90 лет сионизма в одной отдельно взятой штамповочной мастерской.

May 11, 2022 13:47



Я хочу рассказать об одном совершенно невероятном музее, который находится на дальнем юге нашей страны, в кибуце Цеэлим. Это один из самых волнующих, впечатляющих и неожиданных музеев, который я посетила за последние годы.
В небольшом музее можно увидеть так много всего, что даже трудно перечислить. История сионизма, создания и развития государства Израиль в медалях, эмблемах, монетах и памятных знаках... Для выросших здесь, да и для нас проживших здесь несколько десятков лет все это невероятно знакомо. Я ни разу не нумизмат и не коллекционер медалей. Но это очень сильно втыкает производит неизгладимое впечатление. Надо было видеть реакцию людей вокруг нас да и нашу собственную.
Прямо скажу, этот маленький музей - музей национального значения... Нет достаточно слов, чтобы описать, насколько выставленные там вещи вплетены в жизнь этой страны и ее жителей.


К кибуцу Цеэлим музей имеет опосредованное отношение, так как все его экспонаты родились в Иерусалиме.

В середине июля 2003 года ворота старейшей в Израиле мастерской по производству монет, медалей и памятных знаков были окончательно закрыты. Небольшая часть станков и штампов была продана другим производителям, часть была эвакуирована на близлежащую свалку, а огромное количество моделей, штампов и готовых изделий попало в плавильные и перерабатывающие печи. Мастерская, в которой на протяжении 70 лет работали отец и сыновья Кречмер закрылась. И только часть огромного художественного наследия, которую спас Боаз Кречмер, внук основателя мастерской, можно увидеть в музее, который Боаз создал своими руками. Теперь Боаз водит экскурсии по музею.

В музее почти нет готовых изделий - они пошли заказчикам. То что мы видим, это этапы разработки и сложного производственного процесса, от рисунка через гипсовую или деревянную модель, а затем металлическую модель, до штамповочной формы уменьшенного размера, в которой изготавливается конечный продукт.
Деревянные модели почти не сохранились, остались гипсовые и металлические. Все модели делались вручную.

А сейчас попробуем по порядку...

Человек, совешивший алию 3 раза.

Шмуэль (Самуэль) Кречмер родился в Польше в городе Попель (Ковенский район) в 1891 г.. С юношеских лет хотел стать гравером, в Варшаве учился ювелирному делу. Кроме того он был страстным сионистом. Впервые эмигрировал в Израиль в 1911 г., поселился в Иерусалиме и был принят в Школу Бецалель. Там он изучал живопись и лепку. Он начал работать художником-гравером и даже преподавал в Школе Бецалель.



Работы в стиле Бецалель: Башня Давида, могила Рахели и Западная стена. Это металлические рельефы или модели к ним.



Работы по рисункам Б.Шаца, кроме тех что в правом углу. Эти больше похоже на рисунки З.Рабана.



Башня Давида в разных вариантах как украшение могла быть на подарочных переплетах Торы, Танаха, молитвенников или других религиозных книг. Их заказывали специально, и тематика металлических вставок была соответствующая.

В 1913г. Шмуэль - молодой человек, открывает в Иерусалиме художественную мастерскую для производства печатей, медалей, монет, вывесок на дверях из эмали, подписей, ключей из серебра и золота, рисунков и букв, вензелей и трафаретов. Все, что мог предложить гравер в те времена. Европейская работа - удобные цены.  


Сначала мастерская была крошечной - угол в магазине, который продавал одежду для религиозных женщин. Он сидел за занавеской...

Лихорадка вынудила Кречмера покинуть страну. Сначала он уехал в Египет, но там не выздоровел и по настоянию врачей вернулся в Вену, где был госпитализирован.
В начале Первой мировой войны он был арестован как иностранный гражданин. К счастью, за него выпустила венская фирма, производившая медали и знаки различия для Австро-Венгерской армии и его выпустили.

