Синагога горских евреев в Иерусалиме

Oct 27, 2013 18:18



Ивритское слово "пардес" имеет несколько значений: буквальное-цитрусовый сад, и мистическое-«ПаРДеС»
каббалы (аббревиатура Пшат, Ремез, Драш и Сод). По этому наверно символично, что старая синагога горских евреев, была построена именно на месте апельсинового сада-пардеса- совсем не далеко от знаменитых Шхемских (Дамасских) ворот Старого города.





ПШАТ - простое, буквальное объяснение.

С первого вида, скромное, приземистое одноэтажное здание, мало чем отличается от окружающих его строений. Характерная и для других домов "Бейт Исраэль", основательно-тяжёлая кладка иерусалимских камней, свидетельствует о постройке начала 20 века. В те годы более 40 горско-еврейских семей уже проживали на ближайших с синагогой улочках квартала, который вполне заслуженно получил название "шхунат Кавкази". Понятно что с первых же дней своего открытия (1908 год) этот бейт кнесет сражу же стал духовным и культурным центром, не только кавказской общины, но и других жителей еврейского ишува того времени.







РЕМЕЗ - намёк, скрытый смысл.

Снаружи почти ничего (если не считать фонариков у входа) не намекает на внутреннее убранство синагоги. Однако стоит лишь немного приоткрыть дверь, как нашему вниманию открывается совсем другая картина (как тут не вспомнить старый обычай евреев рассеяния, скрывать внутреннюю роскошь синагоги скромными с фасада зданиями, чтобы не вызывать зависть). Несмотря на то что ремонтные работы ещё не закончены, уже сейчас, мне кажется, можно почувствовать теплоту и самобытность внутреннего интерьера. Мрамор, светильники, ценные породы дерева с характерной резьбой- всё это создаёт осушение уюта, и я бы даже сказал определённой домашности.

























На втором этаже будет находится "эзрат нашим" -обратите внимание, что женский балкон почти полностью закрыт декоративной узорной решёткой, как принято на Востоке.















В дальнейшем планируется достроить и третий этаж, для которого на крыше здания уже приготовлены бетонные основания.



ДРАШ- толкование, изучение.

Неотделимой и наверное самой важной частью кавказской синагоги, является Бейт Мидраш и ешива "Оэль Йона" под руководством рава Авигдора Юнаева (сама ешива названа в честь её основателя Йонатана Юнаева, отца Авигора). В ней учатся около 70 учеников, многие из которых хозрим бе тшува.













Рав Авигдор Юнаев.



Ах, какие джигиты.



Не совсем обычное соседство-живой уголок посреди ешивы.



Старые хибарки заботливо сохранены и видимо служат складами.





СОД - тайный, мистический смысл.

Тайна, на то он и тайна- что лишь избранные могут в неё заглянуть. Кто знает, о чём думал в далёком 1908 году Пейсах Сабаев из далёкого Дербента, когда решил купить на этом месте апельсиновый пардес, чтобы в дальнейшем построить здесь синагогу. И кто знает, почему её строители возвели стены толщиной в полтора метра (!) что даже для тех неспокойных лет далеко выходило за принятые пропорции. Кто знает, может быть именно эта толщина спасла много жизней примерно через 100 лет, когда прямо напротив синагоги арабский террорист-камикадзе взорвал городской автобус. И кто знает, как случилось что вдруг моей жене приснилась родственница, которую она в жизни никогда не видела, что собственно и привело меня в эту синагогу.

И хочу этот свой пост, закончить рассказом рава Адама Давидова- о том что как то сев на каменные ступени около этой синагоги и наугад открыв сефер Теилим- он наткнулся на стих песня Асафа:

Вспомни общину Твою, [которую] Ты приобрел издревле, искупил колено наследия Твоего, - эту гору Сион, на которой Ты обитаешь.)))



синагога, Иерусалим

Previous post Next post
Up