Дамы и господа!
Завершён первый сезон цикла "Открытая Лекция" в Израиле.
Как я писал ранее, ссылаясь на "Крёстного отца" дона Корлеоне, нам было сделано "предложение, от которого нельзя отказаться". Даже не предложение, а предложения! Некоторые эту счастливую возможность не упустили.
Диапазон представленных личностей и мнений впечатляет.
Волшебника- мультипликатора Юрия Норштейна, сменила
лауреат Нобелевки несгибаемая правдоискательница писательница Светлана Алексиевич, всемирно любимую актрису Чулпан Хаматову -
"воин-микробиолог" и борец с религиозным мракобесием Александр Невзоров, одного из
самых интересных и сложных российских кинорежиссёров Александра Сокурова директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Разные люди, позиции, стили... Но все - личности.
Мне было не только интересно побывать на встречах, но и писать о них. Своебразный вызов. Взялся - соответствуй.
Михаил Борисович Пиотровский. Интернет переполнен деталями, фактами и вымыслами, подробностями родословной и делами, делами, делами...
Лекций было две. На первой с провокационно-точным названием "Мой Эрмитаж" побывать не удалось.
Поговорим о второй встрече. "Эрмитаж как сенсация".
Сочетание слова "сенсация" с названием серьёзного музея вызывает смутные предвкушения бродячих мумий.
Для Пиотровского сенсации - это необычные события, привлекающие внимание общества к жизни музея.
В небольшом конспекте попытаюсь передать суть рассказанного.
Существуют два музейных стереотипа:
1) хранилище пыльных и старых вещей, куда, максимум, можно заманить гостей;
2) место, где музейщики прячут таинственные сокровища.
Оба представления ущербны.
Вокруг музея существует множество людей и учреждений, желающих его контролировать, а музейщики добиваются самоуправления. Для этого необходимо понимать язык общества. Средств массовой информации.
На мультимедийном языке события заменены новостями. А новости предпочтительны сенсационные.
Поэтому музейные события нужно превращать в хорошие сенсации.
В этом одна из основных задач директора и его команды.
Сенсация спецоперации.
Год назад в Эрмитаже была показана мраморная статуя речного бога Илиссоса из Парфенона, постоянно хранящаяся в Британском музее. Событие практически невозможное, так как греки требуют от Британии возврата парфенонской коллекции. Самое удивительное, что все попечители Британского музея единогласно проголосовали за разрешение на вывоз. Опасаясь греческих санкций, скульптуру везли тайно в объезд Европы и выставили в Эрмитаже в год его 250-летия.
Спецоперация показала возможность культурного сотрудничества музеев без вмешательства правительств и профессиональных дипломатов.
Сенсация выживания.
В постсоветские времена в в Эрмитаже всё начало распадаться. Громадный музей, переживший и царское, и советское время вызывал у многих раздражение. Но несмотря на тяжёлую ситуацию на грани обнищания, удалось справиться с угрозой приватизации, продажи экспонатов за границу, бедностью, властью денег, диктатом толпы.
Сенсация создания.
Само создание Екатериной Эрмитажа, часто сопровождаемое скандалами. Перекупка коллекций вызывала повсеместный ужас у европейцев.
"Лучшие сокровища Европы уезжают к российским варварам!"
Сенсация распродажи.
Послереволюционная распродажа коллекций Эрмитажа Российским правительством. Политические и экономические соображения одержали верх над культурными.
Из музея ничего нельзя продавать. Опасная цепочка. После трудно остановиться.
Военная сенсация.
Сам военный подвиг Эрмитажа. Эвакуация основной коллекции. Сохранение зданий и оставшихся экспонатов. Послевоенное восстановление. Как выживал пустой заколоченный музей и люди в нём и вокруг него.
Красивая сага о том, что культура находится выше политики и даже выше войны.
Сенсация Большого Эрмитажа.
В универсальном музее должно быть всё для любого социального, возрастного, образовательного уровня. Каждый получает своё, но доступность создаёт проблему.
Музей находится где-то посредине между Храмом и Диснейлендом. С одной стороны всё должно быть увлекательно и интересно.
С другой, в музее хранятся настоящие объекты искусства со своей энергией, в отличие от навязанной нам лживой мультимедийности.
