Дамы и господа!
Удивление! Ты был готов ко всему, ждал чуда, как скупой рыцарь перебирал в памяти осколки Пининых зеркал, выуженных из интернета, фрагменты заруганного и обласканного чудо-фильма Вима Вендерса "Пина: Танец страсти". А получил всё равно больше, больше, больше...
Белый пустой аквариум сцены. Чёрная насыпь на заднем плане. Там, наверху, начало всего.
Вспомнил, как в Одессе спускался по крутым склонам к морю. Не хочешь упасть - пританцовывай.
А если делать это изящно, под музыку, превратить неизбежность в предмет искусства?
Пина Бауш.
Мозаика португальских впечатлений.
"Мазурка Фого".
Фрагменты мозаики крутятся в голове, шепчут: "Расскажи обо мне!"
Их много в большом спектакле. В зрелище неповторимом и прекрасном, единственном в своём роде, где каждая деталь мимолётна и существенна. Снимать не разрешили, воспользуюсь фотографиями организаторов.
Три с половиной контейнера привезли немцы и обстоятельно готовили декорации 5 дней.
И ещё...
20 лет спектаклю.
До сих пор он, как питательная протоплазма, порождает то, что мы называем авангардом, современным балетом.
Вот же оно, было у Пины, в "Мазурке". Перед нами не функции, повторяющие заученные движения, а люди. Живые, смеющиеся и плачущие, любящие и жаждущие ответной любви.
Не зря Пина называла свои творения не балетом, а театром танца.
А тут и цирк, и клоунада...
И ещё...
Короткие сценки, монологи, диалоги...
Сарказм, не дающий действию впасть в мелодраму.
Воспоминания дамы в возрасте о том, как хороша она была в детстве, и все мужчины, прячась за жалюзи, стонали ей вдогонку: "Ооооо!"
Пришло время отдавать долги. И она со словами "работа есть работа" пытается перецеловать всех окрестных мужчин, плотоядно всматриваясь в зал.
И ещё...
Много воды и абсурдно-упоительных игр с ней. Все наслаждаются стихией. Фокусничают, обливают и обливаются, плавают в полиэтиленовом море. И только огромный клыкастый морж, грустно и медленно ползущий куда-то, так и не успевает ухватить свою рыбку.
Океан на экране. Что за Португалия без Океана? Шумит, рычит грозно.
И тут же курс обучения плаванию для начинающих русалок.
И ещё...
В центре водной феерии появляется ванна. Очаровательная купальщица нежится в пене и вдруг достаёт из неё вымытую тарелку и выдаёт джентльмену с полотенцем. И снова, и опять.
Сочетание приятного с полезным.
Контраст белой пены и тёмного цвета кожи.
И ещё...
Неописуемые танцы, невероятная точность даже самых расслабленных и "случайных" движений.
Без этого ничего бы не случилось.
И ещё...
Красные резинки лопнувших шариков, подобные крови или лепесткам роз. У кого с чем рифмуется.
Мякоть разбитого арбуза, отличаемая от резинок лишь танцующей курицей. Настоящей, в отличие от моржа. Но кто разберёт, что настоящее в этом мире?
И ещё...
Никогда ранее не видел в зале Оперы такого аншлага.
Распродано всё, несмотря на цену билетов. Может быть кому-то и удастся ухватить что-нибудь на сайте театра. Не пожалеете ни об одном потраченном шекеле.
И ещё...
В нашей компании любителей хорошего джаза среди моря великих и любимых джазовых див мы называли её просто "девочка". Она не была лучше Эллочки или Билли. Другая. Буря чувств пряталась за детским анемичным голосом шведской певицы Лизы Экдаль. И пробивала пелену цинизма. И заставляла кружиться, сомнабулически проговаривая вслед за ней
There is a very quiet girl
They call the lonely one
The sorrow in her face
And sadness in her eyes
And if you look into the heart
Пина Бауш взяла "девочку" в свою мозаику.
И ещё...
Великая Амалия Родригес поёт так, будто записывала фонограмму к спектаклю.
Как точно Пина Бауш чувствует музыку
Ещё раз подумал о том, почему фадо предпочитаю фламенко.
Страсть спрятана за вуалью любви и тёплой иронии. Тебя не убивают кинжалом, а ласкают. Иногда им же, но нежно.
Вода и камень, воздух и движение, причудливый сигаретный дым и красные шары обнажённой страсти.
Стоп, увлёкся. Не фламенко, а фадо.
И ещё...
На наших глазах происходит волшебство.
Из старых доск и дырявых фанерок строится...
Что это? Домик? Сарай? Кибитка в никуда?
Вспомнился замечательный роман Жозе Сарамаго "Каменный плот". Португалия фантастическим образом откалывается от континента и превращается в плывущий "по морям и океанам" остров. Главные герои, женщины, мужчины, собака, такие же "чудики", как в спектакле. Только вместо собаки морж с курицей, а вместо каменного плота картонный ковчег.
Но как в нём весело и хорошо танцевать. Правильное место.
И ещё...
Эротика. Ею пропитан спектакль. От начала, где первая красавица в красно-цветастом платье, страстно рычит и стонет в микрофон. И к ней, высокой и стройной, слетаются хищными птицами мужчины. И танцуют, и любят, и передают из рук в руки.
А другой, полненькой и низкорослой, "брачный крик" успеха не приносит. Каждому своё. И каждой.
До самого конца, где девять пар обнажаясь танцуют невероятно прекрасный и медленный танец и ложатся на сцену, прижавшись друг к дружке, и на гигантскон мультимедийном экране начинают призывно распускаться бутоны алых роз.
И ещё...
Одно из гротескных и точных откровений спектакля.
- У оргазма есть три лица.
Первое - позитивное.
"О, Да. О, Да. О, Дааааа..."
Второе - негативное.
"О, Нет. О, Нет. О Нееееет..."
И третье - метафизическое.
"О, Мой Бог. О, Мой Бог. Оооо, Мооой Бооог..."
"О, Да", шептали мы, наслаждаясь.
"О, нет", бормотали, удивляясь и поражаясь.
"О, мой Бог", стонали, возвращаясь домой.
Что-то болит. Ладони, это понятно. После таких аплодисментов.
Но что ещё?
Уголки рта. Два часа улыбки - крепатура губ.
Не смеха, не буйства. Улыбки счастья, радости, самозабвенья.
Пина Бауш.
Мазурка Фого.
Когда ещё будет возможность лицезреть нечто подобное, дамы и господа?