Должна сознаться, что когда я отправилась в Дом-музей художника Нахума Гутмана, я никак не думала, что буду о нем писать... Я видела немного его иллюстраций к детским книжкам, я видела его мозаику в Мигдаль Шалом и мозаичный фонтан, но как-то не ощущала желания писать. А в музей я пошла, потому что решила вывести мужа в жаркий день в Тель-Авив, чтобы как-то развлечься культурным образом в кондиционированном помещении...
И только в музее, когда я увидела по-настоящему хорошую живопись, я поняла, что напишу об этом художнике хотя бы пару слов, вдруг познакомлю кого-то с хорошим художником. Остальное художник скажет сам за себя своими работами.
Нахум Гутман (1898-1980), я не побоюсь этого слова, классик израильского искусства. Выросшие в Эрец-Исраэль знают его с самого детства, благодаря многочисленным детским книгам, которые он и иллюстрировал и писал. Он прожил долгую жизнь, оставил много живописных работ. Его мозаики знают практически все, кто был в Тель-Авиве.
Он говорил, что не самое главное, чтобы нами восхищались в Париже и Нью-Йорке, важно чтобы наше общество в Израиле нас понимало. И израильское общество его, безусловно, понимает и любит.
Его отец был писатель Симха Бен-Цион. Сам Х.Н.Бялик обратил внимание на его талант еще в детстве. Борис Шац, основатель Академии Бецалель, предложил Гутману учиться в академии...
"Нахум Гутман", фото из Мигдаль Шалом, автора не знаю.
Нахум Гутман прибыл в Эрец-Исраэль в возрасте 7 лет и до 12 лет жил в Яффо. Многие его работы, выставленные сейчас в доме-музее, навеяны именно этим местом. Сейчас в музее проходит выставка, посвященная 120летию со дня рождения художника.
В 1910 году умерла его мать и семья переехала жить в Ахузат Байт - "Тель-Авив в зародыше".
"Праздничный день в цитрусовых садах Яффо", холст - масло, 1926г.
С 1920 по 1926гг. он учился в Вене, Берлине и Париже.
После возвращения домой в 1926г. Н.Гутман участвовал в выставках художников Эрец-Исраэль в Мигдаль Давид (Башня Давида). Он присоединился к группе, которая называла себя "Школа Эрец-Исраэль" вместе с Р.Рубиным, И.Пеледом и Ц.Таджер.
Тут хочу обратить ваше внимание, на то, что написано в википедии на русском, посвященной Н.Гутману. Там я прочитала о художнике нечто волшебное, "о сколько нам открытий чудных!" удивительное: он, оказывается, "основоположник т. н. палестинского стиля в пейзажной живописи". Я долго искала источник этого удивительного открытия в израильском искусстве и нашла его как раз в переводе слово сочетания Эрец-Исраэль автоматическим (!!) переводчиком
https://translate.google.co.il/?hl=en&tab=rT&authuser=0#view=home&op=translate&sl=iw&tl=ru&text=%D7%90%D7%A8%D7%A5%20%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C, который предлагает один из переводов словосочетания ארץ ישראל (Эрец-Исраэль) как ... Палестина. Даже газета Гаарец не позволила себе такого - я же прочитала кучу источников... А тут статья вики без единой сылки! Сразу задаешься вопросом, кто же этот переводчик, что создал такое и почему мы не можем нигде без политики. А главное, почему википедию пишут люди не слишком грамотные или политически ангажированные? Еще до 1948г. можно было писать это таким образом, если имелось в виду местное искусство в географическом понятии. Хотя и тогда писали Эрец-Исраэль на иврите. А уж после 1948г. так писать просто неправильно.
Так что Гутман, к сожалению, попал под колеса истории стал жертвой очень плохого перевода, а со мной чуть не случился инфаркт...
А на самом-то деле группа молодых художников Эрец-Исраэль считала, что подход Академии Бецалель к изобразительному искусству устарел, а темы и стиль не соответствует реальности, существовавшей на тот момент. Для молодых художников Бецалель олицетворяла галутную сущность от которой они хотели отделиться.
