Оригинал взят у
arktal в
КУМРАН (4) СВИТОК СОКРОВИЩ
(см.
КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ. КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА? КУМРАН (3), ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ РУКОПИСЕЙ.)
В музее Рокфеллера в Иерусалиме идентифицированы практически все десятки тысяч фрагментов древних рукописей, найденных в районе Мертвого моря. В общей сложности они представляют собой остатки порядка 1000 различных свитков. (И это только то, о чем можно говорить с уверенностью. О содержимом сотен разбитых кувшинов, черепками которых был усеян пол некоторых пещер, можно только гадать.)
Бóльшая часть рукописей (более 800), целиком или фрагментами, были найдены в пещерах вблизи раскопанного отцом Р. де Во поселения Кумран, получившего своё название по арабскому названию вади, в русле которого оно построено. Вслед за поселением название "Кумранские" получили и рукописи, хотя многие из них были найдены довольно далеко от Кумрана и поэтому в литературе чаще пользуются более общим названием - "Рукописи Мертвого моря".
Так, примерно в 20 км южнее Кумрана в пещерах вади аль-Мураббаат кроме документов, относящихся к восстанию Бар Кохбы (132-135), археологи нашли хорошо сохранившийся библейский свиток так называемых
"Двенадцати Малых пророков", фрагменты с Псалмами и др., в вади Далия, севернее Иерихона было найдено около 40 документов, спрятанных там самаритянами во времена Александра Македонского, т.е. в IV веке до н.э.
Самария. Дорога к пещерам вади Далия [Фото -
отсюда]
Надо отметить, что, хотя документы из пещеры в вади Далия не имеют отношения к корпусу рукописей, найденных в районе Кумрана, их открытие стало возможным только благодаря ажиотажу вокруг древних Библейских свитков. Как я уже писал, Кумранские рукописи превратили обычных бедуинов из племени таамире, кочевавших на западном побережье Мертвого моря, в неутомимых археологов. Ради тех мизерных сумм, относительно истинной стоимости документов, которые они получали от перекупщиков в Вифлееме, в основном всё от того же сапожника-антиквара Кандо, и которые для них были целым состоянием, они облазили все пещеры на многие километры вокруг. Без них европейские археологи вряд ли нашли бы в пещере Абу-Шинже вади Далия под многовековым слоем затвердевшего помёта летучих мышей самаритянские папирусы.
К сожалению, найденные документы оказались сильно повреждены и неосторожными "археологами", и перекупщиком, который в процессе торга с музеем Ротшильда закопал их в землю, после чего они пришли в полную негодность. Подробнее об этих пещерах и найденных там документах можно прочесть в отличном очерке Евгения Озерова (
yozhik_) -
Вади Далия .
Уцелевший фрагмент папируса из пещеры вади Далия [Фото
отсюда]
Расшифровка сохранившихся фрагментов показала, что содержание папирусов ничем особо не отличалось от многих тысяч древних записей в разных концах земли. Это были долговые расписки, контракты на куплю-продажу рабов, земли и имущества. 90% шумерской и ассиро-вавилонской клинописи, египетских папирусов, критской и других древних письменностей составляют документы хозяйственного и правового содержания. Надписи, содержащие литературные произведения или тексты религиозно-философского характера, вроде египетской Книги Мертвых, шумерского эпоса о Гильгамеше или Кумранских рукописей крайне редки. Но ещё реже, а точнее, впервые в одной из пещер вади Кумран был найден свиток, для которого
в качестве писчего материала были использованы пластины медного сплава (~ 1% олова),
выгравированный текст - к литературе отношения не имел,
в отличие от других свитков, хранящихся в музее Рокфеллера в Иерусалиме, Медный свиток нашли не бедуины, а археологи, и не в кувшине, а валяющимся в углу пещеры,
и это единственный из Рукописей Мертвого моря, который до сих пор хранится в археологическом музее Аммана, Иордания.
Знаменитый
«анфантерибль» кумранистики Джон Марко Аллегро, член исследовательской группы аббата Р. де Во принял самое активное участие в изучении этого артефакта. В предисловии к русскому изданию своей книги "Сокровища Медного свитка" (М., 1967) он пишет:
"Быть может, мои новые читатели хотя бы отчасти разделят то возбуждение, каким я был охвачен в дни раскрытия и расшифровки свитка."
