Cегодня я хочу в очередной раз поговорить "за израильское сельское хозяйство", да и о земле, в этот большой еврейский сельскохозяйственный праздник.
Надо сознаться, что в супере в овощно-фруктовом отделе, глядя на огромный выбор местной сельскохозяйственной продукции, я ловлю себя на мысли, что купить просто нечего... и все потому, что мы очень избалованы и не часто задумываемся, как это все начиналось, каких-то 120 лет назад ...
Суккот - сельскохозяйственный праздник. Иначе почему я сегодня про сельское хозяйство? :)
Первая ассоциация с этим праздником - сидение в шалашах, как предки в пустыне. Но Суккот - один из трех древних еврейских сельскохозяйственных праздников. Еще Песах и Шавуот. Именно в эти праздники евреи в древности шли в Иерусалим, в Храм. В древности сельское хозяйство было чрезвычайно важно - кушать всегда хотелось и зависимость от урожая была гораздо больше, из других стран продукты почти не возили. Особенно важен был именно местный урожай.
Сельскохозяйственный смысле Суккота объясняют по-разному.
В Торе Суккот называют "Праздник сбора урожая" (חג האסיף), потому что перед Суккотом заканчивают сбор урожая в виноградниках и на плантациях. Это урожай, который вырос благодаря прошлому сезону дождей. В основном заканчивают давить виноград в давильнях для получения сока, и отправляют его в винодельни. А также к этому времени был уже собран
инжир .
Это праздник окончания сельскохозяйственного года и надежды на следующий успешный год.
"Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда убираешь с твоего тока и с давильни твоей."
Дыварим 16:13 חַג הַסֻּכֹּת תַּעֲשֶׂה לְךָ שִׁבְעַת יָמִים בְּאָסְפְּךָ מִגָּרְנְךָ וּמִיִּקְבֶךָ"
(ספר דברים, פרק ט"ז, פסוק י"ג)
"...и праздник сбора (плодов) на исходе года, когда убираешь (плоды) дел твоих с поля."
Шмот 23:16וְחַג הָאָסִף בְּצֵאת הַשָּׁנָה בְּאָסְפְּךָ אֶת מַעֲשֶׂיךָ מִן הַשָּׂדֶה"
(ספר שמות, פרק כ"ג, פסוק ט"ז)
Праздник сбора урожая Суккот отличется от Праздника жатвы (Шавуот), когда убирают урожай пшеницы и от праздника Песах, в который начинается жатва ячменя. В Эрец-Исраэль зерновые были уже собраны в начале лета. Есть также праздник Ханука, источник которого, видимо, в сельскохозяйственном празднике в конце сбора урожая маслин и получении оливкового масла.
Для Суккота есть еще вариант с уборкой сена, которое оставили на полях и которое надо убрать до дождей. Но этот вариант меня смущает, т.к. за наше солнечное лето от сена уже ничего бы не осталось...
Сидение в шалашах тоже имеет объяснение с точки зрения сельского хозяйства: во время уборки урожая крестьяне жили в шалашах, например, в виноградниках, чтобы не тратить время на дорогу на работу и охраняли урожай от воров и от животных. А если вы хозяин виноградника или плантации, то надо было следить за работниками пришедшими на уборку.
Но сегодня я хочу вспомнить, как все начиналось здесь в Эрец-Исраэль в начале прошлого века, когда и государства-то не было в помине. Было оно только в мечтах.
В этом году можно смело отметить 2 серьезные даты:
120 лет Еврейскому национальному фонду (ЕНФ), без которого нашего сельского хозяйства просто не было, если бы они не купили для него землю.
и 100 лет начала освоения Изреельской долины, одного первых мест, где сельское хозяйство зарождалось в большом объеме сразу.
Этот мой рассказ, в основном, по материалам Музея начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק), имеется в виду Изреельская долина. Если не указан другой музей.
Еврейский национальный фонд (ЕНФ) (קק"ל: קרן קימת לישראל) - первые шаги.
В 1901г. ЕНФ был образован, а 1902г. уже давал вот такие грамоты тем, кто делал существенные пожертвования на покупку земли.
Й.Кременцкий, первый глава ЕНФ, начал выпуск марок ЕНФ, выручка от которых шла в фонд на возрождение земли. Эти марки были прикреплены к официальным сионистским документам, а также к личным письмам, и многие люди собирали их. Первая марка была выпущена в 1902 году, имела надпись "Сион" и изображение магендавида.