Молодежь считала, что надо создавать собственное местное искусство, которое будет отражать ежедневную реальность Эрец-Исраэль: пейзажи и образы ее жителей. Как у акына: что вижу о том и пою, как Я это вижу. Сейчас такой подход выглядит для нас вполне естественным, а в 20е годы 20 века в наших местах в академии учили другому.
На тот момент и далее Гутман - яркий представитель нового подхода.
Как известно нам из истории искусства, молодые художники любят сбиваться организовываться в группы и писать манифесты. Достаточно вспомнить импрессионистов, передвижников. Но искусство и профессия художника вещь совершенно индивидуальная, и в конце-концов, в сухом остатке остается только то, что создал сам художник за свою творческую жизнь. Может он и хотел концепцию, а делал то, что чувствовал. И творчество оказалось выше всего прочего.
И именно поэтому мне понравился именно Н.Гутман как художник без концепций и политики. Независимо от его политических взглядов и политических взглядов куратора выставки.
"Цитрусовые сады", холст - масло, 1926г.
Многие уважаемые источники, включая комментарии к выставке в самом музее, говорят о том, что молодые художники декларативно идеализировали изображения арабских крестьян, считая что они чем-то напоминают евреев древности, живших на этой земле. Но сколько я ни рассматривала работы Н.Гутмана, ничего такого не нашла. Во всяком случае на тех, что сейчас представлены в музее. И кстати, с работами Р.Рубина тоже самое, но о его музее расскажу отдельно.
Сами посмотрите - на пейзажах часть фигур совершенно условна, они часть пейзажа. А отдельные образы, которые мы видим, больше похожи на иллюстрации к детским книжкам, чем на каких-то реальных людей. Он так видел. Я бы даже сказала, что изображения пейзан фелахов и мах дам на балконе демонстрируют вполне себе европейский подход в изобразительном искусстве того времени.
Где идеализация? Не изображал погромы 1921г. в Яффо и 1929г. в Хевроне? Так Н.Гутман совсем не был художником-реалистом...
Искусство победило концепцию, если такая и была... Сами смотрите.
"Женщины на балконе", холст - масло, 1926г.
"Женщины на балконе в яффских садах", чернила-бумага, 20е годы 20века.
"Женщины на балконе в цитрусовых садах", чернила-бумага, 20е годы 20века.
"Цветы на окне", холст - масло, 1927г.
"Арабский мальчик играет на свирели", холст - масло, 1928г.
"Флейтист", чернила-бумага, без даты.
"Дорога и дом в цитрусовом саду", холст - масло, конец 20годов 20века.
"Церковь Абу-Кабир", холст - масло, конец 20годов 20века.
"Дом, пруд и кактусы: вид дома в цитрусовом саду", холст - масло, 1930г.
"Розовый дом", холст - масло, 1930г.
Иллюстрация к книге "Между песком и голубизной неба", 1931г.
"Между песками и голубизной неба", так была названа автобиографическая книга Гутмана с рассказом о его детстве. Я не сомневаюсь, что контраст песка нового города и его отсутствие зелени добавляло Гутману желания мысленно или реально возвращаться в цитрусовые сады...
"Фигуры около цитрусового сада", холст - масло, 1933г.
"Женщина с инжиром", холст - масло, 1936г.
"Дом в цитрусовом саду", чернила-бумага, без даты.
"Гранаты", холст - масло, 1945г.
"Ахузат байт", чернила и акварель, бумага, 50е годы 20века.
Обратите внимание - в конце улицы Герцль еще стоит Гимназия Герцлия, которую снесут в 1959, чтобы на ее месте построить высотный Мигдаль Шалом. За Гимназией дюны до самого синего Средиземного моря...
"Цитрусовые сады Яффо: дорога в саду", холст - масло, 1967г.
