Эхо Бабьего Яра.

Sep 14, 2013 20:59

Оригинал взят у avderin в Эхо Бабьего Яра.

В сентябре 1941 года занявшие к этому времени значительную часть Советской Украины немецко-фашистские войска с помощью местных националистов и полицаев начали массовое уничтожение еврейского населения оккупированных территорий.




11 сентября в мемориальном комплексе Яд ва-Шем украинское землячество Израиля проводило траурную церемонию.

Мои читатели разбросаны по всему миру. Не все из них бывали в Израиле и не все знают, что такое Яд ва-Шем. Это огромный мемориальный музей, посвящённый Катастрофе еврейского народа во Второй мировой войне. В музее есть экспозиции, посвящённые гетто и лагерям, еврейскому сопротивлению и еврейским захоронениям. До сих пор ведётся работа над поимённым списком погибших. В вестибюле лежат анкеты на множестве языков. И любой посетитель может внести туда погибших в те годы членов своей семьи. Это не значит, что, если имя какой-то женщины внесли в подобный опросник пять её племянников, она будет числиться в итоговом списке пять раз. Сегодня подобную сверку без труда выполняет компьютер. Но опрос дополнительных людей даёт возможность внести в её карточку какие-то детали, подробности. Кем она работала до войны, из какого гетто её вывезли в концлагерь, в каком рву, возможно, лежит её пепел… Не в еврейской традиции оставлять героев безымянными. И это правильно.

Объявление на входе.


На территории комплекса установлены десятки памятников, посвящённых различным людям и событиям.







Этот мемориал посвящён погибшим детям.



Памятник Янушу Корчаку.



Главный вестибюль.



Музейный экспозиционный корпус.



На меня до сих пор шокирующее впечатление производят цифры погибших в войну советских граждан. Не только своей величиной. Но ещё и своей неопределенностью. Сталин сказал, что страна потеряла в войну 7 миллионов человек. Хрущёв назвал цифру 20. Потом упоминались и 24 миллиона, и 27. Это при том, что Яд ва-Шем ещё десятилетия назад составил поимённые списки на 6 миллионов человек. Заметьте, евреи никогда не меняли этой цифры. Мол, может 3 миллиона, а может 10… А может, и все 50… Потому что список поимённый. Почему в России до сих пор нет подобного списка? Я знаю, стараниями энтузиастов подобная работа проводилась в некоторых городах и областях. Но подобный проект должен иметь масштаб общегосударственный.

На траурную церемонию приехали сотни людей со всего Израиля. Приехали посол Украины Геннадий Надоленко, руководитель Еврейского агентства «Сохнут» Натан Щаранский, другие официальные лица. Церемонию вёл председатель Всеизраильского объединения выходцев из Украины Давид Левин.

Табличка на автобусе: Украина. Петах-Тиква (это под Тель-Авивом).



Вход в траурный зал.





Раввин начинает церемонию.


В Израиле живёт более полумиллиона людей, приехавших сюда из Украины. Это самое большое землячество страны.



Вечный огонь и хор девочек.



В траурном зале представители городов возложили венки на символические захоронения. Хотя, захоронения не совсем символические. Здесь собраны щепотки пепла из многих массовых погребений жертв той войны.





Потом присутствующие прошли в актовый зал. Был траурный концерт, выступали гости.

Давид Левин (стоит), Геннадий Нодоленко, Натан Щаранский.



Председатель Правления Яд ва-Шем Авнер Шалев. Кстати, назначение на эту  должность -- прерогатива премьер-министра и согласовывается потом ещё с правительством страны.



Глава "Сохнута" Натан Щаранский.



Посол Украины Геннадий Надоленко.



Представитель Кнессета -- депутат Роберт Илатов.



Так получилось, что, постоянно проживая в России, я иногда месяцами находился в Украине. В общей сложности прожил в ней, наверное, года два. Поэтому без лукавства ощущаю Украину своей страной. И даже жителей Латвии или Узбекистана до сих пор считаю своими соотечественниками. Мы все родились и выросли в одной стране - Советском Союзе. И когда с экрана в зале запел ещё один наш ныне покойный соотечественник, великий азербайжанский певец Муслим Магомаев - у меня на глазах выступили слёзы.

«Бухенвальдский набат». Муслим Магомаев (запись) в сопровождении живого хора.



Зал встал.



Мне кажется, память о жертвах геноцида евреев, цыган, сербов... в период Второй мировой войны выходит далеко за рамки истории лишь этих народов. Каждое преступление, как и ошибка, должно стать уроком. Для тех, кто при нём присутствует. Для их детей и внуков. Для детей и внуков жертв и палачей. Многие потомки деятелей сталинского режима стали ярыми диссидентами. Потомки гитлеровских палачей -- убеждёнными антифашистами. В сегодняшней Германии  быть сторонником нацизма -- это удел каких-то чмошных, презираемых окружающими маргиналов. Грустно, конечно, что именно кровь невинно убиенных стала связующим раствором в построении фундамента немецкой демократии. Но ещё грустнее было бы, если бы этот урок прошёл для человечества совсем впустую. И остался бы для окружающих незамеченным.

фоторепортаж, Иерусалим, музеи

Previous post Next post
Up