В Музее Эрец Исраэль в Тель-Авиве открылась выставка фотографа Давида Рубингера. Этот фотограф настолько известен в Израиле, что его не надо даже представлять. То есть если кто-то не знает его имени, то точно знает его самую знаменитую фотографию "Десантники у Котеля (Западной стены)". Это самый известный снимок Шестидневной войны.
Рубингер снял около полумиллиона фотографий, которые рассказывают об истории Израиля. На выставке педставлено 70 фотографий с 1947 по 1997г.
Что самое поразительное в его работах, для меня во всяком случае, это отсутствие пафосности. Камерность, часто даже я бы сказала, интимность момента характерны для многих его фотографий... Именно это делает его фотографии еще более ценными свидетельствами нашей истории. Он умел показать какие-то мелкие детали, которые мы часто сами не замечаем. Не зря в одном из ивритских СМИ его назвали "семейный фотограф страны". Он был из того сорта людей, которые относились к стране как к своей семье.
Одна из молодых участниц нашей экскурсии сказала куратору выставки, что если бы такие фотографии были представлены на современную выставку, то их просто бы не взяли.
Тяжело объяснить молодым, выросшим в эпоху цифровой фотосъемки всю прелесть репортажной съемки доцифровой эпохи.
Как выглядят современные выставки мы тоже знаем....
В сети я нашла одно интервью по поводу этой выставки, где ведущая все пыталась доказать, что Рубингер был "мобилизованным и призванным" для прославления деятельности государства. Хотя он как раз не пытался пронести свою повестку дня в фотографиях, а старался фотографировать правду, как он сам говорил. В качестве названия выставки куратор Гай Раз выбрал фразу самого Рубингера "אמת צילמתי" - "Эмет циламти", которую можно перевести по-разному и "Я снимал правду", и как "Правда, я фотографировал".
Д.Рубингер (1924-2017). Фото Г.Багарлия
Выставка дает возможность не только посмотреть на историю страны глазами Рубингера, но и увидеть самого фотографа через его фотографии. Увидеть 90летнего, который был готов бежать, чтобы снимать каждое важное событие как 19летний, если бы мог.
В своей биографической книге "Израиль через мой объектив: шестьдесят лет в качестве фотожурналиста" Рубингер писал: "...Я часто спрашиваю себя, почему мне так повезло? Я прошел через десять войн целым и невредимым, пережил бесчисленное множество рискованнейших моментов, я достиг пика в своей профессии, мирового признания за свою работу, будучи самым пожилым человеком в выходных данных TIME, одного из самых престижных в мире журналов".
Рубингер в кабине самолета фантом. 1973
Давид Рубингер родился в Вене в 1924г., совершил алию в Эрец-Исраэль в 1939г. как член движения "Ашомер Ацаир" и поселился в кибуце Бейт-Зера. Большинство из оставшихся в Австрии его родных и близких погибли в Катастрофе.
В 18 лет вступил в
Еврейскую бригаду Британской армии и воевал в Европе и в Северной Африке во время Второй мировой.
История любви Давида Рубингера и фотоаппарата началась случайно, а продолжилась всю его жизнь. После того, как война закончилась Давид оказался в Бельгии со своим подразделением. Оттуда он попал в Париж, где у него был недолгий роман с девушкой-француженкой Клодет. Перед тем, как он отправился в отпуск домой, в Эрец-Исраэль, на вокзал Клодет принесла ему подарок - маленький фотоаппарат Аргус.
Первый опыт пользования этим аппаратом был в кибуце во время отпуска. Когда Рубингер вернулся в Германию, он купил фотоаппарат Лейка, заплатив за него килограммом кофе и 200 сигаретами. Откуда сигареты? не курил, а получал сигареты от армии.
С тех пор он снимал Лейкой.
Фотоаппараты: справа - Leica M3, слева - Rolleiflex.
Я так понимаю, что это не те самые первые его фотоаппараты.
Рубингер фотографирует на рынке в Нацерете, 1963г. Автор неизвестен.
За свою долгую карьеру журналиста и фотографа Рубингер познакомился со многими израильскими самыми крупными политиками, от Д.Бен-Гуриона до Б.Натаниягу. "Нет политиков, которые не любят сниматься" - сказал Рубингер в одном из интервью. При этом политики ему доверяли. В таком их отношении к Рубингеру было несколько причин. Одна из них, благодаря которой он сумел завоевать доверие первых лиц страны, была в том, что его профессиональный и человеческий взгляд не искал смущающие моменты, "желтые" темы. Вторая: он был настолько высоко профессионален, что всегда знал как найти правильный угол и построить композицию в кадре в самые важные и решающие моменты.
Из интервью Рубингера 2015г.
"Разница между фотографом и папарацци в необходимости фотографу самому быть порядочным человеком и показывать объект съемки, не оскорбляя его."
Ушедший в отставку глава правительства Д.Бен-Гурион и его жена Пола в дверях своего барака в кибуце Сде Бокер, после переезда из Иерусалима 1953г.
