Черешня и вино Хевронского нагорья: хозяйство "Сде Калев"

Jun 03, 2015 07:36


На прошлой неделе состоялась замечательная пятничная программа, которую устроила ассоциация "Место встречи": "Черешня в Иудее". Мы с дочкой съездили на эту экскурсию, получили несказанное удовольствие! И первым местом, которое мы посетили, было хозяйство "Сде Калев".



Хозяйство находится на юге Хевронского нагорья, у этих мест богатая история, и наш гид Ицхак Фишелевич начинает рассказывать нам об этих местах, едва отъехав от Иерусалима в сторону Хеврона.



Вот на горке проживает "угнетенное нацменьшинство"...



Эти благодатные земли входят в надел колена Иеуды (помните про двенадцать сыновей Яакова, который он благословил, и каждый из сыновей получил часть территории Земли Израиля в надел). Про Иеуду и его земли сказано в Торе, в книге Берейшит, в главе "Ваехи": "Привязывает к виноградной лозе своего осла, к ветви - сына ослицы своей; моет в вине свое одеяние и в крови виноградной свое облачение. Красен глазами от вина и бел зубами от молока". То есть на этой земле прекрасно будет расти виноград, его будет столько, что к каждой лозе можно будет привязать осла. И вина будет - залиться, белье в вине можно будет стирать!

И действительно в течение многих столетий на этих землях люди возделывают виноградники, здесь самый лучший терруар для выращивания винограда, со средиземноморским типом почвы Терра Роса. Места эти расположены на высоте около 1000 м над уровнем моря, зимой здесь холодно и снежно, летом сухо и жарко.



Хозяйство "Сде Калев" находится в двух километрах от Кирьят Арбы, и совсем рядом с арабской деревней Бани Наим. Принадлежит хозяйство семье Ливни. Ее глава Менахем Ливни - человек с уникальной биографией. Он родился в 1950 году, учился в Технионе. В Армии обороны Израиля был подрывником, и в начале восьмидесятых встал во главе подпольной еврейской организации. Просто фильм "Эксодус" - да и только! (фото с сайта винодельни)



Израиль сотрясали теракты - и вдруг среди арабов тоже стали происходить тут и там взрывы. Например, в один прекрасный день подорвались машины мэров трех арабских городов... Всем стало понятно, что есть некая организация, отвечающая террором на террор. Разведка искала эту организацию несколько лет. Получался абсурд: бомбы взрываются - а кто их подкладывает, неизвестно. Какой-то знатный подрывник, знает свое дело! Но через несколько лет Ливни нашел Шабак, ему присудили пожизненное заключение. А через пять лет он вышел на свободу по амнистии и возглавил технологическую теплицу в Кирьят Арбе.

Земля под виноградники и черешню была куплена давно, аж в 1936 году, и сразу записана в табу как "еврейская земля". В 1981 году Менахем Ливни разбил на ней виноградники и сады: 22 дунама под виноград и 8 дунамов под черешню. Работают в хозяйстве только евреи, нет ни арабов, ни тайландцев.



Но соседи-арабы из деревни Бани Наим не могут смотреть спокойно, как трудится Менахем. Как-то в его черешневый сад была подложена бомба: Менахем обнаружил ее по звонку сотового телефона, который не принадлежал ни ему, ни кому-либо из работников. Срочно вызвав охрану, они обезвредили взрывчатку. А вот в другой раз обезвредить бомбу вовремя не удалось, и серьезно пострадали трое работников "Сде Калева". Прошло время, и изобретательные деревенские граждане присоединились к водопроводной трубе, проведенной в сады Ливни. Хозяин узнал об этом только тогда, когда стал получать астрономические счета за воду...

Поначалу Ливни продавал свой виноград в винодельню Тишби, которая находится в Зихрон Яакове. "Хорошее вино начинается с корней", - говорит Менахем. Когда из-за его винограда начался спор между винзаводами Кармель, Тишби и Реканати - кому уйдет виноград? - Менахем понял, что его продукция высокого уровня. Так почему бы не попробовать делать свое вино?

В первое время Ливни пользовался оборудованием одной из виноделен в Кирьят Арба, но с годами организовал свое дело: винодельню "Livni Winery" - "Винодельню Ливни".



Сейчас его винодельня производит около 10 000 бутылок вина в год. В винограднике вызревают винные сорта: каберне совиньон, пино нуар и шираз. Виноград растет по соседству с черешневыми деревьями, и Менахем утверждает, что соседство это идет во благо винограду: он приобретает изумительный ягодный яромат.

Идем по винограднику. Виноград только начинает созревать, ягоды совсем крошечные





Какое именно вино предлагает Менахем Ливни, я покажу в продолжении рассказа, а сейчас мы выходим идем к черешневому саду - туда, куда указывает нам Ицхак Фишелевич:



Черешневые деревья укутаны специальной сеткой для того, чтобы ягоды не клевали птицы



через сетку видна великолепная черешня - она здесь растет семи сортов. К нашему приезду были готовы два сорта, их мы и собирали.



Рядом с входом в сад - небольшой навес, где все готово к приему гостей.



А вот и сам хозяин! Он предлагает нам взять пластиковые коробочки, в которые мы будем собирать ягоду, и подробно рассказывает о том, как надо снимать черешню.



