Вуду, Ламедвавники и «Последний из праведников»

Aug 18, 2016 08:57



Дамы и господа!
Провидение ведёт нас дорожками и закоулками, не различимыми прежде всего для самих идущих.
Как переплетаются в единый клубок давняя выставка книг, один из самых экзотических джазовых концертов, вопрос в комментариях, собственное любопытство и потрясающая книга в финале?
Что общего между праведниками-ламедвавниками и культом Вуду?
Давйте совместными усилиями распутаем этот узел, потянув за невидимую нить, торчащую из клубка.

Три с половиной года назад я побывал на Иерусалимской книжной ярмарке и написал:
Что может быть прекрасней, чем рассматривать книги в диапазоне от гигантских фолиантов до крохотных и изящных кокеток, прячущихся в ладони, вдыхать их аромат, гладить корешки, нервно поглядывать на часы и опять, забыв обо всём, поглаживать их шершавые обложки и гладкие страницы.
Эротика, дамы и господа. И весьма изысканная.




В тот день в программе была обьявлена встреча с интригующим названием "Ламедвавники: приглашение к дискуссии". Каюсь, слова этого тогда не знал.

На последнем зимнем джазовом фестивале в Эйлате попал на концерт с пугающе-интригующим названием "Вуду-Джаз" и написал:
Честно говоря, представление это собирался пропустить. Где "вуду", а где "джаз"? Надо радоваться жизни, а не пугаться зловредных зомби и исколотых кукол. Но провидение рассказами очевидцев, побывавших на первом концерте, уничтожило остатки осторожного снобизма и вынудило совершить джазовое путешествие с "вуду-саксофонистом" Жаком Шварц-Бартом.




Изучая родословную "Братца Якова" я наткнулся на корни!!!
Отец - французский писатель Андре́ Шварц-Барт родился в семье польских евреев, переехавших во Францию в 1924 году. Разговорным языком в семье был идиш. В 1942 году родные Шварц-Барта были депортированы в Аушвиц и погибли там. Андре́ примкнул к Сопротивлению, был арестован немцами, бежал, ушёл в партизаны, воевал до конца войны. После войны работал слесарем, в 1948 году сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил в Сорбонну. В 1950 году начал писать.
Главным произведением Шварц-Барта стал роман-хроника о жизни еврейской семьи с XII в. до Холокоста «Последний из праведников» (1959).

Писал я о джазе, и мимолётного погружения в прошлое героя было бы достаточно. Но в комментариях поинтересовались, переведена ли книга на русский. Нашёл перевод.
Далее провидение задействовало "собственное любопытство". Найдя книгу, не удержался и прочёл несколько предложений.
Оторваться уже не смог и понял, почему Эли Визель назвал её «непревзойденной книгой».
Трудно коснуться темы Катастрофы и не переступить некую черту, обращающую литературу в публицистику. Андре Шварц-Барту удалось написать удивительной силы и точности книгу. И я предлагаю вам её прочитать. Вряд ли сегодня можно найти бумажное издание,
но вот одна из ссылок.





Не буду размениваться на цитаты. Литературу такого уровня нужно читать, а не просматривать.
Только один фрагмент.
"Чтобы понять, как это произошло, нужно познакомиться с древней еврейской легендой о Ламедвавниках, которую некоторые ученые талмудисты относят к началу еврейского летоисчисления, к покрытым тайной временам пророка Исайи. С тех пор утекли реки крови, и столбы дыма унеслись к небесам. Но через бездны и пропасти легенда дошла до наших дней. Согласно этой легенде, мир зиждется на тридцати шести Праведниках-Ламедвавниках. Ничто не отличает их от простых смертных. Им часто и самим неведомо, что они Праведники. Но не будь хотя бы одного из них в каждом поколении, горе людское убило бы даже души младенцев и люди захлебнулись бы в вопле отчаяния. Ибо Ламедвавники - сердце человечества, и в них, как в огромное хранилище, стекаются наши страдания. Тысячи народных сказаний повествуют о Ламедвавниках, их существование признается повсюду. В одном из старейших текстов Аггады говорится, что самые несчастные из Ламедвавников как раз те, кто сами не знают, что они Праведники. Перед ними мир предстает нестерпимым адом. В VII веке андалузские евреи почитали скалу в форме слезы, так как считали ее окаменевшей от мук душой одного из неузнанных Ламедвавников. Другие Ламедвавники будто бы превратились в собак, наподобие Гекубы, которая выла над своими умершими сыновьями. «Когда неузнанный Праведник уходит на небо, - говорится в хасидском предании, - его душа так холодна, что Богу приходится тысячу лет отогревать ее в своих руках, прежде чем она раскроется для рая. А иные души остаются безутешными навеки, и даже самому Господу Богу не удается избавить их от человеческих страданий. И тогда Создатель, благословенно имя Его, приближает на одну минуту час Страшного Суда".