В конце войны Кречмер решил вернуться в Эрец-Исраэль и открыть собственную мастерскую в Иерусалиме. "Иерусалимский городской совет" обратился с письмом к Британским властям с просьбой разрешить ему вернуться в Иерусалим, обосновывая это тем, что он честный человек, и когда он вернется, он будет сам зарабатывать на жизнь, а не просить у общества.

В 1920 году он снова пытался внести свой вклад в производство сувениров в Эрец-Исраэль.
Он основал в Иерусалиме на улице Яффо мастерскую художественного штампа.



Украшения и памятные знаки времен Бецалель.

Во время беспорядков 1921г. его мастерскую сожгли. В стране был экономический кризис. Это вынудило Кречмера вернуться в Вену, где тогда был сионистский центр. Это позволило ему продолжить поддерживать связь с профессором Борисом Шацем, а также воплощать национальную идею в материале для разных сионистских организаций. Он делал также памятные знаки для Сионистских конгрессов.



Самая знаменитая работа Ш. Кречмера 20х годов прошлого века - это изображение Т.Герцля в металле, то что в центре. Говорят, что после того, как это изображение появилось, в газете было написано, что Герцль Кречмера лучше Герцля Шаца. После этого Б.Шац не разговаривал со Шмуэлем год. Этот портрет Шмуэль использовал в дальнейшем в разнообразных изделиях.

В 1933 г. Ш. Кречмер вместе с семьей приехал в Эрец-Исраэль, имея официальный сертификата, который представляли Британские власти для въезда. Кречмер, получивший признание в Иерусалиме, был рекомендован главным раввином Эрец-Исраэль, раввином Ицхаком Ха-Коэном Куком. Раввин Кук в письме, адресованном Еврейскому агентству Сохнут, попросил включить Кречмера и его семью в квоту лиц, имеющих право на репатриацию.
По прибытии Шмуэль вместе со своими сыновьями-близнецами, которым было по 13 лет, снова открыл мастерскую в Иерусалиме.

Что только Шмуэль не делал в те времена... Например печати для Пальмаха, чем помогал нелегальной эммиграции. Я так понимаю, что для фальшивых документов печати делали...


Делали символы для самых разных организаций. Тут рядом и Лехи, и Эцель, и Бейтар, и Пальмах.

В 1943 году фирма была переименована в «Кречмер и сыновья», мастерская располагалась на улице Ха-Солел (ныне Хавацелет), а в 1951 году переехала в промышленную зону Барух в Иерусалиме.

После создания государства Шмуэль очень хотел создать его герб. Но не получилось.
Герб страны в 1949г. создали братья Шамир. Вариант Ш.Кречмера справа.




Хоть и не был Шмуэль автором, но мастерская делала таких гербов страны во множестве, разного размера и веса. Известно об одном гербе, который сменил символику Британской империи в одном из первых зданий, где сидело правительство молодой страны в 1949г. в Шароне. Весил этот герб 15 кг.



Множество вариаций на тему герба.



Продукция мастерской: менора в разных видах, лого Израильской полиции в металле, нож для бумаги, на котором написано "Государство Израиль"...



Это памятный знак, сделаный мастерской по заказу Д.Бен-Гуриона в 1951 в память о Войне за независимость. Он присваивался населенным пунктам, героически в ней участвовавшим. Такой знак получил и кибуц Цеэлим.



Эскизы к этому памятному знаку и фотография его вручения поселениям Негева.



Здесь воспроизведен стол Ш. Кречмера.



На фото Ш. Кречмер работает над гипсовой моделью первой официальной медали государства Израиль, "Освобожденная Иудея".

Эта медаль была как бы наш ответ чемберлену монете, которая была выпущена после захвата Иудеи римлянами в 1 веке н.э., IVDEA CAPTA. Здесь есть ее изображение, справа в верхнем углу. Под пальмой справа сидит грустная пленная Иудея, а слева - римский солдат - победитель. В честь десятилетия возрождения Израиля была выпущена памятная медаль, по контрасту, тоже с пальмой. Но под ней женщина с ребенком и человек, сажающий дерево.


