Полосатая пустыня. Рассказы, принесенные ветром.

Jun 11, 2013 21:19



Полосатые холмы Аравы делают пустыню похожей на бедуинские ковры - изрядно потрепанные, вытертые до прорех, кое-где проеденные молью времени, но вызывающие любопытство и желание внимательно разглядеть их гипнотизирующий, как горячий ветер, узор - повторяющий, неизменный и всегда разный.

Узелок за узелком, нить за нитью - и из грубого плетения выступают картины пустыни, редких оазисов, птиц, зверей и людей. А там где люди - там рассказы.



Хай-Бар Йотвата. Фото: Шай Кабаса


Вот несколько из них.
Первый - про заповедник Хай-Бар Йотвата, по которому нас водит Зоар Бен-Шитрит, исполняющий обязанности директора этого самого южного заповедника страны.
В Араве много самого-самого - самый южный заповедник, самый южный кибуц, самый горячий ветер, самая южная винодельня. При винодельню говорят, что не только в Израиле, но и во всем северном полушарии. При кибуц уж - наверняка. И про людей можно сказать: самые-самые. Мало кто может активно действовать при температуре 48 градусов жары - Зоар может. Он играючи заставил нашу крошечную, спекшуюся от жары группку бежать за ним по заповеднику Хай-Бар Йотвата, который Зоар хочет превратить в сафари, зоопарк, в лучшую миру ветлечебницу, в райский уголок. Животных на рай набрано уже 385 “единиц” животного мира - от змей до газелей, за которыми Зоар со-коллегами ухаживает, кормит, разводит по женской и мужской половинам заповедника, разделенных скромным заборчиком, ведет научные наблюдения и пытается преодолеть косность чиновников в деле получения разрешения на ремонт вольера для грифов. Один из грифов - Lappet faced Vulture- последняя особь своего вида из находящих в неволе в Израиле (степной африканский орел с размахом крыльев до 3 метров).



Зоар Бен-Шитрит







“Без любви ничего не получается - объясняет Зоар. - На зарплату, которую мы получаем, семью содержать невозможно. Сотрудники живут в заповеднике - вон в том деревянном бунгало (кондиционер нам поставили только вчера, до этого был вентилятор - походя замечает Зоар, - а вообще сегодня уже не так жарко) - за животными надо присматривать круглосуточно”. Зоар переехал в Хай-Бар Йответа из Австралии, где пять лет работал на фермах. В заповеднике он находится практически безотлучно, выезжая только на научные симпозиумы или летая за больными животными в рамат-ганское сафари или в лечебницу в Бейт-Даган. Зоар - это местный доктор Айболит. Животные попадают в заповедник из окрестных кибуцев - в основном раненые из-за человеческой деятельности и согнанные с привычных мест (к примеру, из-за строительства нового аэродрома в районе Тимны), попавшие в аварии, выброшенные из домов (чаще всего выкидывают змей) или раненые на природе. Здесь их лечат и пытаются восстановить популяции редких видов. Если выпущенных на свободу подлеченных животных не принимают в стадо, они часто сами возвращаются на территорию заповедника. За количеством животных здесь приходится следить. Хоть это и заповедник, но на этой территории нет достаточно количества пищи. Потому всех животных подкармливают, то есть разумно вмешиваются в природу.

В тот день, когда мы пеклись на солнце в Хай-Бар Йотвата, Зоар пекся о страусах. Сейчас - время кладки яиц и высиживание птенцов. Несколько гнезд разбросаны по солончакам заповедника. Высиживают яйца пары: он-самец-страус - черное полукружие, Она - самка - серое полукружие. Вдвоем они образуют круговую оборону. За право обладать гнездом борются несколько самок.



Фото: Омер Харпаз

Заповедник открыт ежедневно с 8.30 до 17.00. Летом по воскресеньям и четвергам между акациями и солончаками здесь проводят “экскурсии на закате” - прогулка на автомобилях по заповеднику в часы кормления животных. Выходить из машин строго воспрещается. Мне разрешил лично Зоар - несмотря на то, что в нашем автобусе, как и во всех автобусах местного совета был wi-fi - вид у меня был достаточно диковатый, и ни ослы, ни козлы не желали приближаться. А бывает, что аддаксы (вид африканских антилоп-мендес с витыми рогами) и грациозные аравийские ориксы (рога - как сабля, потому они так и называются - саблерогие) нападают на шумных и назойливых путников, решивших выйти из машины и сделать лучший снимок года. Сходить с дороги нельзя еще и потому, что почва здесь - лессовая, запросто может засосать трактор.
Итак, уже понятно, что здесь держат в сладкой сытной неволе страусов, аддаксов, аравийских ориксов, газелей, диких ослов (бегают быстрее лошади - 70-80 километров час), куланов (разновидность дикого осла - насколько позволяют понять мои отрицательные познания в зоологии). В вольерах для хищников - волки и гиены, пантера, рысь, лисы и далее по списку. В террариуме - ящерица песочного цвета с шипастым хвостом, ядовитые змеи и змеи подружелюбнее. В особом затемненном “ночном” павильоне - грызуны и летучие мыши - совсем не такие страшные, как на тель-авивских бульварах. За день до нашего приезда в заповедник у дикобразов родился дикображек! Более смешного зрелища я давно не видела - представьте себе крошечного мохнатого мягкого носорога из серого пушистого плюша, размером с ладонь, с хвостиком как у поросенка и полосками как у енота, очень оживленного, но на всякий случай прячущегося под животами у мамы и папы. Дикображек активно двигался под безопасным знакомым брюхом и просто-таки вопил от восторга и от того, что жизнь прекрасна. Позже, чтобы сохранить у себя эту иллюзию, он отращивает иголки и, говорят, что умеет наслаждаться сексом - единственный из животных.



Фото: Шай Кабаса

А еще в Хай-Бар Йотвата есть кемпинг (компанию свыше 15 человек пустят в заповедник бесплатно), есть магазинчик с полезными путеводителями и резиновыми сувенирными мышами, и кинозал, где можно посмотреть несколько фильмов о дикой природе Израиле. Часть знаменитого фильма “Эрец Берешит” (“Первозданная земля”) израильского кинодокументалиста Моше Альперта снимали именно здесь.
Вечером заповедник немного оживает, всего за год тут бывает до 50.000 человек. В “наш” день - никого, только газели в решетчатой тени акаций. И даже днем на этом раскаленном солнце легко представить, какого размера тут звезды ночью и каков тут метеоритный дождь в августе.

Заповедник Хай-Бар Йотвата существует с 1968 года, для публики его открыли в 1986 году. Часы работы и прочие мелочи лучше заранее обговорить по телефону 08-6373057 или 08-6376018. Сайты: www.goarava.co.il или www.parks.org.il. Лучше приезжать сюда с октября по апрель или вечером, если вы не сторонник экстремального туризма. И еще: за каждой акацией в заповеднике ухаживает определенная группа школьников из местных школ.

Маша Хинич

Арава, природа, парк

Previous post Next post
Up