"Даже тень - это свет" (с) Реувен Рубин

Jul 09, 2019 07:57



Реувен Рубин один из самых известных художников в истории израильского искусства. Художник, который ощутил сущность этих мест и сумел выразить это на своих картинах еще в 20-30е годы прошлого века.
В Израиле его знают практически все, кто хоть чуть-чуть интересуется израильским искусством.


Поводом для написания этого поста послужило мое посещение Дома-музея Реувена Рубина в Тель-Авиве. В этом доме, где сейчас находится музей, Рубин и его семья жили с 1946 до смерти художника в 1974гг.
В этом посте представлены работы не только из этого музея, а также из нескольких других. В этом случае под картиной музей указан, если нет, то работа из Дома-музея Реувена Рубина.

Реувен Рубин (при рождении Ру́бин Зелико́вич) родился в 1893, Румынии (Галац) в бедной еврейской хасидской семье. Он рисовал с детства. В 1912г. он приехал в Иерусалим, чтобы учиться в Академии Бецалель. Проучившись там год, он поехал учиться в Париж. Затем жил в Румынии, Италии, США...
Его работы до 1923г., до возвращения в Эрец-Исраэль, заметно отличаются от работ, сделанных здесь.



"Портной", 1916-1920, Румыния.



"Молитва", ок. 1919-1921гг., Реувен Рубин.
Выставка "...обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей"



"Страх", 1922г., Реувен Рубин.
Выставка "...обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей"

В 1923г. Рубин вернулся в Эрец-Исраэль уже вполне сложившимся художником.

"Здесь все было светлым, все было светом, и все было веселым", так говорил сам Рубин.

Рубин говорит о совсем другом ощущении света и цвета, чем, например в Европе. Для художника это принципиально важно. Кстати, когда я возвращаюсь домой я ощущаю тоже самое.

"В Иерусалиме, в Тель-Авиве, в Хайфе и в Тверии я чувствую, что родился заново. Я чувствую что эта жизнь и эта природа они мои. Здесь нет серых облаков Европы - здесь есть солнце и яркий свет". Реувен Рубин.

Я думаю, вы и сами увидите разницу, о которой писал художник. Я бы сказала, что со сменой места жительства у него изменилось и мироощущение.



"Первые плоды", Реувен Рубин, 1923г., Музей Израиля.
Эта одна из самых знаменитых работ Рубина.
На этом триптихе, по мнению музея, изображены не только первые плоды, которые выращивали в те времена, и это бананы, апельсины и арбузы, но и люди, которые их выращивали. В центре картины четверо: справа пара, опять же, из описания картины в музее, это новые евреи, сабры, крепкие физически, занимающиеся сельскохозяйственных трудом на своей земле, в общем, мечта сиониста того времени. Слева от них йеменская семья с ребенком. Помните, я писала о ювелирах, выходцах из Йемена тут? Так не все йеменцы были ювелирами:) Почему их изобразил художник? Да потому, что он изобразил на этой картине тех людей, которые в те времена жили в Эрец-Исраэль. На боковых частях картины справа и слева изображены арабы. Как известно, из песни слова не выкинешь.



"Около сукки (шалаша на Суккот)", 1923г., Реувен Рубин.
Выставка "...обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей"



"Арабское кафе в Яффо", 1923г.



"Порт Яффо", 1923г.

Гравюры на дереве из серии "Ищущие Б-га", 1923г. Это символические образы сочетающие в себе еврейскую традицию и пейзажи Эрец-Исраэль времен третьей алии.



"Размышления"



"Автопортрет"



"Горящий куст"



"Рыбак из Галилеи"
Часть этих образов позже мы увидим и на живописных полотнах художника.

Художник сам говорил, что вначале работал только с 4мя цветами, с одной стороны, краски стоили дорого, а с другой, казалось бы на этой земле есть только 4 цвета, коричневый, желтый, черный и серый. Как раз про этот автопортрет. И один скромный цветок, который вносит другой цвет в картину.


"Автопортрет с цветком", 1924г.

В 1924г. сам Рубин описал как он видел Эрец-Исраэль после возвращения: "В Эрец-Исраэль солнце светило, было море, были загорелые первопроходцы с бронзовыми лицами, их рубашки растегнуты, девушки, йеменцы и дети с огромными глазами, новая земля и новая жизнь расла вокруг меня".

Одинокий цветок особенно трогательно смотрится на фоне песков и первых домов Тель-Авива, только начинающего строится как город. В этих песках видны и палатки первопроходцев. Рубин явно изображает себя первопроходцем искусства Эрец-Исраэль, как это и было на самом деле.



"Семья рыбака", 1924г.



