Приглашаю вас в единственный частный, бесплатный и необыкновенно активный музей, который находится в Хайфе.
Музей этот, прежде всего, археологический и посвящен истории Эрец-Исраэль. Это Музей Гехта. Кроме того, в музее находится и интересная коллекция живописи, которую собрал д-р Реувен Гехт. Музей находится в Хайфском университете и является его частью.
Сейчас в музее проходят две небольшие, но очень интересные выставки, которые стоит посетить.
Музей при университете был основан в 1984 году.
Музей находится в этом здании, которое называется Башня Эшколь (Мигдаль Эшколь מגדל אשכול).
В основу музея легла коллекция д-ра Реувена Гехта, которую он собирал на протяжении 60 лет. Еще в молодости он увлекся археологией Эрец-Исраэль. Он стремился собрать артефакты, представляющие собой древнюю материальную культуру Эрец-Исраэль. Особенно его интересовали находки, которые представляли периоды, которые имели значение в истории народа Израиля, то есть с ханаанского периода до конца византийского.
Вход в музей бесплатный. По убеждению доктора Гехта, было бы безнравственно взимать плату за то, чтобы приобщать евреев, живущих в Израиле и за его пределами, к истории своего народа.
Еще при жизни доктора Гехта одним из основных направлений было обучение детей истории Эрец-Исраэль. Сейчас музей предлагает множество экскурсий и мероприятий для детей.
Но и не только. В музее я видела и много взрослых, не говорящих на иврите - значит очень прав был доктор Гехт!
Это самый знаменитый и интереснейший экспонат музея - купеческое судно из Мааган-Михаэль, которому 2400 лет.
Судно пролежало долгие годы под песком и камнями на дне моря. Раскопки продолжались с 1988 по 1989гг. В раскопках участвовали морские археологи из Хайфского университета и добровольцы-иностранцы. Во время раскопок обнаружили деревянный корабельный остов и вещи, которые были на корабле, в очень хорошей сохранности.
Дерево корабля прошло специальный процесс консервации в специальной лаборатории, которая была создана специально для консервации этого судна.
Длина судна 12,5 метров, 4 метра ширина, оно могло перевезти 15 тонн груза, из них 12 тонн камней. Судно передвигалось с помощью квадратного паруса.
Команда судна составляла 4-6 моряков.
Находка судна помогла увеличить нашу информацию о судоходстве в Персидский период (400г.д.н.э.)
Судно не является частью коллекции Гехта, а принадлежит Израильскому управлению древностей, которое выставило его на постоянной основе в этом музее. Именно в этом музее потому, что судно было найдено рядом с Хайфой. Зал, в котором находится судно был построен специально, в нем поддерживается весьма низкая температура, которая необходима для сохранности древнего дерева.
То что было найдено на борту судна.
Рассказ о том, как работали подводные археологи.
Доставки частей судна на берег.
Макет - реконструкция судна.
Несколько слов о докторе Реувене Гехте, основателе музея
Реувен Гехт был, я бы сказала, страстным сионистом. Он родился в Бельгии в 1909 году, а вырос в Базеле в Швейцарии. Еще в молодости от состоял в сионистском движении. Семья его родителей была обеспеченная, что дало ему возможность учиться в нескольких европейских университетах. В 1933году он получил докторскую степень по политологии в Гейдельбергском университете. Одновременно с этим, Р.Гехт учил археологию и историю искусства.
Еще в начале 20 века отец и дядя Реувена основали концерн "Нептун-Ранания", занимавшийся перевозками по рекам Рейну, Майну и Неккару. С младых ногтей Реувен участвовал в деятельности концерна и учился бизнесу, которым он занимался до последнего дня.
В 1933 году он был активным участником Ревизионистского течения в сионизме и напрямую подчинялся З. Жаботинскому.
В 1936 году Реувен Гехт переехал в Подмандатную Палестину. В 1939 был послан организацией
Эцель в Западную Европу, там он занимался нелегальным вывозом евреев в Палестину, чтобы спасти их жизни, чем продолжал заниматься всю Вторую мировую войну и сразу после нее.
После образования государства Реувен занялся строительством хранилищ зерна и элеваторов, которых построил два, в Хайфе и в Ашдоде.
Реувен Гехт также был личным советником Израильских Глав правительства, Менахема Бегина и Ицхака Шамира. Он сделал многое для разъяснения израильской позиции в странах Западной Европы. Он был членом множества комиссий по культуре и искусству - был очень разносторонний и активный человек.