Несколько художественных мастерских начинали делать эту медаль и было у нее несколько версий. Но медалью стал вариант Ш. Кречмера, чем он очень гордился.



Еще часть реконструированного стола Шмуэля. Он был гораздо больше, чем тот, что стоит в музее. Здесь на переднем плане армейские знаки различия, которые тоже делали в мастерской. Иногда для солдат, которые их потеряли, иногда как сувениры.

Фрагмент карты Израиля из металла Боаз подарил однажды Матану Вильнаи, израильскому политику.


А потом выяснилось, что дед Боаза, Шмуэль Кречмер, вместе с проф. Зеэвом Вильнаи, отцом Матана Вильнаи, сделали эту металлическую выпуклую карту Израиля для специальной школы для слепых в Иерусалиме.



Еще один фрагмент стола Шмуэля с инструментами, с семейными фотографиями и табличкой "Ш. Кречмер и сыновья".



В разные годы мастерская выпускала изделия с оформлением на темы иудаизма. Это и 12 колен Израилевых, и менора, и Скрижали Завета, и цитаты из Танаха. Создано уже после основания государства, но еще чувствуется влияние Школы Бецалель.

Одна из историй о работах Шмуэля, которую рассказал Боаз.
Родители жены Боаза приехали из Франции в начале 2000х. Среди привезенных ими книг оказался молитвенник работы Ш.Кречмера, который отец жены получил на бар-мицву в Алжире. Это был подарок сефардских раввинов из Иерусалима, которые посетили тогда Алжир.



Очень популярная медаль к "Бар-мицве государства Израиль", то есть выпущена в 1960г. Долгие годы ее было принято дарить мальчикам на бар-мицву.
Рисунок сделала Студия Роли, все остальное мастерская Кречмеров.
Под этими моделями модели к медали к 14летию страны с изображением 12 колен Израилевых.



В начале 60х годов прошлого века очень популярны были медали на основе древних еврейских монет. Эта тема и до сих пор в ходу - посмотрите на израильские монеты-деньги. Кроме монет использовали и древнюю еврейскую символику: вход в Храм; пальма; этрог и лулав; гроздь винограда... Создавалась "исраэлиана" - вещи, напрямую связанные с Израилем или с Эрец-Исраэль.
Здесь часть - крупные модели, а часть модели в натуральную величину. В основном сделано по рисункам разных художников в мастерской Кречмеров.



Нижняя часть этой витрины - штампы для сувениров с изображением древних монет. А слева ножи для резки бумаги тоже с изображением монет.



Еще "исраэлиана". Наверху слева и рядом с ней модель к медали, на которой написано "Второй раз Масада не падет".



Вариации на тему герба и армейская символика.



Множество организаций участвовало в создании государства. Еврейский национальный фонд сыграл в этом не последнюю роль. Для него мастерская создавала памятные знаки.



Памятные медали на темы алии в Эрец-Исраэль\Израиль и поселенчества.



К 75летию Шмуэля тоже сделали памятную медаль. Он изображен в самой характерной для него позе, когда он работает над очередной моделью.

Тот, кто пережил мастерскую на один день...

Элиягу Кречмер родился в 1920г. в Вене..
В 1933 году прибыл в Эрец-Исраэль вместе с родителями, сестрой и братом-близнецом Авиэзером. С 13 лет он и его брат Авиэзер начали работать в мастерской своего отца, как это было принято тогда в Иерусалиме.

