История исхода из Египта, безусловно, впечатана в еврейскую коллективную память. Надо помнить, что в каждом поколении человек обязан рассматривать себя, как будто он сам вышел из Египта. Так что, в очередной раз приготовились - и выходим :)
Хотя что такого нового я могу рассказать вам о Песахе? Уже только ленивый не говорит о нем на протяжении многих сотен лет. Но если сказать не смогу, то уж точно покажу новые картинки - я же фотоблогер, если кто забыл :)
Начнем с главного. Сами понимаете, что главная цель любого праздника - пожрать. И у евреев тоже. Самое главное застолье в году - Песах. Именно поэтому основные изображения праздника - семейные группы или просто группы людей за праздничным столом.
Седер Песах (фрагмент), кон.19в. Альфонс Леви
Подготовка к празднику.
И вот тут, я бы сказала, надо отразить очень важный момент - подготовку к празднику.
Перед Песахом принято проводить серьезную уборку и уничтожать квасное... Требования кашерности к Песаху очень серьезные. В наше время некоторые даже ремонт делают к празднику...
Основная уборка и подготовка ложилась и до сих пор ложится на женские плечи.
Мало кто из художников оставил нам свидетельства этого, да и кому интересна будничная работа? Изображения подготовки к празднику я нашла пока только у
Альфонса Леви, который нашел радость и красоту в домашнем труде женщин эльзасской еврейской общины. Такими, наверно, он видел их в детстве и такими показал нам. Изображения относятся к концу 19в.
Обратите внимание, с какой радостью и гордостью эти дамы занимаются хозяйством. Я лично ничего такого не ощущаю во время аналогичной деятельности :)
Уборка перед Песахом.
Кашерно на Песах.
Кушанья к Песаху, как я понимаю, из мацы.
Еще одна гордая хозяйка, готовящая пищу к Песаху. В музее витрина посвящена гусю, птице, которую использовали во многих ипостасях, а не только ели: например, гусиными перьями писали священные тексты.
Гусь - птица дорогая и готовили его только к праздникам, таким как Песах.
Все-таки сели за стол.
Наконец-то хозяйка все сделала и может поучаствовать в празднике. Правда, грустно, что она одна за столом... Песах - самый семейный еврейский праздник.
Седер Песах, кон.19в. Альфонс Леви
Остальные сидят за столом группами. Хотя далеко не все семьями...
Тут очень бы хотелось понять, кто эти люди и почему они так одеты...
Праздничная посуда к Песаху, 19-20вв.
Музей эльзасского наследия и иудаизма в Мармутье (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)
Здесь тоже одни мужчины, хотя одеты более традиционно.
Праздничная посуда к Песаху, 18-20вв.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms) Это явно семья - вопросов нет.
Праздничная посуда к Песаху, 19-20вв.
Музей эльзасского наследия и иудаизма в Мармутье (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)
Так выглядел седер Песах в Эльзасе в конце 19 - нач. 20вв.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)
Так выглядел седер Песах по мнению Музея Диаспоры (старая экспозиция).
"Еврейская семья проводит седер Песах" (19в.) по мотивам работ Moritz Daniel Oppenheim
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi Haus, Worms).
Здесь понятно, почему одни мужчины участвуют - это седер Песах во время Первой мировой войны, это военнослужащие.
Музей Еврейского легиона.
В старые времена да и сегодня многие точно знают, что надо есть в этот праздник.
А для тех, кто не знает Но традиционно изготовляли и изготовляют блюда, на которых написано, что надо есть на седер Песах.
Праздничная посуда к Песаху, 19-20вв. Обратите внимание на надписи на иврите и английском (!). Это может говорить о том, что она сделана позже, чем указанно в музее.
Музей эльзасского наследия и иудаизма в Мармутье (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)
זרוע «зроа» - пропечённый кусок мяса с косточкой - память о пасхальном агнце;
ביצה «бейца» - крутое яйцо, служащее, как полагают, эмблемой праздничной жертвы;
מרור «марор» - горькая зелень, напоминающую горькую жизнь израильтян в Египте;
חרוסת «харосет» - смесь из тёртых яблок, орехов, корицы, и вина. Своим внешним видом он походит на глину, из которой израильтяне изготовляли в Египте кирпичи;
כרפס «карпас» - сельдерей, петрушка, картофель, лук, или другая съедобная огородная зелень;
חזרת «хазерет» - растёртый хрен.
