4 сентября, в Аудиториуме Ашдода открылась выставка художника Виктора Кинуса ака
paintervic. Это не просто очередная выставка, популярного в Израиле художника, а подведение итогов 30-летия творческой деятельности художника. Сам-то он человек совсем молодой и полный сил, но к такой дате, художник обычно подводит некоторые итоги своей творческой деятельности.
Виктор Кинус родился в 1957 году, а с 1962 и до репатриации, проживал в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В 1986 году закончил факультет промышленного дизайна в Художественно-Промышленной Академии им. В.И.Мухиной. Серьёзно заниматься живописью начал в 1987 году в мастерской В.Шраги. В Израиле с 1990года. Живет в Ашдоде. Работал декоратором в театре "Габима". В настоящее время преподает в школе оформительское искусство и занимается живописью.
30 лет творческой деятельности - это некая веха. И, раз, уж, с тобой это случилось, то будь добр, Витя, ответить на некоторые вопросы, которые интересуют твоих друзей. К тому же, так как я знаю тебя дольше всех, приблизительно с 1987, я решила взять на себя ответственность и задать тебе несколько вопросов. (Курсив мой,
dona_anna )
Ты окончил Мухинское училище, получил профессиональный диплом художника, и пришел в лениградскую художественную студию "Контраст", учиться у
Вячеслава Шраги, который не имел высшего художественного образования. Почему? Что дала тебе студия по сравнению с художественным училищем?
Разве дело в высшем образовании? Шрага был талантлив в высшей степени, и я сразу это почувствовал, когда впервые появился в студии. В плане живописной науки Вячеслав Борисович обладал огромным багажом знаний и опыта, которыми щедро делился с учениками, независимо от того, имели они высшее художественное образование, или нет. В Мухинском я получил профессию дизайнера, в которой живописные дисциплины стояли не на первом месте, поэтому занятия в «Контрасте» стали для меня новым открытием живописи, это несомненно…
Как художник, который репатриировался в Израиль, можно сказать из другого мира, из другого мироощущения, другого света, цвета, да и просто из совершенно другой художественной школы, как ты нашел тут свой путь? Я не имею ввиду, как на жизнь зарабатывал, а как художник? Расскажи о твоем личном поиске своего пути в творчестве.
Действительно, необходимо сказать о цвете и свете - они здесь другие, и это неоспоримый факт, к этому надо приспособиться, но коренной ломки я здесь не наблюдаю, школа остаётся с тобой, мироощущение тоже «остаётся с человеком», реальность - она конечно другая, но её надо воспринять позитивно, иначе неизбежно возникнет конфликт с самим собой, а это чревато…Именно в позитивном восприятии окружения, изучении его истории, я вижу успешный творческий поиск…
О репатриации. Перед отъездом в Израиль, я разговаривала с нашим покойным учителем, В.Шрагой, пытаясь у него выяснить, почему он не уезжает. Он мне ответил тогда, что должен в себе слишком многое изменить для этого. Что для него, как для художника, чревато... А ты хотел этих изменений? Художественное восприятие отличается от обычного. Что значит для художника пережить смену пейзажа за окном, оставаясь при этом художником?
Я прекрасно понимаю В.Б.Шрагу. Как художник, он полностью состоялся в Союзе, и в переломный момент истории не захотел всё резко изменить, не решился, хотя на мой взгляд, именно такой живописец мог бы здесь сделать отличную карьеру, но, как известно, история не терпит сослагательных наклонений. Что касается меня - изменения меня не пугали вовсе, именно из-за отсутствия солидного живописного багажа, именно изменения влекли меня к новым открытиям в Новой Стране, именно поэтому изменение пейзажа за окном я воспринимал творчески, применяя полученные знания для отражения на холстах этого самого нового пейзажа. Мне это было интересно, а сейчас ещё интереснее.
Можешь ли ты поделить свое творчество на два периода: до и после репатриации? Где ты сформировался как художник: там или тут?
Разумеется, их наверное не два, а больше, но если упростить, то два. Ленинградский - такой зелёно-ранний, начало формирования творческой личности, израильский - он уже другой, период интенсивного прирастания знаний местной специфики, изучения новых материалов для работы, да всего и не перечислишь…
Большую часть своей жизни ты прожил в Питере. Отразился ли он в твоих работах, как Тель-Авив? И, интересно, когда ты увлекся Тель-Авивом, и почему он занимает такое огромное место в твоем творчестве? Отчего у тебя такая к нему любовь? Как тебе работается, созидается в Тель-Авиве после Питера? Многих это удивляет и поражает!
Расскажи о твоей связи с Тель-Авивом. Откуда и по какой причине пошло твое увлечение историей этого города?