"Еврей с красной бородой", 1924г.

В 1924 году Р.Рубин был первым художником в Эрец-Исраэль, который представил персональную выставку в Мигдаль-Давид в Иерусалиме. Верховный комиссар Герберт Самуэль отказался участвовать в открытии выставки, ему не нравился стиль Рубина. Из-за этого Рубин организует Оъединение художников и скульпторов Эрец-Исраэль и несколько лет является ее председателем.
Это была группа молодых художников Эрец-Исраэль считала, что подход Академии Бецалель к изобразительному искусству устарел, а темы и стиль не соответствует реальности, существовавшей на тот момент. Для молодых художников Бецалель олицетворяла галутную сущность от которой они хотели отделиться.
Молодежь считала, что надо создавать собственное местное искусство, которое будет отражать ежедневную реальность Эрец-Исраэль: пейзажи и образы ее жителей.

В тоже самое время он выставляется в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Рубин был первым художником Эрец-Исраэль известным на тот момент за границей.



Рубин за работой. Тель-Авив, 1924г.



"Иерусалим", 1925г.



"Танцующие с горы Мерон", Реувен Рубин, 1926г.
Мы видим группу религиозных евреев, танцующих со свитком Торы на фоне горы Мерон.



Бюст Р.Рубина. Автор Ханна Орлоф, 1926г., бронза.



"Рыбак".
Музей Гехта в Хайфском университете.



Очень хорошо умел передать свое ощущение от окружающего мира на картинах. Вот что
Х.-Н.Бялик писал в 1927г. (не претендую на литературный перевод Бялика):
"Земля Израиля, которая нам представлена на картинах Рубина, как он ее видит, вся она, ее горы и города, ее садики и долины, ее старики и женщины, ее евреи и арабы, ее ослы и козы, камни и растения. Обычно, все это смешивается в беспорядке, соединяется в неожиданные комбинации на одном белом квадратном куске ткани: Эрец-Исраэль выглядит для нас подобно сказанию мидраша, сказанию Эрец-Исраэль."
Вот Бялик хорошо понимал творчество Рубина и не писал как отдельные современные искуствоведы, которые пишут о том, что и Рубин и Гутман идеализировали окружающую действительность. Если и идеализировали, то также как и все остальные первопроходцы, приехавшие в Эрец-Исраэль, идеализировали и ощущали себя на миссии. Они работали на земле руками и считали это нормой, а совсем не идеализацией.



"Старые сикоморы", 1927г., с плаката в музее.

Пейзажи художника достоверно рассказывают нам о конкретных местах. Так выглядели сикоморы на улице Амелех Джорж в Тель-Авиве. Кстати, благодаря таким пейзажам мы можем себе представить, что росло и что не росло в соответствующее время в тех или иных местах Эрец-Исраэль.

Вот как раз и песня Арика Синая "Сад сикомор" вспомнилась. Не каждому дереву посвящена целая песня.

image Click to view





"Семь мельниц на Ярконе", 1927г. Художественый музей, Тель-Авив.



"Портрет Ахад Аама", 1927г.
Мемориальная комната Ахад Аама, в Библиотека Шаар Цион - Бейт-Ариэла.



"Цитрусовые сады около Яффо", 1928г.



"Старый колодец", 1929-1931.



"Тверия" 1929-1931



Р.Рубин создал огромную галерею портретных образов. Как я понимаю, это фрагменты работ художника, которые находятся в других музеях.

"Я рисую то, что я люблю: мою семью, мою землю и мою маму. Рисовать это как петь. И каждый художник поет по-своему." Реувен Рубин



"Моя семья", 1926г.



"Обрученные", 1929г.
В феврале 1929г. восемнадцатилетняя Эстер Дейвис поднялась на борт судна в порту Нью-Йорка. Она собиралась провести три месяца в Палестине. На третий день путешествия, когда она впервые вышла на палубу, она встретила худощавого и очень высокого "джентльмена" странного вида с дикой гривой волос. Так Реувен и Эстер впервые встретились. Эстер пыталась не обращать внимания на незнакомца, но он не отступал. Эта встреча полностью изменила планы Эстер на короткое посещение Эрец-Исраэль. Это была судьба, почти сразу после встречи, Реувен предложил ей руку и сердце.
На картине пара изображена на балконе в Тель-Авиве. Вдали Яффский порт, через улицу дома с плоскими крышами, характерными для Средиземноморья.



"Моя семья", 1949г.

И вот тут вы спросите меня, а что это за зверюшка член семьи художника присутствует на трех его семейных картинах?
Не знаю... В одних источниках утверждают, что это - овца, а в других - коза. Не берусь утверждать, кто это... А уж что она обозначает, совсем мне не понятно. В одном месте я встретила объяснение искусствоведа, что овца представляет некую израильскую сущность, местный колорит, невинность и связь с землей...