Праздничная посуда к Песаху, 18-20вв.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms).
Праздничная посуда к Песаху, 19-20вв.
Музей эльзасского наследия и иудаизма в Мармутье (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)
Праздничная посуда к Песаху, 19-20вв.
Музей эльзасского наследия и иудаизма в Мармутье (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)
Современное блюдо, магазин Музея Мане-Кац, Хайфа
А на этих тарелках просто написано "Песах" и сами они попроще, видимо хозяева их были небогаты.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)
Эта тарелка в музее подписана как праздничная посуда к Песаху, 18-20вв., но изображены на ней знаки зодиака.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms).
Маца - главный символ праздника.
Так выглядит всем нам привычная упаковка мацы из супера. Маца стоит в современном держателе для мацы, на котором написано: "הא לחמא עניא", что по-арамейски значит "хлеб бедных" или "хлеб печали". Маца - это хлеб печали, который ели наши праотцы в Египте, в рабстве.
Мы привыкли, что маца именно такая, тонкая, жесткая, с большим количеством дырочек...
Одесса, Песах.
- Что это у вас маца такая твёрдая - просто откусить нельзя?
- Всегда вы недовольны! Да если бы эту мацу дали евреям в Египте, они были бы от неё в восторге.
- Конечно, тогда она была ещё свежая! (
отсюда)
Если вы хотите увидеть и попробовать мацу, ровно такую, какую ели наши предки, когда вышли из Египта, то поезжайте в соответствующие сроки в мошав Ярдена, где живут выходцы из Курдистана, в Долине источников.
В Ярдене выпекают
"сбереженную" мацу (маца шмура מצה שמורה) с более строгим стандартом кашерности, называемым на иврите меадрин. Она сильно отличаются от упаковок "сбереженной" мацы, которую продают в супере.
Каждый год перед Песахом выходцы из Курдистана собираются в мошаве, каждая семья во дворе своего дома, и делают сбереженную мацу, выглядящую точно как привычные нам питы или лафа (бездрожжевая лепёшка выпекаемая на печи табун). Хотя я не видела выпечку мацы в Ярдене, но она аналогична выпечке традиционных курдских лепешек, которую нам продемонстрировали
во время экскурсии в этом мошаве.
Начнем со старинного изображения "женщины пекут лепешки". У них разделение труда, одна делает тесто и делит его на куски, другая раскатывает, третья печет на традиционной печи "табун".
Это Малька, вы не поверите, мать девятерых детей. Она пекла для нас лепешки. Она и тесто резала, и катала и на табун складывала...
... помогать взяла одну из своих дочерей, но вы же сами видите, чем занято молодое поколение:) Но потом все-таки дочь тоже взялась за работу.
Продолжу про мацу. Свежая маца из печи тает во рту, сложно такое себе представить, зная современную мацу из супера. Маца, естественно, соответствует всем самым высоким стандартам кашерности для Песаха, так как изготавливается в соответствии с традицией. Мука тщательно просеяна, в нее добавляется чистая вода, тесто замешивается, раскатывается, кладется на горячий табун. Маца готова полностью в течение 18 минут с момента как вода попала на муку, так этого требуют законы кашрута на Песах.
Как я понимаю, в отличие от лепешек, мацу пекут мужчины.
"Это древняя традиция, которую я выучил от отца и деда, которые учились у своих родителей", рассказывает Йоси Менахем из мошава Ярдена,- "мы гордимся, что каждый день мы соблюдаем традицию, одеваем традиционную одежду, поем наши песни и это создает атмосферу праздника".
Мы, конечно же, избалованы изобилием кашерных продуктов к празднику. Но не всегда все было так просто и доступно.
"Еште мацу, произведенную на больших мукомольных заводах Эрец-Исраэль."
Художник Зеэв Рабан, Музей Эрец-Исраэль. Реклама 1925г.
Сразу возникает вопрос: почему именно большие мукомольные заводы надо рекламировать?
Большие мукомольные заводы в Эрец-Исраэль основал, как вы уже догадались, наш барон Ротшильд в 1921г. Без барона просто невозможно было обойтись до определенного момента. Для чего нужны были эти заводы? Для того, чтобы поддержать еврейских крестьян, которые выращивали пшеницу.