И было от чего прийти в возбуждение. После нескольких сезонов раскопок в пещерах, "уже разграбленных конкурентами", иорданский Департамент древностей решил начать самостоятельный поиск новых мест хранения древних рукописей. Вот как описывает это Дж. Аллегро:
"14 марта 1952 года одна из поисковых групп, примерно в миле к северу от первой пещеры, найденной нашим пастухом (пастух Мухаммед эд-Диб, первооткрыватель Кумранских рукописей - АТ), наткнулась на несколько черепков, разбросанных среди крупных камней. Когда камни - обломки обрушившейся части отвесной скалы - были осторожно убраны, раскрылась зубастая пасть пещеры, свод которой давным-давно обвалился. Там, на полу, в пыли, валялось множество крошечных обрывков пергаментных свитков и черепки примерно 40 (!-АТ) таких же кувшинов, как и найденный пастухом. Всех охватило волнение: из 230 с лишним пещер, тщательно обследованных учеными, только эта предложила им хоть что-то существенное. Но самое главное ждало их впереди".
Пещера Q3, в которой был найден Медный свиток [Фото -
отсюда]
У одной из стен под вековым слоем пыли археологи обнаружили два цилиндрических предмета. Эти предметы были совершенно не похожи на всё, что находили здесь ранее. После первой же легкой очистки на поверхности металла были обнаружены выгравированные знаки. Собрание Кумранских рукописей продолжало удивлять своих исследователей. Теперь надписи были не на пергаменте или папирусе, а на медных листах, которые, по мнению современников, должны были сохраниться намного лучше. Но действительность оказалась совсем другой.
На месте свитки залили раствором целлулоида и аккуратно доставили в музей Рокфеллера. Там стало понятно, что самая большая проблема впереди - раскрыть свитки. Пластины из мягкой меди, скрепленные между собой заклепками таким образом, что получалась прямоугольная металлическая полоса длиной почти в 2,5м и шириной около 40 см, полностью окислилась, и стала до такой степени хрупкой, что ни о каких попытках развернуть её обычным путем не могло быть и речи.
Пока ученые искали способ их раскрыть, сами свитки, залитые целлулоидом, поместили для всеобщего обозрения в музей Рокфеллера в Иерусалиме. Там с ними впервые и познакомился профессор Геттингенского университета Карл Георг Кун. Разрешения взять свитки в руки он не получил, и часами простаивал около витрины, изучая замысловатые знаки. Надо иметь в виду, что видел он зеркальное изображение букв, ведь текст вычеканен на внутренней стороне свитка. Тем не менее, он сумел разобрать отдельные слова: "зарыто"… "копай"… "локтей"… "серебро", - и пришел к заключению, что это инвентарный список, зарытых в землю сокровищ. Это было довольно неожиданно. Как пишет Дж. Аллегро:
"Своим открытием Кун, по мнению одних, был обязан зною иерусалимского лета. Другие объясняли его воздействием местного "άрака" (анисовая водка - АТ) - напитка, как известно, отличающегося крепостью. И лишь немногие приняли ученого профессора всерьёз.
И, не смотря на жару и άрак, профессор Кун оказался прав.
Однако для подтверждения или отрицания его догадки, надо было найти способ прочесть весь текст, а не отдельные слова. Но дело не двигалось с места. В дополнении к 2000 годам в углу полуразрушенной пещеры на берегу Мертвого моря Медный свиток пролежал под стеклом на стенде в музее ещё три с половиной года. С большим трудом Дж. Хардинг, директор иорданского Департамента древностей убедил правительство дать разрешение на вывоз Медного свитка в Англию.
Проф. X. Райт-Бейкер разрезает Медный свиток
на самодельном приспособлении [Фото
отсюда]
В Манчестере в Технологическом институте Дж. Аллегро нашел энтузиастов, готовых попытаться открыть свиток. На самодельной установке, собранной из списанного оборудования, профессор инженерной механики доктор Х. Райт-Бейкер сделал, казалось невозможное: рулон был распилен на отдельные полоски, причем с такой аккуратностью, что было повреждено не более 5% текста.
Медный свиток на выставке в археологическом музее. Амман, Иордания.
Слева - кувшин, в котором хранились пергаментные свитки. В центре - оригинальные фрагменты медного свитка (в прямоугольных ячейках) и реконструкция (в рамке). Справа - фотография Медного свитка. .