Глава правительства Д.Бен-Гурион в больнице Зив-Адасса. Он был ранен гранатой, брошенной в старом здании Кнессета психически больным человеком. Иерусалим 1957г.
Моше Даян около саркофагов в своем доме в Цагаля. 1976г.
Президент Египта А.Садат и глава правительства М.Бегин на встрече после подписания мирного договора Асуан, Египет, 1980г.
Члены Кнессета Б.Натаниягу и М.Кацав в буфете Кнессета, 1995г.
Политики разрешали ему снимать их не только на официальных церемониях, но и в интимные моменты жизни: Голда моет посуду, Бегин помогает жене надеть туфли...
Голда Меир, министр иностранных дел, на "кухне" своего дома, 1956г., Иерусалим
Глава правительства М.Бегин с супругой в самолете по пути в США, 1978г.
Одним из любимых героев для съемки Рубингера бы Арик Шарон, который также с любовью относился к фотографу. Рассказывают, что однажды Рубингер находился вместе с Шароном, тогдашним премьером, на каком-то партийном мероприятии. Кто-то из помошников Шарона сказал ему, что невозможно обсуждать определенные темы в присутствии Рубингера, фотографа. На что Шарон сказал, что он доверяет Рубингеру, несмотря на то, что тот за него не голосует.
Начальник Южного военного округа А.Шарон и глава правительства Д.Бен-Гурион во время поездки по берегу Суэцкого канала. 1971г.
Генерал Хаим Бар-Лев, генерал Арик Шарон и генерал Йешиягу Гавиш прибыли в Негев, 1967г.
В обычной жизни Рубингер был добрым и вежливым, но в своей профессиональной работе он был целенаправленным и бескомпромиссным. Никто не должен был находиться между ним и объектом съемки. Его задерживала полиция за проникновение в места, запрещенные для посещения. Сразу вспоминается знаменитый военный фотограф
Роберт Капа, который сказал: "Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко" (с) .
Несколько слов о его знаменитой фотографии "Десантники у Котеля (Западной стены)". В 1967г. расстояние между Котелем и ближайшими домами было совсем не таким, как сейчас. Оно было 3-4 метра. Площади просто не было. (Можно посмотреть как это выглядело
тут.)
Чтобы получить хороший угол для фотографии в таком узком пространстве Рубингер лег на землю и фотографировал вверх, чтобы в кадр попали и десантники и камни Котеля. Он также сфотографировал и раввина Горена, трубящего в шофар, сидящего на плечах солдата. После съемки Рубингер поспешил домой и напечатал фотографии. Он показал фотографии жене и попросил выбрать самую лучшую фотографию на ее вкус. Она не раздумывая указала на фотографию десантников, хотя сам Рубингер предпочел бы фотографию раввина Горена.
Рубингер не считал, что "десантники" была самой лучшей его фотографией. Он считал, что известность этой фотографие дали обстоятельства, при которых она сфотографирована. И это сделало ее символом, с которым многие себя отождествляют. Именно этот снимок сделал Рубингера очень знаменитым во всем мире.
Должна сказать, что я видела много фотографий Шестидневной войны и Котеля, и мой взгляд, эта самая лучшая ...
На выставке представлен еще один очень интересный момент. Показаны другие кадры с пленки, где была та самая знаменитая фотография.
Фотография десантников, напечатанная в "Нью-Йорк таймс", 1967г.
Рука на Котеле, 1971г.
Эту фотографию сам Рубингер очень любил.
29 ноября 1947г. множество людей вышли на улицы Иерусалима праздновать решение о принятии Плана ООН по разделу Палестины и о создании государства Израиль. Празднования продолжались до утра следующего дня. Утром Рубингер сфотографировал британский броневик в сердце Иерусалима и на нем множество молодых людей, которые размахивали самодельными флагами будущего государства Израиль.
Его как-то спросили: "Что отличает тебя от других фотографов?"
- "Везение быть со страной с самого ее начала".
Мне кажется, что благодаря тому, что Рубингер воевал во Второй мировой, как солдат, а не как фотограф, у него был особый взгляд на армию.
Солдат АОИ помогает арабским беженцам на переходе из Израиля в Иорданию на разрушенном мосту Аленби, после Шестидневной войны, 1967г.
Солдаты АОИ охраняют пленных арабов. Рафиах, Шестидневная война, 1967г.
Летчики наблюдают за самолетами "фантом", которые были на вооружении АОИ (1964-2004). 1970г.
Перевязанный солдат держит капельницу на станции для сбора раненных на Голанскх высотах. Война Судного дня, 1973г.
Старшина Моше Леви получает награду после Войны Судного дня. Президентский дворец, 1975г.
Солдаты АОИ спят около бронетранспортера во время учений на Синае, 1976г.
Солдат АОИ патрулирует главную улицу Раммалы, 1978г.
Наша обычная жизнь во всех ее проявлениях глазами Рубингера.
Дуэт Дзиган и Шумахер (Шимон Дзиган и Исраэль Шумахер) артисты Театра на идиш, на берегу моря в Тель-Авиве. 1955г.
Тело Арье Грубраха, убитого террористами, которые пришли из Иордании. Около Атарот, 1956г., наблюдатель ООН майор Остин изучает ситуацию.
