Кибуц Лотем в Западной Галилее - невелик. Название - мелким шрифтом - не быстро находится на карте, и если заранее не определить маршрут, то не сразу и найдете его среди запутавшихся поворотов петляющей дороги. А как нашли и въехали - так мы и поехали вдоль кружного забора из железной сетки, остановились и замерли. Потому как заставляют застыть виды во все стороны (во все - если активно крутить головой): во всех сторонах и внизу - расползшиеся арабские деревни, Дир-Хана и Арабе, разреженные стадионами и мечетями. С башен-минаретов муэдзины рассматривают землю, разрисованную полосками оливковых рощ. Чья земля - видно решается уже на небе, до которого из Лотема вроде чуть поближе, судя по тишине и утренней благости.
Живут в Лотеме, относящемуся к районному совету Мисгав, человек 500. Основали этот кибуц на горе Хилазон над речкой Цальмон несколько семей в 1978 году. Лотем, уже не совсем кибуц, или совсем уже не кибуц, названный так по имени дикого кустарника-ладанника с белыми цветами, расширяется. На трех террасах тесно строят новые дома. Кто рискнет - тому пол-дунама. Кто найдет работу - приедет жить. Работы не особо много, частная инициатива (а другой не бывает) приветствуется.
По первому же указателю при въезде в Лотем - сразу и направо - мы и попадаем в частную инициативу, на экологическую винодельню - бутик «Лотем», принадлежащую Яниву Кимхи, по специальности программисту, владельцу крупной фирмы в Тель-Авиве, куда он, скрепя сердце и скрипя зубами, ездит несколько раз в неделю, чтобы было чем подпитывать финансово его истинную натуру - экспериментатора, и его любимое дело - виноделие. А всё не программистское время он посвящает экспериментам вокруг вина.
Его винодельня «Лотем» - это чистый виноград, что значит не опрысканный химикалиями и ручной сборки. 7000 бутылок сухого красного вина в год. Винодельня - маленькая, но все как у больших: центр для посетителей, правильные и уже знакомые фразы о годах выдержки, бочках, брожении, терруаре и о происхождении козьих сыров, подаваемых во время дегустаций. Винный туризм поднимает свою много-винодельную голову. На стене - запомнившая картина: «драконит ха-тсиса», то есть драконша-опекунша- местная богиня процесса брожения, закамуфлированный под живопись идол. Пять минут на обязательные гига-байты фотографий знатоков и любителей, держащихся за тонкие ножки бокалов с таким же серьезным и довольным видом, как Винни Пух за бечевочку воздушного шара.
А вот, что не как у всех: огромный балкон, уходить с которого не хочется. Причина - все тот же пьянящий (все-таки винодельня) вид с горой Арбель и Кинеретом на заднике сцены. Галерея на втором этаже, заваленная пуфами. Валяйся и смотри вниз, попивая один их четырех сортов «Лотема». Все названия - музыкальные. Янив Кимхи любит классику: Solo, Trio, Allegro, Vivace. Каберне-савиньон, каберне-франк, мерло, шираз, неббиоло. Оставив компьютерам компьютерное, Кимхи окунается в иную стихию - винно-музыкальную. То, что коровы дают молока больше и слаще под Моцарта, все знают. Но, оказывается и на вино в чанах в процессе брожения также влияет музыка. Мелодии Янив выбирает медитативные: флейта, восток, сладкие мечты - и потому, наверное, его Allegro слаще.
На "Лотемском" балконе. Фото: Алекс Накаряков
"Оркестр - музыку". Фото: Алекс Накаряков
Янив Кимхи - владелец винодельни "Лотем". Фото: Алекс Накаряков
Философствовать, сидя на террасе винодельни - дело сладкое и приятное. Тема философствования тут одна: как вино слушает музыку? Крупными волнами или мелкими вибрациями? Почему New Age для шираза предпочтительнее клавесина, а для неббиоло цимбалы душевнее аккордеона? Янив Кимхи ответит на все каверзные вопросы с истинной глубиной дотошного специалиста, познавшего тайны вина. Но стоит ли говорить, что экологически чистые секреты не раскрываются. У Янива Кимхи есть единомышленники - как в Израиле, так и в Италии, где Кимхи изучал основы виноделия и свел знакомство с группой людей - общиной Даманхур (
http://www.radugamira.info/node/36) в северной Италии в предгорьях Альп, эко-сообществом, занимающемся мистикой, путешествиями во времени (!) и еще - музыкой и энергией растений. Именно у них Янив научился улучшать качество вина музыкой, опытно нашел свое направление, а сейчас занимается общением с растениями через их собственные растительные мелодии, потому как внутреннюю энергию листьев, впитанную из воздуха и солнца, можно преобразовать в музыку. Выглядит это так: у входа в винодельню стоит большой горшок с рододендроном - декоративным домашним растением с плотными листьями. К листьям присоединены клеммы. К клеммам - провода, тянущиеся к ящичку-усилителю звука, начинка которого позволяет переводить шелест листьев в музыку. Мы слушаем песнь рододендрона! Цветок порождает некую мелодию - она меняется, когда в комнату входит Янив, или когда рододендрон поливают, или когда выставляют на солнце. Ну, или когда группа блоггеров дергает рододендрон за стебель. Чем-то эта картина мне напомнила игру на терменвоксе. Идея такова - у растений (у виноградной лозы - тоже) свои внутренние резонансы и предпочтения, которые благодаря разработанному в Даманхуре усилителю можно перевести в музыку - довольно приятную, надо сказать. Вино эту музыку пока не слушает, эксперимент еще не закончен. Тональностью можно управлять: например погладить листья или подышать на рододендрон. Мне этого показалось недостаточно. Сознаюсь: выпив тем чудесным утром бокал столь же чудесного Allegro, я поцеловала цветок. Бедный рододендрон! Он замяукал и замолчал. А Янив слегка обиделся. Но потом за вторым бокалом Vivace оттаял и рассказал еще много чего интересного о винах «Лотем», о принципах экологического виноделия и о том, почему делать хорошее сухое красное вино под классическую музыку - это лучшее хобби в мире.
Сайт винодельни:
www.lotemwinery.co.il. О посещении необходимо заранее договориться по телефонам 054-7915868 054-4661552. Советую также навестить винодельню «Stern» в кибуце Туваль -
http://www.stern-winery.co.il/ А это -
www.westgalil.org.il http://www.westgalil.org.il- сайт амуты по развитию туризма в Западной Галилее, объединяющей несколько десятков необычных «туристических» хозяйств.
Маша Хинич