Й.Кременцкий также принял предложение банковского служащего из небольшого городка Хаима Клейнмана, который написал в газету сионистского движения Die Welt, предлагая поставить коробку для сбора средств в каждом еврейском доме, чтобы при любой возможности можно было делать пожертвования в ЕНФ.
В период между двумя мировыми войнами в еврейских домах по всему миру можно было найти около миллиона синих коробок.
Документ о пожертвовании на земельное владение, ЕНФ, ок.1911, худ. Эмиль Ренцгупер (?)
На фоне поля мать с сыном и два еврейских первопоселенца под плодоносящим деревом.
Текст: "...это земля, какая достанется вам в удел..."
Бемидбар 34:2 זאת הארץ אשר תפל לכם בנחלה
במדבר לד ב
Осторожность или авантюризм: как это делалось в Одессе в Эрец-Исраэль.
В 1920г. евреи Третей Алии начинают прибывать в Эрец-Исраэль и сотни первопоселенцев ищут землю, чтобы поселиться и основать кибуцы или другие поселения. В этот момент во главе ЕНФ (председатель совета директоров) стоит
Нехемия Де Лиме , который из Лондона руководил деятельностью этой организации. И он, как банкир, проводил "разумную" политику сокращения покупки земли для заселения и уменьшения расходов. Он требовал ведения финансов осторожно и разумно. Он же считал, что надо ограничивать Алию, пока не будет нормальных условий для приема людей...
В тоже самое время Иеошуа Ханкин вернулся в Иреельскую долину, чтобы попытаться договориться с хозяевами земли о покупке земли на востоке долины. У И.Ханкина не было денег и не было полномочий никаких организаций, но был огонь в душе и желание возродить эти земли. Вопреки разумному деловому подходу он поехал в Хайфу к представителю
Сурсока, хозяина земли в долине, жившего в Бейруте, чтобы купить у него землю. Он уже 20 лет был знаком с хозяевами этих земель и со сложностью всех переговоров с ними, но понимал что опасно упустить даже минуту. В тоже время в Эрец-Исраэль Исполнительный комитет ЕНФ в лице М.Усышкина, Ш.Этингера и А.Рупина решили купить земли в Изреельской долине, ради которых трудился И.Ханкин. Даже без разрешения Н.Де Лиме. Комиссия во главе которой стоял Де Лиме прибыла в Эрец-Исраэль, чтобы внимательно изучить происходящее в долине, но за два дня до ее прибытия И.Ханкин подписал договор о покупке 50.000 дунамов земли в Изреельской долине.
М.Усышкин в своих воспоминаниях честно написал, что сделали это специально до приезда комиссии, чтобы им не помешали...
Комиссия таки порекомендовала уменьшить количество сделок для покупки земли, но ретроспективно утвердила покупку земли в долине. Н.Де Лима наложил вето на разрешение на эту покупку, но сионистское руководство отменило его вето, чтобы сделка состоялась.
Усышкин со товарищи вздохнули с облегчением, так как закончилась "борьба за долину". Новая территория была в два раза больше всех других территорий, которые были во владении ЕНФ.
Эта ситуация с покупкой земли привела к скандалу в благородном семействе серьезным дебатам на 12 сионистском конгрессе, где позиция М.Усышкина победила. И в 1923г. он стал главой ЕНФ и офис организации переехал из Лондона в Иерусалим. Так ЕНФ стала возрождать землю Израиля находясь непосредственно на этой земле.
Так что же купил И.Ханкин на деньги ЕНФ, как вы думаете? Правильно - болота. Да и не продавал никто евреям землю, на которой сразу можно было бы заниматься сельским хозяйством.
В 1921г. ЕНФ инициировал осушение болот с помощью дренажа, а совсем не посадкой
эвкалиптов, как до сих пор думают некоторые. Первопроходцы вручную рыли канавы и прокладывали трубы. Условия были чрезвычайно тяжелые и был постоянный риск заболеть малярией.
Чувства, ощущения первопроходца не каждому даны в жизни. И тот, которому повезло, никогда этого не забудет. Может это как наркотик? После того, как такое пережил, хочется к этому вернуться?
После того, как на бывшем болоте, заброшенной территории вырастил хлеб или построил дом, пусть это было очень тяжело, но преодолел? Не надо было искать искуственных челенджей от сытости, а каждый день был таким и не просто для преодоления себя, но и для создания чего-то нового и нужного.