В ожидании автобуса на остановке, Гирьят-Гат 1958г.
Дотронутся до карты Израиля. Учащийся Михаэль Бен-Хаммо и директор Яков Игра (Школа для слепых), Иерусалим 1960г.
Археологическая экспедиция под руководством проф. И.Ядина на раскопках пещеры Посланий (מערת האיגרות) времен Бар-Кохбы (132-135г.н.э.). Иудейская пустыня 1960г.
Репатрианты из Марокко на корабле, везущим их в Израиль, 1962г.
Манекенщицы фирмы "Пьер Карден" в Саду скульптуры в Иерусалиме, 1966г.
Арабские беженцы покидают Иерусалим после Шестидневной войны. 1967г.
Безработные в бюро по трудоустройству. Ашдод 1967г.
Дети в кибуце Цор'а, 1968г.
Поминальная служба памяти 12 израильских спортсменов, убитых на Мюнхенской олимпиаде в 1972г. арабскими террористами организации "Черный сентябрь". Аэропорт им. Бен-Гуриона, 1972г.
Родители у могилы сына, ефрейтора Хаима Йехие, во время поминальной службы в честь погибших во время войны Судного дня, Кирьят-Шмуэль 1973г.
Поселенцы из Гуш-Эмуним танцуют во время попытки поселения в Себастии (Шомрон, 1975).
Заложники, освобожденные во время Операции Энтебе, выходят из самолета в аэропорту им. Бен-Гуриона. 1976г.
Жители Ямита противостоят солдатам АОИ во время выселения города, 1982г.
Выселение жителей мошава Хацер Адар, Хевель Ямит 1982г.
Граждане читают газету об экономическом кризисе. ТА, 1983г.
Новые репатриантки из СССР в аэропорту им. Бен-Гуриона. 1990г.
Куратор выставки Гай Раз развесил фотографию попарно. Одна часть пары - известнейшие снимки, те, которые сам Рубингер отбирал для своих выставок, каталогов, книг и альбомов. Вторая - на контрасте - менее известная. Есть также не выставлявшиеся ранее снимки, отобранные из полумиллиона негативов, хранящихся с 1999 года в архиве "Едиот ахронот". Можно увидеть контраст ситуаций, но совпадение композиций, ритма и построения снимка.
Вот один из примеров такой развески.
Слева, "Спасатели Эмиль и Йоске", (Йосеф Вайсман и Амиэль Авнери) 1952 год, Тель-Авив.
Справа- "Десантники у Котеля". (Слева направо: Цион Карасанти, Ицхак Ифат и Хаим Ошри.) Иерусалим, 1967.
В 1997г. Рубингер стал лауреатом Премии Израиля за достижения в области фотографии.
Один из более молодых коллег Рубингера, фотограф Алекс Ливак, тоже удостоенный Премии Израиля за достижения в области фотографии, рассказывал об одном разговоре с Рубингером. Алекс еще был начинающим фотографом и работал в газете Хадашот. Встретив Давида, он пожаловался, что перед каждым заданием он страшно волнуется. На что Давид ему ответил со смехом: "Как-то меня позвали фотографировать Бен-Гуриона. Я вошел его офис, колени мои дрожали от волнения. Смотрю - а Бен-Гурион храпит...
Знаешь, Алекс, когда перестанешь волноваться, прекращай фотографировать".
Честно говоря, я вышла с выставки с одной мыслью: как важно учиться у старых мастеров...
Как важно понимать, что фотоаппарат сам НЕ фотографирует, как думают отдельные авторы в сети. Человек нажимающий на кнопку фотографирует, а фотоаппарат только точно передает ваш взгляд на мир. Всегда надо об этом помнить.
Выставка открылась 26 октября и продлится до апреля 2019 года.
Часы работы: понедельник, среда - с 10:00 до 16:00;
вторник, четверг - с 10:00 до 20:00;
пятница - с 10:00 до 14:00,
суббота - с 10:00 до 16:00;
воскресенье - закрыто.
Стоимость входных билетов: для взрослых - 52 шекеля, для пенсионеров - 26 шекелей, дети до 18 лет - бесплатно.
Адрес музея
חיים לבנון 2, רמת אביב, תל-אביב 69975
Тел. 03-6415244
Музей на карте
тут Сайт музея Эрец-Исраэль (MUSA) -
http://www.eretzmuseum.org.il/Страница выставки на сайте музея
http://www.eretzmuseum.org.il/721/ инфа:
https://www.calcalist.co.il/consumer/articles/0,7340,L-3708852,00.html https://www.the7eye.org.il/238695 https://www.youtube.com/watch?v=m7JGEf16IKI.
https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4929704,00.html http://peopleoftheyear.makorrishon.co.il/articles/%D7%93%D7%95%D7%93-%D7%A8%D7%95%D7%91%D7%99%D7%A0%D7%92%D7%A8https://www.davar1.co.il/61187https://www.israelculture.info/ya-fotografiroval-pravdu-vystavka-fotografij-davida-rubingera-v-tel-avive/