В те времена, в начале 20го века, в Яффо было множество цитрусовых садов. Цитрусовые (клементины, апельсины, мандарины,
этроги) - была одной из основных статей экспорта из этих мест в начале прошлого века. Можно себе представить, как пахли эти сады, во время цветения. Такое могло остаться на всю жизнь - Гутман возвращался к теме садов в разное время. И это так соответствовало концепции группы художников Эрец-Исраэль. Но концепция - концепцией, а художник-то хороший и теперь мы видим его лирический взгляд на старый Яффо и его жителей.
"Яффо и цитрусовые сады", бумага, гуашь. 60е годы 20века.
"Коляска в цитрусовых садах", холст - масло, 1968
"Первый садовник Тель-Авива", акварель-чернила-бумага, 60е годы 20века.
"Ваза с цветами и ракушка", холст - масло, 1967г.
"Улица Герцль", чернила и гуашь, бумага, 60е годы 20века.
Здесь изображена Гимназия Герцлия, которой уже не существовала на тот момент.
Н.Гутман считал самым важным для него было быть честным с сами собой и он верил, что художник должен быть мостом между прошлым народа и его настоящим. И я считаю, что он это выполнил.
На этом заканчиваются фотографии, которые я сделала в Доме-Музее Н. Гутмана.
Сайт Музея Нахума Гутмана
https://gutmanmuseum.co.il/ Часы работы:
С воскресенья по четверг с 10:00 до 16:00
пятница с 10:00 до 14:00
суббота с 10:00 до 15:00
Взрослый билет 24шек., студент\пенсионер 12шек. днти дой 18 бесплатно.
Музей Нахума Гутмана на карте Н.Гутман объяснял, что начал иллюстрировать детские книжки, потому что в детстве читал книжки без иллюстраций, "голые", как он сам их назвал.
На протяжении своей долгой творческой деятельности Н.Гутман проиллюстрировал множество детских книг, включая книги Х.Н.Бялика. Кроме того, он и сам писал книги и иллюстрировал их. У меня есть несколько примеров его иллюстраций к детским изданиям с выставки
"Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм".
Естественно, работы с этой выставки посвящены Бар-Кохбе.
Считается, что истории об отношениях Бар-Кохбы и льва, которые так любили печатать в детских журналах к Лаг Баомеру и до сих пор рассказывают в детских садах и начальных школах, появились относительно недавно в 19в.. В древних и средневековых рассказах о Бар-Кохбе нет никакого упоминания львов.
Судя по тому, что я не нашла никаких упоминаний этой книжки в сети и на выставке не было толком указано, когда книжка вышла, видимо эти иллюстрации были в журнале "Давар лейеладим" ("Слово
для детей"). Художник участвовал в его основании и работал с 1931г.. в течении 32 лет.
Иллюстрации к рассказу о Бар Кохбе и льве.
Лев и герой попадают в плен к римлянам. Римляне, конечно же, отправляют пленников на арену в Кейсарии для гладиаторских боев.
Но лев и Бар Кохба находят общий язык и вместе убегают из плена.
Это не сжигают льва, а в огне костра дети видят его силуэт.
Еще иллюстрации художника Нахума Гутмана к в журналах "Давар лейеладим" ("Слово для детей") к стихам и рассказам к
Лаг Баомер в 1941, в 1955, в 1957гг.
Н.Гутман прожил в Тель-Авиве очень много лет, можно сказать, что рос вместе с этим городом. Не удивительно, что две его большие мозаичные работы, которые я покажу дальше, посвящены этому городу и рассказывают его историю.
В 1966г. Н.Гутман создал огромную мозаику, посвященную памяти Гимназии Герцлия. Она состоит из сцен жизни Тель-Авива на первом этаже того самого
Мигдаль Шалом, который построили на месте Гимназии Герцлия.
Мозаика создана Н.Гутманом, выпускником Гимназии Герцлия в подарок жителям города Тель-Авива. Она предназначена быть мемориальным памятником "маленькому Тель-Авиву" и Гимназии Герцлия.