Огромную помощь он оказал Хайфскому университету. Помимо основания музея, он основал кафедру Сионизма и истории и Институт Герцля по исследованию и изучению сионизма.
Теперь галопом по европам бегом по музею, о котором я писала довольно подробно, аж 3 поста. Внизу будут линки.
Постоянная выставка рассказывающая о Большом восстании евреев против римлян в Галилее 66г.н.э.
Реконструкция орудия времен восстания.
Зал музея, пол - мозаика из синагоги в
Бейт-Шеане, 5-6вв.н.э.
Еще один фрагмент мозаики из Бейт-Шеана с изображением меноры и надписью "мир" (שלום)
Бусы, поздний ханаанский период 1550-1200гг.д.н.э. Обратите внимание на гранат в середине.
Им всего 3.500 лет, а как современно выглядят! просто хоть надевай и носи :)
Художественная коллекция д-ра Реувена Гехта, я уверена, заставляет завидовать многих частных коллекционеров.
Одна из самых необычных и интересных картин, которые можно увидеть в музее.
С одной стороны "Обнаженная в шляпе", Амадео Модильяни. Первый возникающий вопрос: почему она висит вниз головой?
А потому, что с другой стороны того же самого холста...
"Портрет Мод Абрантес", Амадео Модильяни. Написанный поверх другого незаконченного портрета дамы в оранжевой шляпе.
Модильяни был настолько беден, что не мог себе позволить даже купить холст. Вот и писал с двух сторон и поверх.
Здесь есть картины многих известных художников:
"Вид", И.Левитан
Довольно много работ Хаима Сутина
"Букет красных гладиолусов", Хаим Сутин.
В музее также хранится коллекция др-ра O. Ghez de Castelnuovo, состоящая из 137 картин художников, погибших в Катастрофе.
"Клетка с птицами" Д.Ашер (1884-1943)
Две небольшие временные выставки, которые сейчас можно увидеть в музее.
"Последние швейцарцы, пережившие Катастрофу".
Выставка «Последние швейцарцы, пережившие Холокост», рассказывает о последних свидетелях Катастрофы и об их потомках.
Как нейтральная страна, Швейцария вышла из Второй мировой войны невредимой. Кто пережил Холокост в Швейцарии? Практически никто из тех, о ком тут пойдет речь.
В то время подавляющее большинство из них не было гражданами Швейцарии. Они попали в эту страну из немецкого рейха или других европейских стран уже после Второй мировой войны. Они евреи и их напрямую преследовали нацисты. Некоторые из них пережили концентрационные лагеря и лагеря смерти; другие спасались, убегали и прятались.
Тот факт, что в Швейцарии есть люди, пережившие Холокост, вошел в общественное сознание только в конце 1990-х годов.
На выставке представлены фотографии и рассказаны истории 14 выживших в Катастрофе. После Второй мировой войны они живут в Швейцарии. Всего там сейчас проживает 86 выживших.
Выставка продлится до ноября 2019. Она также будет демонстрироваться в Бар-Иланском университете.
Должна сказать, что фотопортреты просто потрясающие. Их сделали профессиональные швейцарские фотографы, вот некоторые из них: Б.Б.Момнтгалер, А.Роус, Н.Ойгстер, Мано.
Когда начались депортации евреев в лагеря смерти, Швейцария была последним шансом для еврейских беженцев. Тысячи не пустили через границу. Швейцарские власти знали, что еврейским беженцам грозит смерть после 1942 года. Тот, кто смог незаконно въехать в Швейцарию, не был депортирован, а был заключен в лагерь. Более 50 000 беженцев нашли убежище в Швейцарии во время войны, в том числе 20 000 евреев, хотя только в июле 1944 года Швейцария признала, что евреям следует предоставить убежище, так как их преследуют. Поскольку государство не поддерживало беженцев, все расходы оплачивали частные благотворительные организации.
Вот две истории о жизни переживших Катастрофу:
НИНА ВЕЙЛЬ:
"...Потом мне вытатуировали: 71978. Я много плакала. Не из-за боли, нет. Из-за числа. Я потеряла свое имя, я стала всего лишь номером. Моя мама сказала мне: «Не плачь, ничего не случилось. Когда мы вернемся домой, ты пойдешь на уроки танцев и получишь большой браслет, и никто не увидит номер». Я никогда не ходила на уроки танцев и у меня никогда не было браслета".