И почему-то мне кажется, что это часть тех людей вот с этой картины, которые уехали в Эрец-Исраэль в 1921г., как
мой двоюродный дед. Приехал и строил тут дороги... А мой родной дед (его брат) пошел в красные директора, и был
растрелян как враг народа в 1937. И кто же оказался прав?
"Самооборона" 1920, Лазар Крестин (1868-1938).
Выставка
"Сокровища музея - 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.
Прокладка дорог также началась в 1921г. в рамках политики правительства Британского мандата по развитию этого района. Это было одно из решений по поиску работы для иммигрантов Третьей алии. Очень быстро работа на прокладке дорог стало весьма уважаемой работой.
Все делалось вручную, включая дробление камней для изготовление щебенки. Фото 1921г.
Первопроходцы Второй и Третьей алии стремились к стремились к равенству между полами. Женщины считали, что они должны трудиться наравне с мужчинами и шли на любую тяжелую работу по прокладке дорог и в сельском хозяйстве. Вот и дробили камни...
В начале жили в палатках - быт, прямо скажем, был скромный. Бывали палатки на одну семью. Но если места не хватало, то в палатку к семье могли подселить кого-то одинокого...
Теперь наконец-то добрались до сельского хозяйства.
Молодежь ехала сюда именно для того, чтобы заниматься обработкой земли во всех ее вариантах. И заимались они этим с огромным энтузиазмом. Именно с сельского хозяйства и началось это государство.
Евреи 2 тыс. лет были отделены от земли: большинство стран их проживания запрещало евреям владеть землей и обрабатывать ее. Исключений были единицы. Именно поэтому возврат к земле был столь важен.
В начале прошлого века еврейские дети в Эрец-Исраэль стремились стать агрономами и фермерами (
достаточно вспомнить семью Ааронсон и Авшалома Файнберга) , а не инженерами и программистами.
В наше время интерес к сельскому хозяйству уже утерян и даже в сельскохозяйственные музеи ведут немного детей, если это не школьные экскурсии. Современные технологии заменили любовь к земле и желание ее обрабатывать у основной массы евреев-израильтян.
Но в начале века все было иначе.
В 1921г. в Изреельской долине на землях купленных И.Ханкиным и осушенных коллективным тяжелым трудом были основаны мошав Наалял и кибуц Эйн-Харод, а после них еще десятки еврейских поселений в долине.
В 20е годы прошлого века техники было мало и она была очень дорогой. Ручной труд был, наоборот, дешевым.
Распространенные орудия труда начала прошлого века.
Музей первопоселенцев, Кфар-Тавор.
И не только наши далекие предки таким образом собирали урожай, но и первопрחходцы использовали эти орудия, знакомые с древности.
Я специально сделала видео, типа "жатва серпом для чайников". Снято на
органической ферме Хар-Синай.
Очень много фотографий человека обрабатывающего землю с помощью одной лошадиной силы. И хорошо, если таковая была.
Лошадь тащила за собой разные сельскохозяйственные орудия. Это я так понимаю, плуги. Во многих музеях в Израиле, посвященных первопоселенцам, можно увидеть такую сельскохозяйственную технику.
А это уже 30е годы. Их признак - шерстяная папаха на голове крестьянина и оружие за спиной. Очень напоминает современных солдат действительной службы, которые должны носить с собой оружие и на гражданке, если некуда его запереть. В те времена это говорило о том, что этот человек когда не пашет, то работает охранником или он еврейский доброволец-полицейский.
Музей "Полицейская станция Нааляля", 30е годы 20в.
Вот еще несколько полицейских-добровольцев, которые в основном заняты сельским хозяйством. Время можно определить по этим шерстяным папахам, которые совершенно не соответствуют местному климату. Их администрация Британского мандата нашла на складах, оставшихся от Османской империи и выдала евреям в качестве формы.
Музей "Полицейская станция Нааляля", 30е годы 20в.
Уборку сена тоже можно часто встретить на старых фотографиях
Перевозка сена.
Вот на таких телегах все перевозили.
Да и просто на телегах ездили. Основной транспорт был.
Какие направления были в тогдашнем сельском хозяйстве, кроме выращивания зерновых? Да практически теже, что и сейчас.
О производстве молока и выращивание крупного рогатого скота в Эрец-Исраэль я уже рассказывала.
А здесь, как мы видим, речь идет об овцах.
Их выращивали на шерсть и на молоко. На счет мяса в те времена просто не знаю.
Конечно же были огороды, за которыми, в основном, ухаживали женщины.
Так показал огород известный израильский карикатурист Арье Навон. Год - не знаю.
Музей "Стена и башня" в кибуце Ханита.
