"Есть у меня ханукия"

Dec 13, 2020 09:50



Выставка "Есть у меня ханукия" из коллекции ханукальных светильников семьи Закай (Дора и Пинхас Закай) проходила в прошлую Хануку в Доме-музее художника Н.Гутмана в ТА. Она длилась всего несколько дней.
Вовремя,  в прошлом году я, естественно, не успела о ней написать, так что пишу сейчас.

Первая мысль, которая была у меня, когда я вошла в зал этой выставки: как же все блестит!!! Сначала я даже не смогла понять, почему. Но потом я поняла - это частная коллекция. В отличии от музеев, где экспонаты никто не натирает до блеска, для частной коллекции все не так.



Я очень люблю ханукальные подсвечники, за их разнообразные формы, сложившиеся на протяжении многих поколений. Они сделаны из разных материалов в разной технике, которые отражают место и время их изготовления. Именно поэтому я всегда стараюсь посетить такие выставки, а они бывают не часто.

В этой витрине свадебная фотография Доры и Пинхаса Закай, 1959г. и ханукия 19в., Польша, серебро.


Эта ханукия передавалась в семье Закай из поколения в поколение. Она была привезена родителями Пинхаса из Польши.
Пара получила ханукию в качестве подарка на свадьбу. Этот подарок пробудил интерес к иудаике, в частности к ханукальным подсвечникам и стал точкой отсчета для большой коллекции. Пара собирала подсвечники всю жизнь и собрала 60 штук, которые были выставлены у них дома. Каждый праздник Дора и Пинхас показывали коллекцию детям и внукам. После смерти Доры и Пинхаса их дочь выставила коллекцию в музее, чтобы и мы смогли на нее посмотреть.

Ханукия занимает особое место в еврейской традиции.
Зажигание огней Хануки - напоминание о Чуде Хануки, об историческом факте - победе Хасмонеев над силами Антиоха в 164 г.до н.э., об освобождении и очищении Храма, о зажигании меноры в Храме. Существуют ханукальные подсвечники с изображением этих сцен
Ханукия - предмет иудаики, который находился в каждом еврейском доме. А так как не было никаких жестких правил о том, какой должна быть ханукия, каждый автор был достаточно свободен в своем творчестве, опираясь на местную традицию.

В этой коллекцие есть подсвечники из разных стран, представляющие разные стили и разное время, когда они были созданы.

В коллекции есть много подсвечников изготовленных в странах ислама, в частности в Марокко в марокканском стиле. Они легко узнаваемы.



Слева фото, ворота в касбу, Мекнес, Марокко.
Справа ханукия в стиле "фес" из латуни и олова, 1992г..

Большая часть из них сделана из олова или латуни, а также отлита из серебра. У них всегда есть задняя стенка, к которой снизу прикреплялась "полочка", на которой были укреплены емкости для масла или свечей. Тематика, стиль и характер украшений напоминает те, что использовались мусульманами в Марокко. Легко обнаружить архитектурные мотивы тех мест, используемые для украшения светильников. Также можно найти влияние традиций евреев Испании и Португалии, которые попали в арабские страны после изгнания в 15в. Большинство ремесленников, изготовлявших ханукальные подсвечники были евреями, так как ислам плохо относился к ювелирному делу.



Ханукия, Марокко, серебро, нач.20в..



Ханукия, Марокко, нач.20в., латунь, литье.



Ханукия, Марокко, нач.20в., латунь.



Ханукия, Марокко, нач.20в., латунь.
Тут мне очень львы понравились - в характере :)



Ханукия, в стиле Северной Африки, латунь и серебро, 20в..
Тема - дерево жизни, на ветвях его находятся Скрижали Заветы. Символизирует еврейскую традицию, Тору и идущих ее путями.



Еще одна очень похожая ханукия, в стиле Северной Африки, латунь и серебро, 20в.. Тема - дерево жизни, на ветвях его находятся скрижали заветы. Символизирует еврейскую традицию, Тору и идущих ее путями.



Ханукия, Алжир, нач.20в., латунь, серебро. Наверху изображение звезды с полумесяцем.



Ханукия, Алжир, нач.20в., латунь.

В коллекции есть множество светильников из стран Восточной и Центральной Европы.
Они сделаны из серебра, латуни и металла ювелирами евреями и христианами, местными мастерами. Некоторые из них имеют 4 ножки, считается, что это влияние мебели тех времен.

Изначально было принято ставить ханукальный подсвечник на подоконники, чтобы издали снаружи было видно празднование чуда Хануки. В те времена, когда евреям угрожала опасность, их ставили внутри дома и показывали только членам семьи.



Ханукия, Германия, нач.20в., олово. По мотивам меноры, изображенной на арке Тита.



Ханукия, Польша, 19в., латунь. Изображены Скрижали Завета, сверху корона Торы.

На польских светильниках из латуни можно увидеть мотивы, которые встречаются и на других предметах иудаики из Польши: на синагогальных ковчегах, на могильных плитах, на табличках "Мизрах". Это часто народные мотивы, которые были характерны для мест проживания евреев.



Ханукия, Польша, 19в., латунь.
Кроме ханукии здесь имеются и субботние подсвечники.
Обратите внимание на двуглавого орла, символ места проживания евреев. Практически аналог звезды с полумесяцем выше.