[Фото - Department of Antiquities of Jordan, Samarqand Museum]
Как я уже писал, Медный свиток - не литературное произведение. Он написан на разговорном иврите, но его расшифровка в отдельных случаях оказалась сложнее произведений, написанных "высоким стилем" философских трактатов. Вот, что пишет об этом Дж. Аллегро, автор перевода на английский язык:
"Нашу работу осложняет также то обстоятельство, что мы не располагаем достаточно обширной технической ивритской терминологией. На первый взгляд этот факт может вызвать недоумение, особенно, если вспомнить о словарном богатстве Ветхого завета (ТАНАХ'а - АТ). На самом же деле слов, почерпнутых из Библии, нам едва ли хватило бы на один день с его мирскими заботами.
В самом деле, как часто встречаются в Библии такие ежедневно употребляемые слова как "выгребная яма", "сточная канава" и др. выражения, малопригодные для проклятий, благословений и проч. обращений к Всевышнему? А всякие клише, которые были понятны любому встречному, но оставшиеся в устной речи, и не записанные ни в поучениях
Талмуда, ни в
Аггадот наших мудрецов? В свитке речь шла в основном канавах, колодцах, подземных ходах, водостоках и меньше всего о судьбах рода человеческого. Поэтому ни Дж. Аллегро, ни официальное издание текста с факсимиле, переводом, введением и комментарием, осуществленное отцом Миликом в 1962г, не претендуют на абсолютную точность перевода и предлагают считать сделанную работу предварительной.
И хотя такое предупреждение, или как стало модным выражаться, дисклеймер, как бы снимает с авторов ответственность за возможные неточности перевода, говорить о содержании Медного свитка в академических кругах не принято. Моветон. Слишком уж о приземленных, не судьбоносных проблемах рассказывает свиток. Детективно-приключенческий жанр. Фэнтези. Фольклор. Прототип сказок 1001 ночи. Апокриф с описью мнимых сокровищ Иерусалимского храма, или, как считал проф. Кун, описание действительных сокровищ таинственных ессеев, у которых, как известно, существовала общность имущества, составленного из частной собственности каждого принятого в общину. Что это?
Кстати, если это действительных опись реальных сокровищ (неважно чьих?), почему свиток валялся в углу пещеры, как бы без надобности? Ведь речь идет о невероятных, сказочных богатствах. Вот всего несколько фрагментов оттуда в переводе Дж. М.Аллегро:
"(колонка I, №3)В большой цистерне, которая во Дворе перистиля, в облицовке её дна сокрыты в углублении против верхнего отверстия: девятсот талантов[1]...
(колонка II, №7)В углублении старого Дома дани на Плите цепи: шестьдесят пять слитков золота...
(колонка VIII, №37)На стерне Шаве, обращенной к юго-западу, в подземном ходе, выходящем на север, зарыто на 24 локтя: шестьдесят семь талантов...
(колонка X, №47)В водоеме, который в Бет Керем, десять локтей на его левой стороне, как войдешь: шестьдесят два таланта серебра...
(колонка XII, №58)В горе Геризим под входом верхней шахты: один сундук и его содержимое, и шестьдесят талантов серебра...
(колонка XII, №60)В Большом стоке Чаши: утварь Дома чаши всего весу там: 71 талант двадцать мин. "
И такой сухой перечень, без эмоций и витиеватости на протяжении всех 12 колонок, составляющих свиток. Нетрудно подсчитать, что всего там набирается порядка 4500 талантов золота и серебра. Общий вес драгоценных металлов - 185 тонн! (Для сравнения,
официально объявленный золотой запас России на 2012г - 883,3т). Все это больше похоже на сказку.
Медный свиток, разрезанный на сегменты [Фото -
отсюда]
Но для чего понадобилось записывать сказку таким трудоемким способом: чеканка на весьма дорогостоящем материале? 2000 лет назад, во времена создания свитка, чеканка на меди была несравненно дороже письма на пергаменте. Значит, его авторам было очень важно, чтобы содержание свитка сохранилось, несмотря на все возможные катаклизмы - природные или совершенные людьми.
Судя по содержанию, очень похоже, что речь идет о сокровищах Иерусалимского Храма. Наряду с обычными товарно-денежными эквивалентами, золотом и серебром, в свитке скрупулезно перечислены предметы, хранившиеся в Храмовой сокровищнице: фимиам, ценные породы дерева, кувшины для десятины и проч. Да и топография описанный мест сводится в основном к Иерусалиму, меньше - к окрестностям Иерихо и району Мертвого моря. Правда, есть ещё некоторые указания на отдаленные места в Галилее.