Выращивание табака - отрасль сейчас почти забытая в Израиле.
Члены семьи Ротштейн готовят табачные листья для сушки, 1925г.
Музей первопоселенцев, Кфар-Тавор.
Еще хочу показать, как птиц выращивали.
Этот раздел музея называется "Курятник".
Справа нечто похожее на книжный шкаф - инкубатор.
Это инкубатор больше похожий на письменный стол :). Справа прикреплен обогреватель, внутри находились яйца и через стеклянные окошки можно было видеть, что происходит.
Музей первопоселенцев, Кфар-Тавор.
Пару слов про тракторы. Первый трактор в Эрец-Исраэль привез А.Ааронсон. Дату не смогла найти, но точно до 1919, т.к. в этот год он трагически погиб.
Тракторы были дороги, и как я понимаю, во многих хозяйствах появились только в 40е.
Тракторы в музее представлены в большом количестве, но год нигде не указан. Думаю, скорее всего 40е годы прошлого века.
Марка к 25летию (1921-1946) освоения Изреельской долины, выпущенная ЕНФ. С трактором, как видите.
Самолет сельскохозяйственной авиации использовавшийся для распыления. К сожалению год не указан, но думаю уже после Второй мировой войны.
Про крестьянский быт
Это барак в мошаве. По сравнению с палаткой просто дворец. Мошав, в отличии от кибуца, давал каждой семье вести хозяйство самостоятельно и жить в отдельном, пусть даже, бараке.
В музейной экспозиции собраны вещи с 1915 по 1935гг. (?).
А это столовая в кибуце - центр кибуцной жизни. Здесь члены кибуца не только ели, но и собирались для обсуждения каких-то проблем или чтобы отметить праздники или траурные события. Это место, где распределяли работу, устраивали культурные мероприятия и собрания. В более поздние времена для строительства кибуцных столовых приглашали архитекторов.
Была проблема со столовыми приборами, о которой рассказывают в музее. Новые приборы в кибуцной столовой появлялись 2 раза в год, на Песах и на Рош Ашана.
Но круглый год они пропадали. Особенно часто пропадали ножи. Жили очень бедно и ножи использовали для самых разных целей - например выковыривать грязь из обуви. Да и вилки с ложками тоже находили свое нестандартное применение. И в какой-то момент приборы в столовой полностью исчезали и люди начинали есть руками. То есть пили суп из тарелки через край, а кашу в рот подталкивали хлебом. А когда появлялись новые столовые приборы для всех, некоторые продолжали есть руками, как привыкли.
Стиральных машин не было - каждый в мошаве стирал себе сам. В кибуцах были централизованые прачечные.
Жизнь долины глазами ЕНФ, из Архива ЕНФ
ЕНФ почти с момента своего основания приглашал хороших фотографов, чтобы делать снимки всех сфер своей деятельности. Иногда эти фотографии даже выставляют то тут, то
там... Хотя на мой взгляд, эти фото давно должны были стать общественным достоянием доступным каждому, и по возрасту и потому что деньги-то на них пошли из синих коробочек ЕНФ. Но это к слову.
Это некоторое количество фотографий все из того же Музей начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק). И их немножко раскрасили. Может это добавило им жизни. А вы как думаете? Но в любом случае, это документальные свидетельства о жизни Изреельской долины до образования государства.
"Шавуот", Эйн-Харод, 1925, фотограф Й.Виг.
"Сапожная мастерская и изготовление ремней", 1926г., Бейт-Альфа, фотограф Й.Виг.
"Разговор по телефону", кибуц Сарид, 1929, фотограф Й.Виг.
"Ребенок засовывает письмо в почтовый ящик", Нааляль, 1930г., фотограф Й.Виг.
"Охранник около водонапорной башни", Нааляль, 1930, фотограф Й.Виг.
"На работе", Эмек-Изреель, 1930, А.Милавский
"Школьники на работе в саду", Тель-Йосеф, 1935, фотограф З.Клугер
"На кухне", Нааляль, 1942, фотограф З.Клугер
"Звонок в общий колокол", Эйн-Харод, 1943, фотограф З.Клугер
"Ребенок помогает работам в саду", Мишмар Аэмек, 1945г., фотограф Я.Рознер
"Женщина-пастух", Мерхавия, 1945, фотограф Я.Рознер.
"Молоко", Нааляль, 1945, фотограф Я.Рознер
"Строим новый кибуц", Доврат, 1946, фотограф Й.Виг.