Автор создал огромную, очень живописную и очень не гладкую мозаику, которую сложно рассматривать и фотографировать. Кроме того, к сожалению, освещена мозаика очень плохо и местами просто не читается. И очень жаль: Гутман создал множество замечательных образов, которые хотелось бы рассмотреть.
Цитрусовые сады Яффо. Помните выше я показала их на живописных и графических работах Гутмана. Теперь они и на мозаике.
Эта часть мозаики желтая, как песок дюн, на котором построен город. Если присмотреться, то можно увидеть много разного:
Фикус сикомора на который лезут козы и под которым пасутся ослы. Труба лопнула и из нее фонтанирует вода. Помните на иллюстрации первого садовника Тель-Авива, который поливает дерево в виде меноры? Здесь он тоже есть, он стоит на бульваре Ротшильд. К нему на ослике едет д-р Хаим Хисин.
Д-р Хаим Хисин, один из основателей Ахузат-байт (в дальнейшем Тель-Авив), едет на ослике. Справа чей-то самовар в окне. Сразу вспоминается откуда приехали первые жители Ахузат Байт - Тель-Авив.
Строители города за работой.
Строители города на отдыхе
Первый городской фонарь на ул. Герцля. В те времена это было событие и люди с удивлением на него смотрят.
Вот эти люди покрупнее.
В центре в желтом пятне изображена сама Гимназии Герцлия. Здание, которое осталось только на фотографиях и рисунках.
В этой мозаике много всего, можно долго рассматривать, но мало мест, доступных для фотографирования. Так что если еще не посещали Мигдаль Шалом, то очень советую. Там кроме этой мозаики есть еще много интересных экспозиций и все бесплатно.
Открыто для посещений (информация гугл-меп), лучше проверить перед посещением:
Воскресенье, понедельник, среда, четверг с 15:00 до 18:45
вторник с 9:00 до 13:00
Пятница и суббота закрыто.
Мигдаль Шалом на карте Мозаика-фонтан "История Тель-Авива" соответствует своему названию и рассказывает не только историю Тель-Авива, но и гораздо более древнюю еврейскую историю.
Мозаика была установлена в 1976г. перед зданием Тель-Авивской мэрии на площади Х.Н.Бялика. В 2008 году фонтан с мозаикой был оттуда убран, и хранился мэрией до 2011г., когда был установлен на новом месте, на бульваре Ротшильда перед небоскребом Ротшильда (Мигдаль Ротшильд).
Я покажу только центральную часть фонтана.
Левая часть рассказывает историю пророка Йоны, ту часть, которая связанна с Яффским портом.
Средняя изображает Ахузат Байт, будущий Тель-Авив.
Справа: по приказу царя Шломо стволы ливанского кедра транспортируют из порта Яффо для строительства Первого Храма.
Мозаика-фонтан "История Тель-Авива" на карте Еще подробно о художниках Эрец-Исраэль я рассказывала:
Зеэв Рабан Борис Шац Инфа:
http://www.schooly.co.il/jerusalem-arts/page.asp?page_parent=19428https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%A1_%D7%AA%D7%95%D7%9C%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%AA%D7%9C_%D7%90%D7%91%D7%99%D7%91https://www.inn.co.il/Besheva/Article.aspx/10159https://web.archive.org/web/20070909212757/http://mosaicartsource.wordpress.com/tag/mosaic/mosaic-masters/nahum-gutman/https://en.wikipedia.org/wiki/Nachum_Gutmanhttps://museum.imj.org.il/artcenter/newsite/en/?artist=Gutman,%20Nachum,%20Israeli,%20born%20Bessarabia,%201898-1980https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%AF%D1%84%D1%84%D0%B5https://www.maariv.co.il/culture/literature/Article-665271https://blog.nli.org.il/mussach_37_taaruha/https://www.yediot.co.il/articles/0,7340,L-5274368,00.html