Это Литература, а вот сухая справка из Википедии:
"Ламедвовник, ламедвавник (идиш от ивр. ל"ו צדיקים‎ - «ламед-вав цадиким» (36 праведников)) - в еврейской мистической традиции тайный праведник (цадик), один из 36, присутствующих на Земле в каждый момент. Название происходит от записи числа 36 в гематрии: 36 записывается буквами ламед и вав. Согласно традиции, только их наличие духовно оправдывает перед Богом существование нашего мира, их всегда 36, и если бы их стало хотя бы на одного меньше, грехи остального человечества перевесили бы и привели бы наш мир к концу.
Идея, что существование определенного числа праведников может защитить от Божьего гнева место, где они живут, появляется впервые в рассказе о гибели Содома и Гоморры. Перед тем, как города были уничтожены, Авраам получил обещание Господа, что города будут пощажены, если в них найдутся десять праведников, но столько праведников не нашлось. В книге притчей Соломоновых (10:25) сказано: «Праведник - основа мира». В разных контекстах в Талмуде встречается упоминание 30 или 45 праведников."

Вернёмся к моему давнему рассказу о встрече на Иерусалимской книжной ярмарке.
Оппонентом Людмилы Улицкой в том диалоге была Елена Костюкович, блистательная переводчица Умберто Эко.





Я бы даже сказал "квадрологе", ибо к ним присоединились Михаил Гринберг - организатор издательства «Гешарим»-«Мосты», занимающегося выпуском литературы по иудаике, и Менахем Яглом - книжник, философ и мистик.

Трактовки участников встречи не всегда совпадают с мыслями Шварц-Барта, да и моими собственными представлениями, но истории, расказанные тогда, так удивительны и важны, что здесь место и время их вспомнить.
Откуда взялось число 36? Источник - талмудическая притча, где сказано "Счастливы все, ожидающие ЕГО". А "его" на иврите - "לו", то есть "ламед-вав".
Окончательно версия о количестве и скрытости праведников сформировалась только в 18-ом веке. На сегодняшний день по сему поводу существует консенсус. И это не обязательно евреи. Речь идёт о праведниках народов мира.
Множество рассказов о людях, могущих претендовать на такое звание, хранят как старые легенды и притчи, так и современная история.

Например, тюремщик со старинного рынка (еврей, но одетый как римлянин, что само по себе являлось большим грехом). Страшен и грозен он (но втайне защищает осуждённых от нападок, а после вынесения приговора спешит к мудрецам, чтобы те успели попросить власти о милосердии). А ведь хуже тюремщика в те времена мог быть только сборщик налогов. Классическая парадигма скрытого праведника.

А вот прототип Даниеля Штайна, героя романа Улицкой, Оскар Руфайзен, работая переводчиком в гестапо, услышал телефонный разговор о готовящемся на следующий день уничтожении евреев в гетто. Офицер-гестаповец обернулся к нему и произнёс: " Вы понимаете, что являетесь единственным, кто это слышал?" И, тем не менее, Оскар тайно передал информацию, и множество евреев было спасено.

Или история Михаила Гринберга о восстановлении еврейского кладбища.