В 1942 году он поступил на службу в британскую армию и служил в инженерной части. Среди прочего он участвовал в подготовке боевой техники, которая требовалась для
вторжение в Нормандию на севере Франции.
Будучи в Египте он участвовал в переброске евреев-беженцев из Европы в Эрец-Исраэль на английских военных машинах. Он помог таким образом 80и молодым евреям с фальшивыми документами.
В 1946г. он участвовал в деятельности Хаганы как оружейник и занимался строительством тайников для оружия и контрабандой оружия.
На следующий день после решения ООН в конце ноября 1947г. его работа заключалась в снабжении оружием евреев. На момент образования государства он служил в пехоте. Он познакомился со своей будущей женой Соней Кречмер, урожденной Шохат, когда он командовал обороной Тальпиота и Абу Тор во время Войны за независимость, а она служила связной под его началом.
Демобилизовался в 1949 году офицером.

На протяжении многих лет он был командиром роты в запасе, и регулярно ходил на военные сборы иногда по несколько месяцев в году. Во время войны Судного дня ему поручили деликатную задачу по связям с семьями погибших. Этим же он занимался и во время Синайской компании и во время Шестидневной войны.
В 1978 году он был окончательно освобожден после 30 лет службы в звании майора.

Отец Элиягу, Шмуэль Кречмер, умер в 1972 году, а шесть лет спустя, в 1978 году, умер и его брат Авиэзер.
Элиягу продолжал создавать символы, монеты и медали до самого своего последнего дня.

Боаз рассказывает, как работает специальный станок, автоматический пантограф (50-60е годы прошлого века).


Станок делает штамп по модели. В те времена еще не все было компьютерезировано :). Сначала делалась модель крупного размера из гипса, по ней отливали большую металлическую модель, дорабатывали ее вручную, а потом с помощью этого станка изготавливался штамп. Станок уменьшает модель в несколько раз и то, что на модели выпуклое, в штампе - наоборот, вогнутое. С помощью штампа можно было делать изделия в необходимом количестве.
На фотографии на стене Элиягу в процессе работы на пантографе.
На идиш эта специальность называлась штанцмахер. Штанц - штамп в переводе с немецкого.



Это штампы в мастерской. На момент закрытия было 13.000 штампов. Боаз сохранил небольшое количество - каждый штамп очень тяжелый.



Ручной штамповочный станок с рабочим, который штампует изделия поштучно.



Модели медалей с изображением Иерусалима. Элиягу старался воспроизвести все самые мелкие детали на модели, чтобы они получились и на готовой медали.



Сверху модель с изображением подписей под Декларацией независимости, а под ней модели памятных медалей к 500летию Изгнания евреев из Испании.



Мастерская делала множество разных изображений известных людей. Тут и Д.Бен-Гурион, и З.Жаботинский, и Т.Герцль и многие другие. По словам Боаза, самый популярный был Моше Даян. Здесь есть и модели и штампы.



Модели медалей в память о Катастрофе и героизме европейского еврейства.

Таких медалей было сделано множество вариантов в разные годы. К 50летию Варшавского восстания сделана в 1993г.., Еврейские борцы с нацизмом в 1989г....




На этом стенде представлено много всего, включая эскизы памятных знаков. Но больше всего в глаза бросается Cрулик из металла. Считается, что он - символ нового Израиля, как Дядя Сэм - США. Этот знаменитый образ создал художник Кариэль Гардош (псевдоним «Дош»). Срулик был очень популярен. Так что не удивительно, что его увековечили в металле.



Памятные знаки в виде лого хорошо нам знакомые: больница Адаса, Коль Исраэль (голос Израиля), Вицо, Эгед, Алият Аноар (молодежная алия)...



Медали на тему городов, в основном изображен Иерусалим.



Модели медалей на еврейские темы.



Это работы для Института Храма и, видимо, совместно с Институтом Храма по реконструкции предметов, находившихся в еврейском Храме и самого Храма. Тут и Ковчег для Скрижалей Завета, и вход в Храм, и Кийор (умывальник). Делались медали и с их помощью собирались пожертвования для Института Храма, как бы те полшекеля, которые приносил в Храм каждый еврей в праздник.