А может просто художник решил приколоться, чтобы последующие поколения искуствоведов искали объяснение этой овце\козе? :)



Кстати на "Портрете Реувена", Аарона Алеви, 1934г., представленного в музее, мы видим козу, однозначно :)

***



Мастерская художника в его доме, ставшем музеем.



Работа на мольберте - не знаю название.



"Пальмахник (еврейский солдат)" 1948, Реувен Рубин (1893-1974)
Музей кибуца Эйн-Харод



"Первый седер в Иерусалиме", 1949-50, Р.Рубин.
Собирательные образы, тех, кого художник хотел бы собрать за столом через год после образования государства, включая самого художника. На заднем плане Иерусалим.
Кого тут только нет: и выходцы из разных стран, и солдат Пальмаха, и религиозный еврей, и рабочий, и даже Илиягу-анави (пророк Илиягу). И сам художник, наверно, задумался о том, как со всей этой разнообразной публикой построить государство... Но вот ведь построили - факт.



Он был очень принят в самых высших кругах израильского общества. Посмотрите, с кем он только не сфотографировался... Тут и Давид Бен-Гурион, и Голда Меир, и Залман Шазар, и Хана Орлоф, и Хана Ровина, и Артур Рубинштейн и др.
Он даже был первым официальным израильским дипломатическим представителем в Румынии с 1948 по 1950г.

"Каждая картина, которую я написал, это часть меня" Реувен Рубин.



"Сбор урожая маслин", 1967г.



"Гранаты на окне", 1967г.



"Сон Якова", 1968-1969.



"Голубой петух" 1971г.

Дом-музей Реувена Рубина мы посетили в тот же самый день, когда посетили и музей Нахума Гутмана. Это два небольших музея, которые можно посетить в течении одного дня. Кроме того, мы погуляли по Тель-Авиву.

Сайт Дома-музея Реувена Рубина http://www.rubinmuseum.org.il/he/home/a/main/

Музей Рубина на карте

Часы работы:
понедельник, среда, четверг, пятница с 10:00 до 15:00
вторник с 10:00 до 20:00
суббота и праздники с 10:00 до 14:00
воскресенье - закрыто.

Цена билетов:
взрослый - 20шек.
пенсионер\студент\солдат - 10шек.
дети до 18 лет (в сопровождении взрослого) бесплатно

Инфа
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%90%D7%95%D7%91%D7%9F_%D7%A8%D7%95%D7%91%D7%99%D7%9F
https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-833428,00.htm
http://www1.amalnet.k12.il/sites/Mifgashim/Pages/selfportraitwithflowerrubin.aspx
http://www.rubinmuseum.org.il/he/company/reuven/main/?ContentID=249
http://archive.c3.ort.org.il/Apps/WW/page.aspx?ws=ce937f21-df29-44a3-8bb3-cd42110d8f9c&page=dc623071-8909-40c8-b590-ac7c1939c5b7&fol=c823cc32-2391-4c26-83be-572155bb8211&box=11a46908-e76f-4b2d-a36b-d27c33b03477&_pstate=item&_item=74289282-cbbd-46b3-8262-d1317aef00ca
https://www.davar1.co.il/36360/
https://ofra-offer-oren.com/2016/09/19/%D7%9B%D7%A8%D7%9E%D7%9C%D7%94-%D7%A8%D7%95%D7%91%D7%99%D7%9F-%D7%91%D7%93-%D7%91%D7%91%D7%93-%D7%91%D7%99%D7%9F-%D7%A6%D7%99%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9D-%D7%9C%D7%90%D7%A0%D7%A9%D7%99%D7%9D-%D7%9C/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%91%D7%A7%D7%A9%D7%99_%D7%90%D7%9C%D7%95%D7%94%D7%99%D7%9D
http://www1.amalnet.k12.il/sites/Mifgashim/Pages/myfamily.aspx
http://cms.education.gov.il/NR/rdonlyres/088FD3D7-2343-4150-979F-C1AAF0F3D55C/107039/3.doc
http://www.tamuseum.org.il/he/collection-work/4170
https://simania.co.il/bookdetails.php?item_id=592
http://www1.amalnet.k12.il/sites/Mifgashim/Pages/engagedrubin.aspx
http://www.habama.co.il/Pages/Description.aspx?ArticleId=4081&Subj=1&Area=1
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A8%D7%95%D7%A7%D7%93%D7%99%D7%9D_%D7%9E%D7%9E%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%9F

искусство, Тель-Авив, музеи

Previous post Next post
Up