Другая "Сильва"

Dec 15, 2013 12:42



Казалось бы, чем можно меня удивить в оперетте "Сильва", ну или в "Королеве чардаша", если хотите...
Как человек, выросший еще в советскую эпоху, я слышала эту опперету во множестве разных постановок, это была одна из всегда "разрешенных" постановок, ее ставили все театры оперетты, ее снимали в кино. Так что даже я, при полном отсутствии музыкального слуха, знаю наизусть не только сюжет, но и, как выяснилось, все музыкальные партии:)
Но приехал в Израиль Будапештский театр оперетты, и перевернул полностью мои представления об этой классической оперетте...





В Израиле эта оперетта называется "Принцесса чардаша".

- Знаменитый композитор Имре Кальман родился в бедной еврейской семье. Когда ему исполнилось 7 лет, родители подарили ему рояль Steinway...
- Позвольте, вы сказали, что Кальман родился в бедной семье...
- Я сказал, что Кальман родился в еврейской семье.
Анекдот

Как известно, великий русский художник Исаак Левитан венгерский композитор Имре Кальман родился в бедной буржуазной еврейской семье. Это уже давно никого не удивляет, так как таких как Левитан и Кальман много по всему миру. Они пожертвовали своим национальным началом ради чужого, чтобы стать великими. И это стало общим местом. Но это уже совсем другая история.

А вот то, что премьера оперетты "Да здравствует любовь!", ("Csárdáskirálynő", так она называется по-венгерски) которую в России мы знали под названиями "Сильва" или в "Королеве чардаша" состоялась в 1915 году, на фоне страшной Первой мировой войны, я как-то и не задумывалась. В этом нет ничего удивительно. Люди продолжали ходить в театр и композиторы писали что-то новое. После премьеры, оперетта стала столь популярна, что сумела пересечь линию фронта, и была поставлена впервые в России тоже во время Первой мировой войны в 1916г.. Просто всякая связь российской оперетты с войной была из спектакля убрана. В таком, подчищенном от войны виде, мы и знаем эту оперетту.



Постановка Будапештского театра в лице его главного режиссера Миклоша-Габора Кереньи возвращает нас к первоисточнику, ко времени войны и ощущениям Имре Кальмана, как это видит режиссер. Это ощущение "пира во время чумы" меня не покидало весь спектакль. Самая первая сцена спектакля сразу возвращает нас в те времена...



А в следующей сцене вы видите, какой тонкий, кисейный занавес отделяет войну от мира, как зыбка эта граница и как страшна война, конкретно эта, которая полностью изменит лицо Европы.



И если вначале мне казалось, что война уйдет далеко на задний план вместе с занавесом, но...



... она регулярно возвращается на сцену в образе раненного солдата, как сейчас бы сказали, с посттравматическим синдромом, который стреляет из своего костыля, как из автомата, по залу и сцене.
Оказывается, Миклошу Габору Кереньи принадлежит крылатая фраза о том, что оперетта есть смесь романтизма с абсурдом. В данной постановке это особенно чувствуется, имхо.

При этом, данный спектакль - вполне классическая постановка, которая порадует любителя оперетты прекрасным исполнением, динамизмом и какой-то современностью, не смотря на почти столетний возраст самого произведения. В Израиль приехала труппа в полном составе, 120 человек. Только оркестр израильский, дирижер же Будапештского театра.

Сюжет все знаю, перессказывать, я надеюсь, смысла нет:)

Все начинается в кабаре, как вы понимаете.









Сильву исполняла Моника Фишль, Эдвин - Жолт Вадас. После помолвки Эдвина и Сильвы за кулисами варьете.





В антракте мне даже удалось щелкнуть режисера, Миклоша-Габора Кереньи. Вид у него, надо сказать, был очень замученный. Начало гастролей, чужая сцена, чужой оркестр (Раананская симфониэтта), а времени на репетиции всегда мало.
Миклош-Габор Кереньи - KERO ® самй известный за границей венгерский режисер.
Он поставил "Принцессу чардаша" в Зальцбурге и Праге, "Марицу" в Венской опере, "Баядерку" Санкт-Петербурге и другие спектакли в Европейских театрах.

В этот раз удалось на пять минут заглянуть за кулисы:)



Сцену готовят ко второму акту.

В объектив попали некоторые артисты:)



Мне понравился микрофон, наклеенный на лоб:)





Некоторые пытаются от нас сбежать:)



Телевизионщики отловили Бони и берут у него интервью:)



Очаровательная Стази - Сильви Сенди.



Чей-то шикарный мундир ждет своего часа.

Антракт быстро кончился



Война - войной, а обед танцы и песни по рассписанию.





Пожалуй, из всех прекрасных артистов, занятых в спектакле, мне больше всего понравилась Бори Каллаи (Kállay Bori), исполнявшая роль Анхильт, матери Эдвина. Ее "Частица черта в нас..." до сих пор звучит у меня в ушах. Такого великолепного исполнения я никогда не слышала. Она очень известная венгерская актриса, и я бы с удовольствием посмотрела ее в других ролях. Просто советую на ютюбе ее послушать - там много:)



Эдвин и Стази.



Знакомство Бони (Давид Сабо) и Стази.



Сильва на балу перед объявлением помолвки Эдвина и Стази.



Сильва прячется за Бони от Эдвина.



И среди общего веселья снова появляется солдат с костылем, как на поминание о войне за окном...



Появляется Анхильт и потрясающе исполняет "Эй, друг любезный, мы живем только раз..."



Под эту ее песню солдаты уходят на фронт, и песня наполняется совершенно другим, трагическим смыслом.



Чтобы мы не сомневались, что это современная постановка, и чтобы добавить абсурдности, Стази легко садится на шпагат.



Сильва и Эдвин постоянно напоминают всем, кто тут лирическая пара.



Сильва хочет покинуть бал, считая что ее брак с Эдвином невозможен.





Родители в ужасе, когда Эдвин заявляет, что разрывает свою помолвку со Стази.



Сильва объявляет, что у Эдвина есть обязательств по отношению к ней.





Сильва, Бони, покинувшие бал, и Ферри исполняют чардаш в гостинице.

Потом, как вы понимаете, все разрешается ко всеобщему удовольствию. И начинается счастливый финал:)





Официальный клип спектакля

image Click to view



Те, кто меня читает регулярно, знает, что я редко чем-нибудь бываю довольна:) А уж в восторг выражаю почти никогда:) Так вот - запомните эту минуту! Это был потрясающий спектакль. Я давно не получала такого театрального удодовольствия. У кого есть возможность увидеть этот спектакль в театре, в Тель-Авиве или в какой другой точке земного шарика, сделайте это. Оно того стоит.

В Тель-Авиве спектакли проходят в помещении "Бейт Опера", подробно об этом здании я писала тут

культура, Тель-Авив

Previous post Next post
Up