Здание, в котором находился завод в Хайфе, было одним из самых больших зданий в Эрец-Исраэль в те времена. Через некоторое время при этом мукомольном заводе появилась пекарня, в которой выпекали мацу. Это предприятие работает до сих пор.
Посмотреть, каким был этот завод в 1928г. , как там пекли мацу промышленным способом и просто посмотреть на Хайфу 90 лет назад (!) можно в небольшом видео "Песах в Хайфе 1928г.". Ровно 2 минуты, а сколько радости:)
Click to view
Выпить 4 бокала
На праздничном столе должно находится и вино - в количестве не меньше 4 бокалов для каждого. И когда речь идет о конкуренции на
рынке еврейского вина, то вино делают не просто кашерным, а кашерным на Песах.
Реклама на идише фирмы Кармель (также принадлежавшая барону Ротшильду) отделений Нью-Йорк и Чикаго, по продаже вина и коньяков кашерных к Песаху. Винодельня в Ришон-Леционе. Конец 19в.
Этот плакат, рекламирующий вино "Кармель Мизрахи" (старое название фирмы), обращен к женщинам. И не просто к женщинам, а непосредственно к домашним хозяйкам. А вот и слоган: "Я решила..! На Песах дай мне только напитки Кармель Мизрахи".
Чтобы вы не сомневались, где дело происходит внизу подписано: "В бакалейной лавке". Дальше разъяснения от производителя: "Каждый канун Песаха перед домашней хозяйкой стоит вопрос - какие напитки украсят собой праздничный стол и какие напитки подавать гостям в течении всего праздника? Ответ праздничный только один - напитки Кармель Мизрахи". И дальше перечисление напитков, которые сейчас и не производятся, имхо:) Большое разнообразие продукции фирмы, и вина, и бренди, и водка и вермут.
Судя по одежде, дело происходит в 60е годы.
И до сих пор, в Израиле продажа алкогольных напитков к Песаху имеет существенное значение как для производителей, так и для продавцов вина.
Кроме еды чем народ за столом занимается? Правильно - читают Агаду.
Агада стала появляться как самостоятельная книга в конце 13 века. С тех пор это один из самых иллюстрированных еврейских текстов. Самых древних книг немного и их можно увидеть в музеях. В наше время принято выпускать агаду каждый год и иногда это старинные книги, изданные современными факсимильным способами.
"Агада Сасон", Музей Израиля (Иерусалим).
Испания или Южная Франция
Около 1320г.
Рукопись, чернила, темпера, золото на пергаменте.
Куплено государством Израиль с помощью жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным, Лондон.
Эта агада - редкое свидетельство культурного богатства евреев Испании до изгнания.
Рисунки иллюстрируют саму агаду, традиции праздника. В них есть юмор-чтобы проиллюстрировать "марор" (собирательное название горькой зелени, которую едят на Песах) муж показывает на жену.
В книге есть изображения животных и гротескных фантастических гибридов.
"Агада Эрны Михаэль", Юго-Западная Германия, около 1400г., написано коричневыми и красными чернилами, рисунки темпера, листочки серебра и золота. Шрифт ашкеназийский, квадратный. Музей Израиля (Иерусалим).
Подарок Якова Михаэли (Нью-Йорк), памяти его жены Эрны Зондхаймер Михаэли.
Обратите внимание, евреи одеты в "еврейские шапки" не желтого цвета, у изображений есть лица, в основном, они прорисованны.
Эта Агада по ашкеназийской традиции начинается с правил Песаха, а также включает многочисленные толкования текста. Очень много иллюстраций: иллюстрации текста Агады, изображения животных, фантастических существ и архитектурные элементы.
Рисунок изображает семью, сидящую за столом во время седера, тексты связаны с праздником Песах предназначены повлиять на читателя, и на того, кто не умеет читать, т.е. на детей, которые тоже должны участвовать в седере.
Чтение агады, рассказывающей историю евреев, вышедших из Египта в сопровождении иллюстраций, на которых изображены люди в одежде этого времени пробуждает в читающем отождествление и он может почувствовать, как будто он сам выходит из Египта.
"Агада-Йегуда", Южная Франкония, Германия, 1470-1480гг., написано коричнево-красными чернилами, рисунки темпера, листочки серебра и золота. Подарок Рахель Этель Йегуда, отсюда и название. Музей Израиля (Иерусалим).
