Болдырева\Ира Бертман
Альфио - Эльчин Азизов\Йонуц Паску
Лола - Анат Чарны\Таль Бергман выйдут на сцену в роли Лол
Лючия - Шай Блох\Рона Шрира

Хор Израильской Оперы под управлением Асафа Бенрафа

Оркестр Оперы - Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона

"Сельская честь" - исполнение на итальянском языке. "Алеко" - исполнение на русском языке. Титры на иврите и английском языке. Перевод титров - Исраэль Юваль.

Спектакли состоятся:

Пятница | 13.01.2023 | 13:00
Воскресенье | 15.01.2023 | 20:00
Понедельник | 16.01.2023 | 19:30 | Премьера
Вторник | 17.01.2023 | 20:00
Среда | 18.01.2023 | 20:00
Пятница | 20.01.2023 | 13:00
Суббота | 21.01.2023 | 20:00
Воскресенье | 22.01.2023 | 18:00

За час до начала каждого представления в зале проходит вступительная лекция продолжительностью около получаса, вход на лекцию для обладателей билетов в этот вечер бесплатный

Заказ билетов в кассе Израильской Оперы по телефону 03-6927777, в кассе "Браво": https://bit.ly/3WvbGfd и на сайте Израильской оперы https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=1303&ArticleID=5763

Спектакли проходят в Оперном театре Тель-Авива имени Шломо Лахата
Бульвар Шауль а-Мелех 19, Тель-Авив

Театр на карте https://goo.gl/maps/LG66gDGJ8XPtWe496

Страница оперы
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=1303&ArticleID=5763



По пути на поезд опять полюбовались на Центр Азриэли, который вырос на наших глазах...
Как сейчас помню первый подъем на смотровую площадку круглой башни в каком-нибудь 1999г.. Внизу лежал Тель-Авив, все его трущобы и помойки, которых слава Б-гу, сейчас уже нет...

Инфа:
https://www.culture.ru/poems/5111/cygany-poema
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C
https://www.belcanto.ru/cavalleria.html
https://soundtimes.ru/opera/spektakli/selskaya-chest
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%92%D7%93%D7%9C%D7%99_%D7%A2%D7%96%D7%A8%D7%99%D7%90%D7%9C%D7%99
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE
https://www.belcanto.ru/aleko.html
https://soundtimes.ru/opera/spektakli/aleko

культура, Тель-Авив

Previous post Next post
Up