Сувениры на тему вина. В центре с крупными буквами часть благословения вина.



Не смогла пройти мимо - модель медали, на которой написано "כשושנה בין החוחים" (Как между тернами лилия) и изображена лилия. Это часть цитаты из Песнь песней:
כשושנה בין החוחים כן רעייתי בין הבנות" (שיר השירים ב, פסוק ב)"
"Как между тернами лилия, так подруга моя между дев". Песнь песней (2:2).
Почему переводчик\и Танаха на русский (Мосад Рав Кук, самый принятый перевод ТАНАХа на русский, полностью выложен на сайте Иудаизм и евреи) перевели все колючие растения как терновник, который тут ну никак не растет и не рос? На современном иврите חוח - сколимус...



Это тоже "исраэлиана": Западная стена, Иерусалим и Моше Даян, наконец-то. Хотя Боаз и утверждал, что его изображений было больше всего, я их почти не обнаружила.



Модели памятных медалей на самые разные темы. Даже на тему "Марш Иерусалима 1967".

Элиягу мог бы уйти на пенсию, но продолжал работать с той же любовью и профессиональным мастерством, как и во времена, когда он работал вместе с отцом.



Памятные медали на тему Иерусалима. К 60летию Еврейского университета (1985), изображение Верховного суда, Международная выставка марок 2001г.



Медали с изображениями знаменитых евреев. Слева сверху Хаим Вайцман, первый президент Израиля. Ицик Мангер, Исаак Михаэльсон
Второй ряд сверху, первый справа, кажется, Авраам Шленский.
Слева снизу - Мартин Бубер.
Внизу справа Йермиягу Гальперин, основатель еврейского флота
Остальных, к стыду своему, не опознала... Буду рада подсказкам.



Тут тоже медали с изображениями известных евреев.



В Израиле существует множество религиозных организаций, которые получают пожертвования из-за границы. Часто в честь таких пожертвований выпускались медали или памятные монеты. Изображались йешивы, синагоги, раввины или духовные лидеры.



Гербы кораблей Израильского флота. Такими гербами награждались командиры кораблей при выходе в отставку. Рисунки гербов художника Арье Московица, изготовление мастерской Кречмеров.

В 2001 году Элиягу Кречмер создал последнюю медаль, изготовленную по инициативе Государственной компании по изготовлению медалей и монет.


Модели этой медали крупные слева внизу и в середине. Это две стороны одной медали. Медаль посвещена мицве Хакхель, говорящей о том, что весь народ Израиля соберется в Израиле.

Элиягу Кречмер был вынужден закрыть свою мастерскую из-за того, что Армия обороны Израиля перестала заказывать свои символы в Израиле, а предпочла закупать их в Китае.

16 июля 2003 года уехали последние грузовики, Боаз в последний раз заполнил багажник , а Элиягу объявил всем, что он вышел на пенсию и уехал домой к жене в Дом престарелых, где они жили. На следующее утро пошел на занятие в кружок Танаха. Впервые за 70 лет не пошел на работу или на службу в армию. А в середине дня лег отдохнуть и умер во сне.
Он пережил свою мастерскую на сутки...
Элиягу говорил, что у него было только 2 отпуска от его отца, первый, когда он служил в Британской армии во время Второй мировой войны, а второй - во время Войны за независимость.

Эти железяки действительно кого-то интересуют?

Хотя Боаз Кречмер, сын Элиягу, внук Шмуэля Кречмера, не стал продолжателем дела деда и отца, он сделал невероятные усилия по сохранению их наследия. Этот кибуцный музей фактически частный.

Боаз Кречмер родился в Иерусалиме в 1951, в 1969г. пошел в армию, а потом в кибуц. Он член кибуца Цеэлим.