Он получил сообщение, что в местечке Меджибож на старом еврейском кладбище, где похоронен основатель хасидизма раби Исраэль Баал-Шем-Тов, разрушают еврейские святыни. Директор местного музея уже выкопал и перенес на территорию музея около пятидесяти надгробных плит. Но разговор с директором привёл Михаила в смятение. Выяснилось, что еврейское кладбище оказалось заброшено: калитка сорвана, ступени сломаны, каменная стена частью разрушилась, частью разобрана соседями на хозяйственные постройки. Остатки могил беспорядочно заросли деревьями, кустарником и высокой травой. Великолепные надгробные плиты с торжественными резными надписями и рельефами вросли в землю, покосились или вовсе повалились. Часть камней местные жители растащили и использовали на фундаменты домов. Многие надгробия просто расколоты - из них тут же, прямо на кладбище, соорудили скамейки и мангалы для шашлыков. Здесь, на еврейском кладбище, летними вечерами развлекались местные пьяницы и наркоманы. И тогда директор музея решил сохранить еврейские памятники, уничтожаемые местным населением, до лучших времён. Он даже составил карту всех захоронений. Для этого ему пришлось вооружиться иврит-русским словарём, чтобы прочесть надписи на камнях, а заодно и подучить историю хасидизма. За эту работу он взялся, уяснив, что ни одна еврейская организация, общественная группа или отдельные евреи не желают приложить усилий в этом направлении.
Вот так православный человек Мирослав Васильевич Пинчак совершил праведное деяние, внешне смахивавшее на вандализм. Кто знает, не был ли он одним из 36-ти.

Менахем дополнил: В одном местечке недалеко от Меджибожа жил богатей, негодяй, не подававший милостыни и гнавший бедняков со своего порога. Он умер, ненавидимый всеми, и местные жители отказались хоронить его на еврейском кладбище. Прослышав об этом, Баал-Шем-Тов примчался в великом гневе и велел похоронить мерзавца на самом почётном месте. Ничего не понимающие жители местечка побоялись ослушаться. А на следующий день все стенали и плакали, ибо бедняки городка (то-есть пракически всё население) не получили еженедельного пожертвования, позволявшего им существовать многие годы. Оказалось, что этот скопидом и негодяй содержал бедняков окрестных местечек, в тайне от всех тратя на это своё имущество и не желая славы, а сам умер в нищете.
И таким историям несть числа.
Улицкая: В христианской традиции существует чёткая демаркационная линия между понятиями святости и праведности. Святой получает некую благодать от Господа, то-есть находится вне законов логики этого мира. А, значит, ему дано совершать то, что обычные люди совершать не могут. Праведник же - человек, такой как мы. У него нет особого дара свыше. Он просто праведно себя ведёт, что в условиях нашего мира чрезвычайно сложно.
Костюкович: Праведность в католицизме - это безвозмездный дар, приобретённый Иисусом на Голгофе через Божью благодать. Таким образом, праведность - это природа божья, уже воплощённая в человеке.

Менахем: Святых, в христианском понимании, в иудаизме не существует.Само это слово подразумевает человека, соблюдающего все законы иудаизма. На протяжении еврейской истории святыми называли великих мудрецов, но это не делает их таковыми в христианском понимании. Праведник же - человек, поднявшийся над всеми условностями этого мира и достигший совершенного единения со своим творцом. Это, безусловно, присуще ламедвавникам, но в скрытом виде. Они могут представляться скрягами, кровопийцами, шутами (карнавальная составляющая), но при этом соответствовать высочайшим моральным критериям, что проявится только после их смерти.

Людмила Евгеньевна провела параллель с юродивыми в христианской традиции, но Менахем не вполне согласился. Ведь юродивый существует вне общества, а скрытый праведник - вполне социальный объект. Он живёт в нашем мире. Просто занимает не своё, а чужое место, а его истинное назначение никому не известно.

Отойдя от религиозной трактовки, Улицкая с грустью отметила огромный дефицит глубоко нравственных и праведно ведущих себя людей в современном обществе.
"Таких людей очень немного, но они видны. Сколько их? 36 или 36 тысяч? Я не знаю.В условиях сегодняшнего московского дня эти люди особенно видны, когда к ним присматриваешься, радуют безмерно своим поведением, благородством, скромностью, деликатностью. И то, что когда-то не казалось выдающимся и столь привлекательным, сегодня приобретает огромное значение. Я по ним скучаю. Этого не хватает в нашей сегодняшней жизни."