Все поля Агады заполнены рисунками, рассказывающими о порядке празднования и традиции Песаха; о выходе из Египта, о жизни Моше, и др.
Сидур (молитвенник) ребе из Рожина (Украина).
Восточная Европа.
Вторая половина 15 века.
Рукопись, чернила коричневые, красные и зеленые, темпера, листки золота и серебра на пергаменте. Музей Израиля (Иерусалим).
Молитвенник содержит все молитвы будних дней, суббот и праздников. Агада иллюстрирована изображениями седера и сценами из Танаха, такими как переход через Красное море.
Агада, Гамбург, Германия, 1729г.
Переписчик и иллюстратор Яков Софер Бен Йегуда Лейб из Берлина.
Рукописная, чернила, акварель, гуашь на пергаменте.
Одолжено у Гидона Баума, кибуц Аелет Ашахар.
Агада, Гамбург, Германия, 1768г.
Переписчик и иллюстратор Хаим бен Моше Глюкштат.
Рукопись, чернила, темпера на пергаменте. Музей Израиля (Иерусалим).
Подарок Якова Михаэли (Нью-Йорк), памяти его жены Эрны Зондхаймер Михаэли.
Сверху надпись "Агада". Изображена подготовка к Песаху.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)
Время и источник неизвестны.
Сборник Агадот Песах, дорогое издание 1928г., факсимильное издание, стоит ок. 3000 долларов.
Дальше две иллюстрации из Дармштадской Агады (
Darmstädter Haggadah), изданной в 1430г. Эти иллюстрации совсем не похожи на традиционные иллюстрации к такого рода изданиям, поэтому и показываю.
Я нашла несколько объяснений этого. Первый вариант: эти изображения не связаны с текстом и предназначены исключительно для эстетических целей. Второй вариант: это сцены из райской жизни. Третий вариант: богатый заказчик Агады был так увлечен христианскими иллюстрациями к разным книгам, что и себе такое захотел и может быть заказал у иллюстратора - не еврея.
"Молодежный фонтан"
"Охота на оленей"
О чем рассказывает Агада? Об Исходе из Египта
Моше понял, какие проблемы свалились на его голову и какая серьезная задача перед ним стоит, сумеет ли выполнить? но делать-то нечего...
"Моше", Филип Ратнер.
Слева Моше и евреи переходят через море, справа Моше поднимает руку и египтяне тонут.
"Переход евреев через Красное море", синагога Dura-Europos в Сирии, 3в.н.э.
Подробнее об это необычной синагоге.
Синагога Дура-Европос знаменита своими хорошо сохранившимися фресками, которые свидетельствуют о том, что запрет на изображения людей в III веке соблюдался не всеми еврейскими общинами.
"Исход из Египта", "Облачный столб", 2001, Элла Биншток, Беэр-Шева
Наш народ он же жестковыйный, убедить его в чем-то, или в колонну построить, чтобы куда-то идти в одном направлении крайне сложно. Нам то тельца подавай золотого, то то просто чужих богов. А уж какие претензии у его отдаленных потомков - нас из-за того, что 40 лет ходили и нашли единственное место без нефти...
"Исход из Египта", 1978-1980гг, Моше Розенталис, Музей Диаспоры, старая экспозиция.
Скатерть "Исход из Египта", 80е годы 20в.
Еще один обычай праздника: "Хад-Гадья" (הד גדיא «Один козленок») - песенка написанная на арамейском языке, распеваемая в конце Песахального седера в первый и второй вечер Песаха.
"Хад Гадья", автор Зеэв Рабан, терракота, дерево, серебро, алюминий. Музей Израиля.
"Хад-Гадья" всегда была очень популярна в народе и художники старались увековечить ее образы.
А вот в Эльзаской еврейской общине были свои обычаи:
Песхальные яйца бабушка раздает внукам.
В этой общине также существовала праздничная одежда для праздника Песах у мужчин. Время не указано. У них же существовала
специальная одежда к Судному дню.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)
Всем благополучного выхода из Египта и веселого праздника!
Работы Альфонса Леви
из
Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller) и
Музея эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier) Инфа:
http://www.zionistarchives.org.il/Pages/GrandMills.aspx#!prettyPhotohttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%90_%D7%9C%D7%97%D7%9E%D7%90_%D7%A2%D7%A0%D7%99%D7%90http://cja.huji.ac.il/browser.php?mode=set&id=160