В 2003 году отец Боаза, 83летний Элиягу, решил выйти на пенсию и закрыть мастерскую. Он позвал Боаза и его сыновей, чтобы помочь все выбросить и сдать мастерскую в аренду.
Все что было в мастерской вывозилось на грузовиках на помойку. Боаз брал отдельные вещи из вывозимого и клал в багажник своей легковой машины.
Освобождение мастерской продолжалось около полугода и Боаз все это время вывозил какие-то вещи из выбрасываемого к себе в кибуц. 
Кречмеры были очень тщательные в своей работе, но мусор, скапливающийся в мастерской годами не выносили. Благодаря этому Боаз нашел документы на разных языках, ранние из которых датировались самым началом прошлого века.

Боаз постепенно привозил вещи из мастерской домой в кибуц и сначала складывал их в детской. Затем его выгнали на балкон, это всем мешало, включая соседей. Тогда он обратился в кибуц, с просьбой выделить ему место, например маленькое бомбоубежище. Ему выделили крошечное, которое имело 30 ступенек. Ступеньки тоже постепенно заполнялись.

Боаз работал в долгие годы в Местном совете Эшколь на довольно серьезной должности и был одним из авторов множества проектов, таких как фестиваль "Красный юг".
Боаз сам очищал все будующие экспонаты, так как они попали к нему не самом лучшем виде. Это была тяжелая физическая работа, которую он делал в выходные и в праздники. Многие металлические вещи были очень грязными - лежали в мастерской долгие годы, и Боазу потребовалось много времени и сил, чтобы их очистить.
2-3 года все кибуцники помогали Боазу в создании музея - приносили старые аквариумы вместо витрин...
Они также приводили своих гостей посмотреть на этот как бы музей.
Так это выглядело.


В 2005г. Совет по охране исторических памятников ( המועצה לשימור אתרי מורשת בישראל) включил "Музей медалей в Цеэлим" в свой список. Все благодаря тому, что один из случайных гостей Боаза впоследствии имел возможность рекомендовать музей в этот список.
В 2005г. освободилося дом, который раньше был кибуцным детским садом и он был отдан кибуцом под музей.



Когда ремонтировали это кибуцное здание, то в одном месте, где в предыдущие ремонты затыкали дыры газетами, нашли газету с рекламой медалей Кречмеров и поняли - это знак. Это здание должно стать музеем. Интересно, что в старой рекламе написано, что все доходы пойдут на сохранение национальных художественных ценностей.

Вокруг музея стоят штамповочные станки разных лет.


Станки, конечно же, не приехали в багажнике. Им просто повезло. Один из сыновей Боаза после армии водил кибуцный грузовик и возил картошку кибуцного производства. Если кто-то знает марку картошки "Дод Моше" (דוד משה), так это продукция кибуца Цеэлим. Картошка из Негева. И таким образом грузовик оказался в нужное время в нужном месте и на нем в кибуц приехало несколько больших станков.

Больше 10 лет ушло на создание этого музея. Музей официально открылся в августе 2018г.

На открытие музея в августе 2018 съехалось очень много важных гостей, вкючая членов Кнессета, правительственных чиновников высокого ранга, глав местных советов. Среди них был даже Бужи Герцог, наш нынешний президент, а на тот момент глава оппозиции.
Свою маму Боаз посадил в первый ряд. После торжественного перерзания ленточки очень пожилая мама Боаза стала его разыскивать в толпе, случайно оказалась около микрофона и не заметила этого. Она позавала Боаза и сказала при этом в микрофон:" Слушай, твои железяки действительно интересуют всех этих людей?"

После этого была очередная операция в Газе и началась пандемия. Это не самые лучшие годы для открытия музея.
Но судя по людям, с которыми мы пришли на экскурсию, приехавшим из разных концов страны, этот музей пользуется заслуженной известностью.

И теперь-то наконец вы меня спросите, как же этот музей называется??? Вот тут-то есть небольшая проблема. Его название на русский просто не переводится и чтобы объяснить это придется потратить некоторое количество букв.
Так что снова...