Если говорить об отражении и влиянии на творчество конкретно Питера, то конечно, оно выражено во многих работах, но несравненно большее место у меня занимает тематика Тель-Авива и Иерусалима. Богатейшая история этих городов, которую я изучаю, располагает к разработке новых живописных проектов, им просто нет количественного ограничения, настолько их много. Тель-Авив к примеру, очень интересен как великолепный объект соединения различных субкультур, выраженных в архитектурном ренессансе еврейских зодчих, их творчество интересует меня с точки зрения живописного восприятия этой городской среды…
Для тебя Тель-Авив и баухауз одно неделимое целое, или все таки два разных, живущих, каждый по-своему понятия
Тель-Авивский баухауз, конечно, явление очень значимое, уникальное пожалуй, ибо нигде в мире не существует больше такой концентрации зданий этого типа на столь небольшой территории, мало того, концентрации именно шедевров стиля, пусть и изуродованных временем и людьми. Однако Тель-Авив это ведь не только баухауз, это ещё и эклектика 20-х годов ХХ столетия, где есть свои жемчужины, чудом дошедшие до нас, это и современные небоскрёбы, растущие как грибы в последнее время, так что всё сложно с понятиями…
Свою выставку ты назвал "Образ Эрец-Исраэль". Ты выставил на ней картины разных лет или определенный период? Или это ретроспектива 30-ти лет твоего творчества?
На некоторых твоих работах тонкой нитью проходит образ белого города, хотя выставка на тему "Образ Эрец-Исраэль". Тель-Авив для тебя и есть собирательный образ Эрец-Исраэль?
30 лет творчества - это весьма условная дата разумеется, и на выставке нет работ российского периода, поэтому выставка и называется «Образ Эрец-Исраэль» и, конечно же, в это Образ входит всё, что в моём творчестве связано со страной, а это конечно не только баухауз и Тель-Авив.
Расскажи об истории создания какой-либо картины, представленной на выставке.
Здесь есть любопытные моменты, взять хотя бы один из них. Как известно, вплоть до 1950 года, Тель-Авив пересекала железная дорога Яффо-Иерусалим. На эту тему написано мало картин, хотя одну точно назвать могу, это работа известной израильской художницы Ционы Таджер, написанная в 1930-х годах. Мне захотелось на основе изученных фотографий тех лет предать своё видение момента - прохождение поезда по городу в районе улицы Алленби, среди баухаузной застройки. Эта работа новая, хотя и успела поучаствовать в предыдущей выставке «Баухауз», которую я проводил вместе с художником Б.Гейманом.
Ты пытаешься соответствовать модным влияниям или определенным правилам игры на художественном рынке? Ведь, не принимая участия в так называемых модных тусовках, ты теряешь на рекламе своих произведений.
Это наверное больной вопрос - ведь действительно, играя по законам рынка, я наверное должен был бы сейчас писать мрачный депрессняк, концептуально объясняя изображённое на листочке бумаги, зависающем рядом с «произведением», или же соорудить какую-нибудь инсталляцию из шин и пластиковых бутылок, назвав это борьбой художника за экологию или что-то в этом роде - тогда, наверняка, такая работа удостоилась бы внимания художественного начальства и была бы размещена, ну скажем в ашдодском центре искусств «Монарт», там такого много в свободных от посетителей залах…Но ведь это чистой воды конъюнктурщина, как раз то, что я не приемлю в творчестве художника, поэтому меня и нет в модных тусовках, я туда и не стремлюсь, а меня там тоже не ждут, у нас разные «свадьбы».
Что помогает тебе не терять индивидуальность?
Индивидуальность не пропьёшь, она всегда с тобой.
Какой предмет в твоей студии наиболее важный?
Для меня важно всё, что связано с «производственным процессом»…
Где ты находишь идеи для своих картин?
Идеи, как я уже подмечал, можно черпать из изучения истории, старых фотографий, просто из жизни.
Какую свою картину ты продал первой?
Если брать израильский период творчества, то это было в Беер-Шеве. В в ноябре 1990 года, я написал работу, несколько фантазийную, но там вполне угадывался Иерусалим, она очень понравилась учительнице, которую привела наша родственница, вот она и стала первой хозяйкой моей картины.
Что больше всего тебя раздражает в современном искусстве?
Политическая ангажированность и стремление угодить мэйнстриму. Как правило, это получается скверно и непрофессионально, но зато как пиаристо.
Ты уже написал свою главную картину?
Никто и никогда не может знать, какая картина главная, написана уже или ещё только в проекте.
Спасибо, Витя, за то, что нашел время ответить на вопросы. Успехов и удачи тебе в творчестве.
Вопросы задавали
dona_anna и
olmas Еще картины с выставки можно посмотреть
здесь.
Выставка замечательного художника и нашего друга Виктора Кинуса проходит в Аудиториуме города Ашдода (ул. Бялик 10), и будет открыта ориентировочно до середины октября.
Выставку можно посмотреть с 9 утра и до 6 вечера, если нет концерта, если концерт, то до 10 вечера, пятницу и субботу закрыто, за исключением моцей шабатов, когда есть концерт.
Несколько фотографий с открытия выставки.