Нина Вейль родилась в Клаттау (в современной Чешской Республике) в 1932 году. Она жила в Праге и была депортирована в Терезиенштадт в 1942 году. Позже она была депортирована со своей матерью Амалией в Освенцим. Ей было двенадцать лет, когда ее 38-летняя мать умерла там от истощения. Нина Вейль пережила «отбор» лагерным доктором Йозефом Менгеле и пережила трудовой лагерь. После подавления Пражской весны она и ее муж получили убежище в Швейцарии. Работала в лаборатории при Университетской больницы в Цюрихе.
Фишель Рабинович родился в Сосновце, Польша, в 1924 году. В 1943 году его 42-летняя мать Сара и его шесть братьев и сестер Эстер (16 лет), Джейкоб (12), Фриметта (10), Бенджамин (8), Мания (6) и Берача (3) были убиты в Освенциме. Его 18-летний брат Йеескиель погиб в концентрационном лагере Фаульбрюк. Его 46-летний отец Исраэль Йозеф был застрелен в Флоссенбюрге. Фишель Рабинович, который провел четыре года в концентрационных лагерях и в различных исправительно-трудовых лагерях, был освобожден в Бухенвальде. В 1947 году он приехал в Швейцарию с группой выживших, нуждающихся в восстановлении. Он остался в Швейцарии и стал главным декоратором большого универмага в кантоне Тичино. После выхода на пенсию он рассказал историю своей жизни с помощью графических изображений. Фишель Рабинович - вдовец и имеет сына.
"В конце войны я был в рабочей команде в концлагере. Нам приходилось строить железнодорожные пути. Я был самым молодым и самым низким в группе. Сначала нас было 30 человек. В конце 1944 года только два человека были еще живы. Как мне это удалось? Мне повезло. У меня были рыжие, ярко-рыжие волосы. Немцы называли меня «Роткопф», «рыжий». Мне давали самую легкую работу".
Сайт выставки
https://www.last-swiss-holocaust-survivors.ch/en "Уровни идентичности"
Выставка победителей в конкурсе молодых художников, который музей проводит каждый год. Этот конкурс был учережден д-ром Реувеном Гехтом в 1992г. для поощрения молодых художников, начинающих свою творческую жизнь.
В этом году темой конкурса стала археология.
Первое место занял Уриэль Каспи (первая ак. степень Академии Бецалель, факультет керамики и стекла). В кадре только его работы.
Каспи умело совмещает современные технологии и древние ремесленные техники.
Эта большая керамическая работа "Она" сделана с помощью интересной техники. На экране показаны этапы работы.
На деревянный каркас наматывается толстая веревка. Веревка определенным образом покрывается глиной. Это позволяет делать весьма крупные работы. После того, как работа высыхает, каркас и веревка вынимаются, и дальше работа обжигается и глазируется.
"Множество созданных голов" Уриэль Каспи
"Кувшины для свитков" Уриэль Каспи.
Об этом музее я уже рассказывала:
Музей Гехта в Хайфском университете (часть первая - еврейская) Музей Гехта в Хайфском университете (часть вторая - наши древние соседи и археологические выставки) Музей Гехта в Хайфском университете (часть третья, художественная коллекция и многое другое) Очень рекомендую этот замечательный бесплатный музей. Есть некоторая проблема со стоянкой в будние дни, но есть много общественного транспорта до университета, а в субботу со стоянкой проще.
Музей работает:
Воскресенье, понедельник, среда, четверг с 10 до 16
Вторник с 10 до 19
Пятница с 10 до 13
Суббота с 10 до 14.
Тел. 04-8257773 и 04-8240308
У них есть экскурсии на иврите, арабском, английском и русском. Чтобы узнать подробности надо позвонить по тел. 04-8257773 или 04-8240450.
Музей на карте Сайт музея должен возродиться в ближайшее время, а пока есть
страница в фейсбуке Если вам удастся найти лифты, которые поднимают на 29 этаж, на смотровую площадку (тацпит), то вы сможете увидеть Хайфу и окрестности с высоты птичьего полета. Просто спросите у тех, кто работает в универе, где эти лифты - они недалеко от музея.
Воздух в день моего посещения, был не слишком прозрачный. Вот какие виды с 30го этажа у меня получились.
Здания универа и нацпарк
Нешер
Крайот и промзона Хайфы
Савьоней Дения и голубь, которого буквально вдуло мне в кадр. Голубь - живое доказательство того, что это действительно съемки с высоты птичьего полета.
Дения