"Кибуцный урожай", кибуц Азореа, 1947г., фотограф Я.Рознер.
Я не думаю, что это "постановочные" улыбки, типа скажите сыр. На большинстве старых фотографий из тяжелой крестьянской жизни люди улыбаются. Жаль, что не проводили тогда опросы на тему "довольны ли вы своей жизнью". Я думаю, что процент довольных был бы выше, чем сейчас.
Образы Израиля на плакатах ЕНФ для евреев диаспоры 1950-х и 60-х годов.
Эти плакаты были выпущены для сбора пожертвований в разных странах, на них кроме надписи на иврите, есть тексты на разных языках.
Некоторые сельскохозяйственные темы тут раскрыты по-своему. Сначала я думала, что это из детской книжки о ЕНФ, но оказалось, что это скорее наглядная агитация для взрослых.
Все из Музея начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק). Скажем что сильно идеализированный взгляд на происходящее.
"В курятнике"
"Пастух и стадо"
"В кибуце"
"День рождения ЕНФ"
Всех с праздником Суккот!
חג סוכות שמח לכולם!
Теперь о музеях, из которых я показала фотографии. Они все стоят посещения.
Музей начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק), находится в кибуце Ифат.
Он был открыт в 1972г. В музее рассказывается история заселения Изреельской долины и возрождение первопоселенцами Эрец-Исраэль. Музей рассказывает о периоде с 20 годов прошлого века до создания гос-ва Израиль. Это также рассказ о людях Второй (1904-1914 г. из Восточной Европы) и Третьей (1919-1923 из Европы) Алии.
Сайт музея
https://www.pioneers.co.il/Музей на картеЧасы работы:
с понедельника по четверг и в субботу с 9:00 до 15:00
в пятницу с 11:00 до 14:00
в воскресенье музей закрыт.
Телефон для справок 04-6548974
Цены на билеты.
Билеты можно заказать на сайте.
Музей Еврейского колонизационного общества (יק"א), крестьянские дворы, Кфар-Тавор
(מוזיאון כפר תבור - מוזיאון יק"א חצרות האיכרים במושבה כפר תבור) .
Сайт музея
http://www.ica-tavor.co.il/Музей на карте.
Музей открыт все дни недели с 9:00 до 14:00,
для посещения в пятницу или субботу необходимо договориться заранее.
Телефон для справок 04-6765844
Билеты:
взрослый - 20шк.
пенсионер 16шк.
ребенок (6-16) 15шк.
Музей "Полицейская станция Нааляля" (משטרת נהלל ההיסטורית)
Сайт музея Заказ билетов Обязательно договариваться о посещении.
Телефон 04-6415073
Билеты:
взрослый 18шк.
ребенок\студент 15шк.
пенсионер 16шк.
Музей на карте Музей "Стена и башня" в кибуце Ханита (מוזיאון חומה ומגדל חניתה).
Сайт музея
http://museumhanita.blogspot.com/Музей на карте Телефон 04-9859677
Часы работы:
с понедельника по пятницу с с 9:00 до 14:00,
пятница и суббота с 10:00 до 13:00
в воскресенье музей закрыт.
Инфа:
https://www.jnf.org/our-historyhttps://www.kkl.org.il/history/history-by-decades/1921-1930/https://www.ybz.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Article_27.8.pdfhttps://lib.cet.ac.il/Pages/item.asp?item=8149https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7%9E%D7%A7_%D7%99%D7%96%D7%A8%D7%A2%D7%90%D7%9Chttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A1%D7%99%D7%A3https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%A9%D7%98%D7%A8%D7%AA_%D7%A0%D7%94%D7%9C%D7%9Chttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%A0%D7%99%D7%AA%D7%94https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A8%D7%99%D7%94_%D7%A0%D7%91%D7%95%D7%9Fhttps://www.youtube.com/watch?v=OG9hAj6Nqd4https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A0%D7%97%D7%9E%D7%99%D7%94_%D7%93%D7%94_%D7%9C%D7%99%D7%9E%D7%94https://iisg.amsterdam/en/about/history/nehemia-de-liemehttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%95%D7%A9%D7%A2_%D7%97%D7%A0%D7%A7%D7%99%D7%9Fhttps://www.danwymanbooks.com/zionist-posters.phphttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F_%D7%9C%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%99%D7%AA_%D7%94%D7%94%D7%AA%D7%99%D7%99%D7%A9%D7%91%D7%95%D7%AA_%D7%91%D7%A2%D7%9E%D7%A7