Создавая "штаб-квартиры" Эрмитажа в разных городах мира, мы пытаемся двигаться от Диснейленда к Храму искусства.
Сенсация современности.
Два года назад в исторических залах Зимнего дворца мы провели серьёзную выставку современного искусства. Многие требовали её запретить.
С одной стороны, российские консерваторы кричали об "оскорблении чувств верующих". Всё закрыть, всех уволить.
С другой, из Европы отказывались везти современное искусство в "эту проклятую страну", требовали бойкотировать. Но нам удалось договориться, и выставка оказалалась великолепной.
Произведения искусства выше скандала.
Сенсация "Питерской зимы".
Эрмитаж приносит городу примерно 2 миллиона долларов. Но туристы в основном приезжают летом.
Мы придумали проект, в противоположность "Белым ночам" названный "Белые дни". Зимний город необыкновенно красив. Главная проблема в том, что в отличие от белых ночей снег гарантировать нельзя.
Сенсация "исчезновения".
Армянский складень 12-го века. В него была вставлена деревянная плита с мощами армянских святых. После революции произошла "странная" вещь. Мощи были вынуты и куда-то засунуты. Про них просто забыли, но когда "пришло время" вспомнили, нашли и торжественно передали вместе с копией складня армянской церкви.
Если бы мощи не "исчезли", то, скорее всего, были бы просто уничтожены.
Сенсация Фаберже.
В Эрмитаже есть несколько комнат памяти Фаберже, но самих яиц нет. Когда Фаберже их создавал, они не считались произведениями искусства и продавались за границу. В коллекции - единственное и самое дорогое яйцо, сделанное по заказу семьи Ротшильдов. Оно было выкуплено и подарено Эрмитажу к 250-летию. Интересный факт, во время войны ювелирная фирма Фаберже делала снаряды, патроны, зажигалки и медицинское оборудование.
Сенсация Пальмиры.
Вспомните, что произошло в Пальмире. Один из главных примеров варварства Исламского государства - сознательное уничтожение памятников культуры. Память - главное отличие человека от животного. Её хранят музеи. Поэтому они оказались на первой линии огня фанатиков.
Хватит плакать. У культуры есть свои права, и для их защиты допустимо применение силы.
Сенсация разнообразия.
У музея есть роскошный вебсайт. Его совершенствуют, и скоро он станет лучшим музейным сайтом мира. Созданы 250 серий фильмов об Эрмитаже. Написана немного хулиганская книга "Для музеев нет табу".
Музеи сами должны решать, что показывать.
Создан прекрасный отдел современного искусства. У нас в коллекции "главные" шедевры 20-го века.
"Танец" Матисса, "Композиция #6" Кандинского, "Чёрный квадрат" Малевича, "Красный вагон" Кабакова...
В нашем музее есть и "чёрные квадраты", и Леонардо. Разнообразие точек зрения.
Так и должно быть!
Михаил Борисович Пиотровский дал слушателям ровно то, что было заявлено.
АКАДЕМИЧЕСКУЮ ЛЕКЦИЮ.
Впервые название цикла в точности соответствовало жанровым рамкам встречи.
Не было вызовов, провокаций, актёрства, колдовского очарования и взрывоопасных фактов.
Был рассказ со слайдами. И вопросы в конце.
Приведу только один.
- Чем может гордиться современная Россия?
- Каждая страна должна гордиться своей историей. Любыми страницами, и чёрными, и белыми.
- А из настоящего?
- Эрмитаж, Мариинка, русская армия. Она, как оказалось, не развалена, а существует. В диапазоне от Эрмитажа до армии каждый волен выбирать, чем гордиться.
С ответами можно (и нужно) спорить. Полагаю, в истории любой страны есть страницы, гордиться которыми не стоит.
Но не следует забывать, что перед нами выступал не только лектор, учёный, историк-востоковед, член Президиума РАН.
Михаил Борисович Пиотровский несёт полную и колоссальную ответственность за нормальное функционирование и процветание одного из крупнейших музеев мира.
Всегда, в любых условиях, независимо от культурных предпочтений власти и толпы и экономических подъёмов и спадов.
Итог? Очень захотелось в Эрмитаж, дамы и господа.