Джазовое лето 2013 на Красном море - соблазнительное продолжение

Jul 23, 2013 09:46


Дамы и господа.
Обещанное продолжение первой части подоспело. Сегодня мы продолжим виртуальную прогулку по грядущим фестивальным концертам. И опять начнём с суперзвезды. Хотя кто их там разберёт, в джазовых небесах. Иногда, неожиданно, прямо на наших круглых фестивальных глазищах загорается новая звёздочка и сиянием своим затмевает всё вокруг. Но это только мечты и предвкушения...
А пока - вечер с Брэнфордом Марсалисом.




Одна из самых ожидаемых фестивальных встреч состоится 20-го и 21-го августа. Старший сын в "самой знаменитой джазовой семье" (по определению New York Times). Родился 26 августа 1960 года. Его отец - пианист и профессор музыки Эллис Марсалис, младшие братья - известные джазовые музыканты. Самый знаменитый из них - Уинтон, прекрасный трубач и композитор, художественный руководитель Джазового Линкольн-центра.
С начала 80-х Брэнфорд начал играть на саксофоне в Jazz Messengers Арта Блэйки и квинтете брата Уинтона. Играл и записывался с такими музыкантами, как Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи, Херби Хэнкок, Эл Фостер, Теренс Бланшар, Сонни Роллинз, Стинг, Grateful Dead, Брюс Хорнсби и многими другими. Трёхкратный обладатель премии Грэмми.
На вечер (вернее, на два) нас приглашает его квартет, куда, кроме лидера, входят пианист Джои Кальдераццо, контрабасист Эрик Ревис и ударник Джастин Фолкнер. Кальдераццо с семи лет занимался в Джульярдской музыкальной школе по классу классического фортепиано, затем увлёся роком и в 14 лет начал играть в ансамбле старшего брата Джина. Но в 17 волшебные звуки Оскара Питерсона, Чика Кориа, Херби Хэнкока и МакКоя Тайнера навседа увели его в мир джаза. Не знаю, что потеряли классика и рок, но мы приобрели прекрасного джазового пианиста. В 1987-ом году он начал играть в ансамбле Майкла Бреккера и записал с ним два интересных альбома - Don’t Try This At Home (1988) и Now You See It (1990). А далее - сольная карьера, собственное трио, диски в качестве лидера и сайдмена... В 1998-ом году после смерти Кенни Киркланда начинает играть в квартете Брэнфорда Марсалиса.   Эрик Ревис постоянный член квартета с 1997-го года. И прекрасное дополнение - молодой ударник Джастин Фолкнер. В квартете с 2009-го года, но ничуть не уступает мэтрам.
Последний (2012-й год) альбом квартета "Four MFs Playin' Tunes" признан Apple iTunes лучшим инструментальным джазовым альбомом года.




А вот что пишут об альбоме и квартете на одном из джазовых форумов:

"Это, наверное, первый альбом этого года, который меня по-настоящему зацепил. Несмотря на довольно ироничное название, пожалуй, лучше его музыку не охарактеризуешь. Марсалис сотоварищи играют мелодии, мелодии разные, но играют их одинаково хорошо, будь то авангардистская Whiplash или "старорежимная" Treat It Gentle. Инструменты так органично дополняют друг друга, что музыка квартета слушается как единое целое, без разделения на солистов и подпевку. Из особо понравившихся энергичная интерпретация Teo Монка (И МНЕ!!! Оцените.), душевная мэйнстрим баллада My Ideal и, конечно, наиболее эмоционально насыщенная композиция альбома - As Summer Into Autumn Slips."

"Мне довелось побывать на концерте квартета в Оклахома-сити. Никогда ничего подобного в жизни не видел и не слышал - все четверо обалденно хорошо слышат и понимают друг друга, все сдержано, никто не старается выделяться, но при этом эмоциональная составляющая абсолютно не страдает. В меру экспрессивно, в меру академично, порой даже в меру научно. На мой взгляд это один из самых удачных ансамблей нового столетия."

Разве не заманчиво, дамы и господа?

В этом году фестивальная программа радует нас трубачами экстра-класса. К упомянутым в прошлый раз Уоллесу Рони и Авишаю Коэну добавим трио Николаса Пэйтона. С трубачом на сцену поднимутся контрабасист Брэйлон Лэйси и ударник Кори Фонвилле.
Пэйтон, как и семейство Марсалисов, уроженец Нью-Орлеана, города, где джаз впитывают в кровь с первым вздохом. Да и семья музыкальностью тоже не подвела. Мать - пианистка и певица, отец - легендарный басист, композитор и педагог Уолтер Пэйтон. Свою первую трубу Николас получил в возрасте четырех лет, а в девять начал выступать с местными группами. В 12 лет - первые гастроли с оркестром All Star Brass Band. Помимо трубы играет на фортепиано, контрабасе, ударных, тубе, тромбоне, кларнете и саксофоне. Но трубач - просто виртуозный!



Как лидер записал восемь альбомов, в том числе дуэт с легендарным трубачом Доком Читхэмом, получивший в 1997-ом году премию Грэмми. Кроме того, принял участие в записи более чем 120-и альбомов и сыграл с такими музыкантами, как Рэй Браун, Рэй Чарльз, Стенли Джордан, Элвин Джонс, Херби Хэнкок, Рой Хейнс, Джо Хендерсон, Уинтон Марсалис, Уэйн Шортер, Кларк Терри и многими другими.
Пэйтон утверждает: "Как музыкант и художник, вы всегда пытаетесь подняться на более высокую ступень. Мне посчастливилось найти ту музыку, что вобрала в себя всю мою жизнь."
Трубач избегает употребления слова "джаз" в определении стиля или жанра своих композиций, утверждая, что играет музыку черных американцев. Последний его альбом, вышедший в 2013-ом году, так и называется - #BAM (Black American Music) Live At Bohemian Caverns.
Как это можно прокомментировать, дамы и господа?
У них там в Америке свои счёты. Помните детскую игру про чёрное и белое? Каков подлинный джаз? Что взял блюз у рока? И так далее...
Немало томов умных научных книжек писано по этому поводу. Но 18-го и 20-го августа мы забудем обо всём, расслабимся и насладимся этим "джазом-не джазом" в полной мере. И скажу вам по секрету (чтобы Николас не узнал) - это будет самый настоящий ДЖАЗ, современный и традиционный, лёгкий и сложный, но непременно уносящий наши трепещущие души высоко-высоко в ночные чёрные небеса над свингующим Красным морем.

Эйлат, фестиваль, музыка, Красное море

Previous post Next post
Up