Отдельное внимание посвящено вопросу седьмого года: сейчас идет год шмиты, когда в Израиле не занимаются сельскохозяйственными работами, и не получают деньги за то, что созревает на полях. Урожай Ливни во время шмиты - это оцар бейт дин



Плоды седьмого года (шмиты) обладают святостью, их нельзя выкидывать, относиться к ним небрежно. Менахем подробно все рассказывает: не бросать ягоды на землю, не срывать лишнее, не срывать незрелое, потому что оно не вкусно, захочешь выкинуть - а в шмиту нельзя...



Вместе с Менахемом в саду нас встречают его дети: сын и дочь. Вообще-то у него то ли восемь, то ли десять детей, но большинство уже обзавелись своими семьями. Перед прибытием в сад Ицхак Фишелевич рассказал нам, что жена Менахема, Ципора Ливни, умерла две недели назад после продолжительной болезни, и сейчас приезды к нему особенно важны, чтобы поддержать его в непростой период. Если бы Ицхак нам это не рассказал - в жизни бы не подумали, что этот человек две недели как похоронил жену, а его дети - маму. Так приветливо они нас встречали, общались с нами, помогали собирать ягоды...

Хочу показать здесь замечательную фотографию Ципоры Ливни (нашла ее в сети) - "не той Ципи Ливни, о которой вы все подумали", как сказал нам Ицхак Фишелевич, а настоящей Ципоры Ливни, которая вместе с Менахемом Ливни была среди первых жителей, пионеров поселений. Боролась за право евреев молиться в Меарат аМахпела в Хевроне, и много сделала для жителей этих мест.

Вот молоденькая Ципи, проходившая альтернативную службу (Шерут Леуми), приехала в Кирьят Арбу, где еще нет улиц, домов и зелени - но все это будет создано руками таких людей как Ципи и Менахем.



Ципи стояла плечом к плечу рядом с мужем во всех делах "Сде Калева", причем первые годы, когда поднимался сад, пришлись на тяжелое время: Менахем находился в заключении. А это как раз те годы, когда хозяева сада тяжело работают, но не получают еще никакой прибыли: ведь плодами первых трех лет любого дерева пользоваться запрещено, да и в четвертый год не все просто с плодами. Ну и вообще - в любом саду сначала надо тяжело работать довольно долго, пока он начинает давать какую-то прибыль...

Ципоре Ливни было 63 года, но она прожила большую жизнь. Благословенна ее память.

* * *

После инструктажа Менахема мы разделяемся на две группы и проходим в черешневые ряды



сколько ягод!



Сразу хочется начинать срывать все и пробовать без разбору.



Но стоит присмотреться и прогуляться подальше: то, что кажется великолепным поначалу, меркнет перед действительно зрелыми ягодами







прямо как на картинке:





Черешня очень вкусная, три ягодки кладем в рот, пару в коробочку. Едим прямо с веток: все ягоды ничем не опрыскиваются. Единственное - могут быть покрыты легким налетом пыли, но это пыль Земли Израиля, как сказал Менахем Ливни - от нее только польза :))



Напротив растет очень красивая, красная черешня - но это другой сорт, она еще не созрела:



а вот самая сладкая черешня - темно-бордовая - растет высоко на деревьях в других рядах. Специально для того, чтобы до нее добраться, желающим выдали стремянки. Но у моей барышни так горели глаза, что дочка Менахема потихоньку ей сказала: пока никто не видит, лезь наверх! Вот счастье-то!



Лея удобно устроилась на развилке и ест черешню!



Собирали мы черешню около часа, который пролетел как пять минут. И вот уже Лея выходит из сада с уловом:



После сбора черешни мы подошли к навесу, где все было приготовлено к дегустации вина:





"Винодельня Ливни" предлагает следующие сорта вина: "Ялта" урожая 2014 года - вино розе



каберне совиньон урожая 2012 года



вино "Флейта" - это бленд каберне (урожай 2013) и пино нуар (урожай того же года)



нам же больше всего понравилось особенное вино, у него очень интересный и необычный аромат. Это пино нуар урожая 2012 года:



этикетка крупнее



Текст на этикетке: "Пино нуар 2012 изготовлено из винограда сорта пино нуар урожая 2012 года, выращенного на винограднике "Сде Калев" на высоте около 900 м над уровнем море. Виноград растет на чистом и прохладном воздухе, в сочетании с сухим воздухом Иудейской пустыни. Вино ароматное, с оттенками вишни и лесной ягоды. Тело вина полное, с длинным послевкусием, немного вяжет. Вино выдерживалось 12 месяцев в бочках французского и американского дуба. Фильтрация только путем естественного оседания."



На колпаке бутылки есть интересный знак, логотип винодельни. Вот какая у него история: в районе горы Хеврон были найдены многочисленные археологические находки, свидетельствующие о том, что много лет назад здесь были винодельни. Среди прочего, были найдены фрагменты кувшинов с символом царского дома Иеуда (700 лет до н.э.), а на символе надпись: "Царю Хеврона". Этот символ мы видим на логотипе винодельни семьи Ливни:



Может, когда-нибудь "Место встречи" организует экскурсию на винодельню к Ливни, которая находится в поселке Кармель неподалеку? Уверена, Менахему есть что порассказать о вине. А черешню дома подмели за один день, все два с лишним килограмма:


экскурсия, люди, вино, Иудея, сельское хозяйство

Previous post Next post
Up