Ханукия, Польша, 19в., латунь.
Кроме ханукии здесь имеются и субботние подсвечники.
Конструкция ханукии с как бы зеркалом на задней стенке, чтобы усилить эффект горящего пламени.



Ханукия, Польша, 19в., латунь.
Кроме ханукии здесь имеются и субботние подсвечники.
Изображение львов, меноры и сверху корона Торы.



Ханукия, Украина, 1880г., серебро, филигрань.
По традиции считается, что у основателя хасидизма, Бааля Шем Това, была ханукия такого типа. Задняя стенка изображает синагогальный ковчег.



Ханукия, Украина или Польша, 19в., серебро. Сверху львы с короной Торы, в центре менора с горящими огнями.
Кроме ханукии здесь имеются и субботние подсвечники.



Ханукия, Польша, 19в., серебро. Сверху львы со Скрижалями Завета.



Ханукия, Россия, 1861г., серебро.



Ханукия, Польша, 19в., серебро.
Изображены менора, львы, Скрижали Завета, корона Торы.



Ханукия, Польша, 19в., серебро. Изображены менора, львы, корона Торы.



Ханукия, Польша, 19в., серебро.
Изображена ваза, на которой лежит корона Торы.



Ханукия, Германия, нач.19в., серебро.

Светильники из Германии и Австрии оформлены более художественно и в них видно влияние художественных стилей барокко и рококо.



Ханукия, Австрия, 19в., серебро.

Подсвечники из Голландии похожи на подсвечники из Марокко. Это объясняется многочисленными связями между еврейскими общинами этих стран. Но в отличии от марокканских подсвечников у которых "шамаш" в центре, у голландских он сбоку. Шамаш по-русски называют "служкой" и используют для зажигания остальных свечей.



Ханукия, Голландия, нач.19в., латунь, испанские мотивы. Ханукия специально сделана так, чтобы усилить эффект горящего пламени.



Ханукия, Голландия, нач.19в., латунь.

Очень мне понравились подсвечники в форме скамеечек.



Ханукия, 20в., серебро.
Страна не указана.



Ханукия, 20в., Европа, серебро.
Растительные мотивы в стиле арт-нуво.



Ханукия, 20в., Европа, серебро.

Ханукальные подсвечники для синагог в Европе делались большого размера, по форме они должны были напоминать менору в Храме. Ставились они около синагогального ковчега.



Ханукия для синагоги, 19в., латунь. Сделана в итальянском стиле.



Ханукия для синагоги, Польша или Голландия, 19в., латунь.



Может менять форму.



Ханукия, Германия, 20в., серебро.
Сделана в форме факела.



Ханукия, Европа, нач. 20в., серебро.
В стиле арт-нуво.



Ханукия, Франция, 20в., серебро.



Ханукия, Багдад (?), Ирак, сер.20в., латунь.
Подсвечники могут вращаться вокруг центрального стержня - характерная форма для еврейской общины Багдада.

Работы в технике дамаскинаж (среднее между скульптурой и гравированием).
В Дамаске именно евреи занимались ювелирной работой в такой технике. Пик популярности таких подсвечников был в нач.20в.



Ханукия, латунь инкрустированная серебром и медью.
Изображение Моше



Ханукия, латунь инкрустированная серебром и медью.
Символические изображения 12 колен Израилевых.



Ханукия, латунь инкрустированная серебром и медью.
Изображения Моше и Аарона.



Ханукия, латунь инкрустированная серебром и медью.
Символические изображения 12 колен Израилевых окружают менору-семисвечник в центре.



Ханукия, латунь инкрустированная серебром и медью.
Изображен двуглавый орел.



Ханукия, латунь инкрустированная серебром и медью.
Изображен Иерусалим.

Были ханукальные подсвечники, которые брали с собой в поездки.
Их изготавливали такой формы, чтобы ханукию было удобно паковать в багаж и использовать в незнакомом месте. Это давало возможность еврея вдали от дома праздновать Хануку.



Ханукия, 20в., Толедо, Испания, серебро.
Сделана в форме коробочки, которая легко открывается и закрывается. Видимо, чтобы в нужную минуту спрятать ханукию от чужих глаз.



Ханукия, 20в., Толедо, Испания, серебро.
Сделана в форме коробочки, которая легко открывается и закрывается. Видимо, чтобы в нужную минуту спрятать ханукию от чужих глаз.

Израильские подсвечники.



Ханукия, серебро, 20в., Израиль.
Ханукия семьи Шлуш, как видите, свечки ставятся на буквы фамилии Шлуш.
Семья Шлуш - одна из семей-основателй Неве-Цедека.
Этот подсвечник в коллекции не случайно - мать Доры Закай из семьи Шлуш.



Ханукия, 1996г., Израиль, серебро.



Ханукия, 1992г. Израиль, латунь.
Современная работа в традиции.

Страница выставки на сайте музея https://www.gutmanmuseum.co.il/exhibitions/%d7%97%d7%a0%d7%95%d7%9b%d7%99%d7%99%d7%94-%d7%9c%d7%99-%d7%99%d7%a9/

Я тоже собираю уже много лет ханукальные подсвечники, вернее их фотографии:) И моя коллекция постоянно растет.

Ханукальному чуду посвящается...

Ханука - чудо которое всегда с нами

Несколько веселых и грустных ханукальных историй

Зажечь ханукальную свечку...

Море огней Хануки

Всем веселой и светлой Хануки!
!חג שמח

праздники, выставки

Previous post Next post
Up