Уголок иврита.
На иврите музей называется מוזיאון מורשת צאן ברזל (музеон морешет цон барзель). Ну если מורשת (морешет) понятно - наследие, то с צאן ברזל (цон барзель) уже гораздо сложнее. Если перевести напрямую, то будет "железный мелкий рогатый скот". После моего рассказа о музее, я уверена, вы тоже удивитесь. Оказывается, есть такое талмудическое понятие נכסי צאן ברזל (нихсей цон барзель), которое на современный иврит переводится как вечные ценности.
Пришло это к нам из древнего еврейского права.
Приданное - активы (эти самые нихсей цон барзель) женщина приносила мужу из отцовского дома. Активы переходили в собственность мужа, и поэтому он нес за них ответственность, если активы изменили свою стоимость. В момент развода или в связи со смертью мужа активы должны были быть возвращены жене в той стоимости, которая была на момент брака. Эти активы регистрировались в ктубе (брачном договоре). Ну а так как в древности в качестве приданного мог быть мелкий рогатый скот, который не вечен, то говорилось о железном рогатом скоте, который не мог потерять свою ценность...

Самый большой сюрприз ожидал меня в самом конце, когда я оказалась рядом с Боазом. Посмотрев на мой маленький кулон, размером с монету в один шекель, он сказал: "Это же работа Кречмеров, есть такая медаль".


На медальоне написано начало שמע ישראל (Шма исраэль), текст вписан в круг. К сожалению Боаз медали не нашел. Уж очень много у него медалей. Кулон этот я купила в фирме Магнолия, которая делает всяческие украшения уже давно в Китае. Когда я этот кулон увидела, то была поражена, как он не соответствует изделиям этой фирмы. Сразу купила. Магнолия просто содрала с медали Кречмеров, авторские права тогда не регистрировали...
Вот тут я себя ощутила просто "частью семьи" Кречмеров :).

Честно говоря, очень жалко, что добираться в музей далековато, его могло бы посетить гораздо больше людей. Но сразу скажу - очень многим интересны эти железяки. До короны к Боазу человек по 70 набивалось в очень небольшое помещение... Кроме рассказа о музее вы услышите и настоящий израильский стендап в исполнении Боаза. Тут мне не удалось его передать.
Попасть можно только с экскурсией, договариваться надо заранее.
Боаз предпочитает принимать целые автобусы и организованные группы. Нам чудом удалось попасть на экскурсию для неорганизованных туристов в рамках мероприятий שישי שבת ישראלי (Израильские пятница-суббота, когда музеи работают бесплатно).

Можно заказать билеты в рамках израильские пятница-суббота, бесплатно, есть даты до конца июня, в конце страницы https://www.habsor.co.il/?p=489

Или поговорите с Боазом, может он присоединит вас к группе
08-9989211
052-3575324

Сайт музея http://www.moreshetil.org.il/

Музей на карте

Инфа
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A0%D7%9B%D7%A1_%D7%A6%D7%90%D7%9F_%D7%91%D7%A8%D7%96%D7%9C
https://daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=524
https://hebrew-academy.org.il/2021/07/27/%D7%A0%D7%9B%D7%A1%D7%99-%D7%A6%D7%90%D7%9F-%D7%91%D7%A8%D7%96%D7%9C/
http://www.moreshetil.org.il/elyahu.html
http://www.moreshetil.org.il/shmuel.html
https://www.youtube.com/watch?v=cZyv5XUDxVY
https://www.youtube.com/watch?v=LFdykM_DDLI
https://passportnews.co.il/%D7%9E%D7%95%D7%A8%D7%A9%D7%AA-%D7%A6%D7%90%D7%9F-%D7%91%D7%A8%D7%96%D7%9C-%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%95-%D7%94%D7%91%D7%9C%D7%AA%D7%99-%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9E%D7%9F-%D7%A9%D7%9C-%D7%9E%D7%95/

сионизм, история, музеи

Previous post Next post
Up