Менахем Яглом: " Мир, в котором мы живём, безумно сложен. Мы не можем нуждаться в 36-ти праведниках, так как они скрыты, а человеку не нужно то, чего он не видит и не знает. А вот люди высокой нравственности (святые в бытовом смысле) совершенно необходимы. Без них не может существовать общество. Если нет идеала, то и стремиться не к чему. "

И, наконец, "детективная" история из жизни Елены Костюкович:




"Однажды я поднялась на чердак своего дома в Милане и за спинкой старого дивана заметила раковину, к которой подведена вода. Для нежилых чердаков в Италии это абсолютно нетипично. Домоуправ ответил, что это осталось от евреев, прятавшихся там во время войны. А дело в том, что Италия, будучи оплотом католицизма, странным образом не знала бытового антисемитизма. Когда немецкая армия вошла в Италию, и пришлось составлять списки, итальянцы начали спасать евреев, пряча, переписывая документы, фиктивно крестя. Из 100 000 евреев, проживавших в Италии, спасти не удалось 6 000. И по сегодняшний день итальянцы оплакивают погибших. Каждый январь в день памяти катастрофы от 21-го перрона центрального вокзала Милана выходит поезд, набитый школьниками, и следует по тому страшному маршруту. Сильнодействующее средство."

А распутать клубок таинственной чердачной истории Елена так и не смогла. Единственное, что удалось выяснить - на чердаке прятали трёх евреев - супружескую пару и ребёнка. Некая старуха таскала им еду и выносила горшки. Полтора года. Ежедневно. Потом вошла армия союзников, евреи уехали, старуха позже умерла, и не осталось никаких следов. Даже в архивах.
Праведница, не известная никому!

Но кто сумеет ответить на вопрос, не дающий покоя многим?
Как же всё таки распознать скрытого праведника?
При жизни это невозможно. Если же он сам раскроется, то, согласно авторитетным трактовкам, либо умрёт, либо останется в живых, но перестанет быть одним из 36-ти.
Невозможность ответа передаёт шутливая история, рассказанная Менахемом. В беседе с одним из признанных хасидских адморов и кабалистов Яглом задал этот вопрос. Собеседник задумался и сказал: " Ну, если у человека в доме есть телевизор или он держит собаку ( то и другое считается ужасным в ультраортодоксальной среде), тогда он, наверное, не скрытый праведник. А если нет, то запросто может оказаться."




А кому дано его опознать?
Вряд ли раввинам (праведность одних учителей частенько оспаривается другими). Раби Нахман из Браслава говорил, что когда сатане надоело заниматься делами этого мира, он поручил это раввинам - у них получается лучше.
Да и сам ламедвавник может до необходимого момента не знать, что он скрытый праведник.
Как говаривал сапёр Водичка из гениального "Швейка": "Бывает такой мадьяр, что и не виноват, что он мадьяр."

Но хотя бы после смерти?!             
А зачем? Может быть не всегда стоит получать точные ответы на такого рода вопросы.
Ведь в идее образа скрытого праведника есть одна очень важная моральная составляющая.
ПРАВЕДНИКОМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ КАЖДЫЙ!
Мы не можем судить о людях по внешности, по их поверхностным проявлениям в этом мире.
Поэтому, к каждому человеку следует априори относиться так, будто он и есть один из тридцати шести.
И в этом, возможно, заключена самая главная мысль предания о ламедвавниках!

Завершить рассказ хочу словами переводчицы книги Андре Шварц-Барта «Последний из праведников» Софьи Тартаковской.
Эта книга о человеческой трагедии - поэтому она адресована всем людям.
Эта книга о трагедии евреев - поэтому она адресована всем евреям.
Эта книга о личных судьбах - поэтому она адресована каждому человеку.
Эта книга адресована мне.

Найдите в себе силы прочитать эту книгу, дамы и господа.

фоторепортаж, культура, история, персона

Previous post Next post
Up