Лет восемь я пыталась попасть в археологический музей кибуца Эйн-Дор. Не то, чтобы ехала специально, заранее позвонив и порыскав по Интернету, а заезжала по дороге на Север или с Севера - в зависимости от настроения, времени суток и погоды. И он всегда был закрыт - всегда! То, что казалось случайностью, оказалось закономерностью, хотя табличка извещала об удобных часах работы. Сквозь окна ничего было не разглядеть, мозаики в музей тогда еще не перенесли, а каменный пресс для отжима масла во дворе не казался чем-то экзотичным. Тихо было вокруг, как-то вымерше, только я пугала из года в год своим любопытством редких кибуцников, порхающих на электрокарах.
Но, наконец, повезло. И первый мой вопрос к директору музея Кармель Арнон, археологу из кибуца Эйн-Дор был прост - "почему"? - "А потому что в музей никто не приезжал, не приходил, нам надоело сидеть и ждать посетителей, нервничать и переживать, и мы стали открывать музей только для групп и в школьные каникулы для семей с детьми". Ну, пусть хоть так. Как раз две группы младо-школьников, гудящих как растревоженные шмели, пронеслись между двумя строениями музея. В полном прогнозе с демографическими прогнозами: одна группа - из арабской школы, другая - из ортодоксальной. Пронеслись и были разведены педагогами по двум выставкам - постоянной археологической и сменной про мир. Между выставками - византийская мозаика, которую нашли при расширении дороги около кибуца Ханита в 2010-м году и перенесли в музей Эйн-Дор, и тот самый вечный камень реставрированной маслодавильни. Вечный и вполне действующий. Каждая группа отжимает масло, узнает значение слов "бодеда" и "мохаль" в применении к оливковому маслу ("мохаль" - это водная составляющая оливкового жмыха, "бодеда" - рычаг пресса).
В постоянной экспозиции - той, что манила десять лет - археологические находки из раскопок в Амаким и Галилеи, витрины, полные горшков, инструментов, камешков и черепков с рассказами. И главный экспонат - овальная глюксема, похоронный ящик в форме яйца с костями. Кости в яйце принадлежали 65-летнему мужчине ростом 180 сантиметров. На руке у него было золотое кольцо в виде скарабея, чья спинка украшена клинописью. Это захоронение - единственное подобное в Израиле - было обнаружено в 1954 году в Кфар-Йегошуа. Вообще же раскопки окрестных холмов велись с 1948 года, а в 1986-м кибуцники решили основать свой музей.
Яйцо с костями, относящееся к концу 12 века до нашей эры, - на деле два огромных соединенных греческих кувшина-пифоса. Бочкообразные пифосы в отличие от веретенообразных амфор использовались не только для хранения масла или зерна, но и в погребальных обрядах в Древней Греции. Подобные захоронения были обнаружены в Центральной Турции. По легенде именно в пифосе жил Диоген, а в разбитых пифосах, положенных набок, ночевали бродяги и нищие.
Множество историй можно рассказать про каждую находку - от разукрашенного гребня для вычесывания вшей, найденного в Ципори, до базальтовой головы явно молодого человека с закрытыми глазами - части погребального римского памятника, найденного в полях рядом с Эйн-Дор. Нос у головы отсутствует: археологи утверждают, что время и пористость базальта ни причем, а то есть доказательство того, что молодой человек умер от сифилиса. Непонятно, как сей факт преподносят школьникам, но в этом небольшом музее есть множество других более безопасных экспонатов.
Не случайно на всех печатных материалах музея стоят слова "Ноф Адам" - "Человеческий пейзаж", так как все здесь передается через разумную человеческую деятельность. Как, например, отжим масло. Еще одна разумная деятельность - дружить - и потому в павильоне сменных выставок действует выставка "Мавох ха-шалом" - "Лабиринт к миру". Довольно забавный лабиринт, даже критиковать его не хочется, потому как психологи из Швеции (бывшие израильтяне) его придумавшие на деньги организации "Керен Эвен ха-Зайт" очень старались и выдумали проект Project Peace Education, выставки которого возят из страны в страну, с места на место. Подобная выставка была организована этим же фондом несколько лет назад в Музее науки в Иерусалиме. А интерактивная выставка из Эйн-Дор должна переехать в Негев, где ее адаптируют к местным условиям. Что это значит? Это значит, что там учтут бедуинское население, тогда как здесь не забыли о друзских, черкесских и арабских деревнях вокруг.
В "Лабиринте мира" детям и взрослым пытаются с помощью интерактивных игр, ассоциаций, забавных загадок, песенок и прочих музейных картинок привить мысль о том, что дружить - это хорошо, а предвзятость и стереотипы - это плохо. Двигаясь по лабиринту из 40 вертящихся панелей можно прослушать поздравления ко дню рождения всех языках, или, отвечая на вопрос "пользуетесь ли вы столовыми приборами?", узнать, что и вы - дикарь, то есть часто едите руками питу с хумусом. Есть игра, посвященная тому, как поделить апельсин на две не равные половинки мирным путем, или объяснения того, почему у части человечества есть ямочки на щеках, а другие люди - рыжие. Без иронии: убедительно, привлекательно, заряда дружбы хватает до первого касама.
Часы работы (если открыто): с воскресенья по четверг с 9-00 до 15-00, по пятницам, субботам и в праздники - только по предварительному звонку ( 04-6770333 ).
Сайт музея:
http://www.eindormuseum.co.il Маша Хинич. Использованы фото Халит Шахам с сайта музея