К сожалению, детальное описание мест зарытых сокровищ не помогло ни археологам, ни искателям кладов: где та "большая цистерна во дворе перистиля", которая упоминается в свитке (см. колонка I, №3)? Как отличить использование название местности Шаве (иврит = равный/ровный) от нарицательного имени "шаве" - равнина (колонка VIII, №37)? До сих пор не было обнаружено ничего из перечисленного в Медном свитке, который, вполне заслуженно, мог бы называться "Свитком сокровищ" и дополнить длинный список схем и карт потаенных кладов минувших эпох. Хотя и говорят, что не нашли, потому что на протяжении веков уже всё забрали, но... слухами земля полнится, и, если бы даже некоторая часть кладов (тонны, судя по свитку!) были найдены, то что-то, 1-2 случая хотя бы, стали известными. Есть некоторые свидетельства того, что в районе Иерихона в средние века, возможно, находили свитки, но не сокровища.
Вообще-то фольклор любого народа никогда не испытывал недостатка в легендах о спрятанных сокровищах царей и целых наций. Еврейские предания, разумеется, не исключение. Множество легенд посвящено сказочным богатствам царя Соломона и возведенного им Храма. В Библии с увлечением рассказывается о богатстве и великолепии этого сооружения:
"И построил Соломон храм и кончил его. И обложил стены храма внутри кедровыми досками; от пола храма до потолка внутри обложил деревом и покрыл пол храма кипарисовыми досками. И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир[2] для Святаго Святых… И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом; обложил также и кедровый жертвенник. И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом. [III Цар 6:14-21]
Но VI в. до н. э. ассирийский царь Навуходоносор разрушил этот Храм, и судьба его несметных богатств стало темой многочисленных легенд, передававшихся от поколения к поколению. Большинство из них уповают на будущее, когда прейдет мессия и возродит славу храма Соломона и его богатств.
Реконструкция Храма и Святая Святых. Модель выполнена
Алеком Гаррардом ( Alec Garrard) Не дожидаясь прихода мессии, во времена предшествовавшие событиям, связанным с Медным свитком, на месте разрушенного Храма царь Ирод построил так называемый Второй Храм. (Храм царя Соломона называют также Первым Храмом.) О Храме царя Ирода сохранились более подробные и, главное, относительно независимые описания. О нем сообщает еврейский трактат Мишны
"Мидот", но наиболее полное описание храма царя Ирода оставил римский историк, выходец из иудейского жреческого рода Иосиф Флавий. Личность безусловно неоднозначная, и никаких симпатий со стороны евреев того времени не вызывавшая, но его сообщения довольно часто находят подтверждения в археологических раскопках наших дней. Вот, что он пишет про Храм:
"... лестницы, в пять ступеней каждая, вели к воротам, которых на севере и юге было восемь (по четыре на каждой стороне), а на востоке двое...
Девять из этих ворот были от верха и до конца сплошь покрыты золотом и серебром, равно как косяки и притолоки; одни из них, находившиеся вне храма, были даже из коринфской меди [сплав из золота, серебра и меди] и далеко превосходили в стоимости посеребренные и позолоченные...
Все ворота были одинаковой величины; только те, которые находились поверх коринфских, на восточной стороне женского притвора, против храмовых ворот, были значительно больше; они имели пятьдесят локтей вышины и двери сорок локтей ширины; были покрыты более толстыми серебряными и золотыми листами и украшения на них были еще более великолепны, чем на других...
Внутри ворот все кругом блистало золотом... Ворота, которые вели в это отделение, были, как сказано выше, сплошь позолочены, равно как и вся стена, окаймлявшая их. Над ними находились золотые виноградные лозы, от которых свешивались кисти в человеческий рост.
Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на храм и загрязнять его". [Иосиф Флавий, Иудейские древности, Кн. 15 11:1-6]
Куда же делось всё это богатство? Нет, я знаком с известной логической ошибкой - "Post hoc, non ergo propter hoc - После этого, ещё не значит, вследствие этого". Тем не менее, в 75 г н.э. через 5 лет после разрушения Иерусалимского храма царя Ирода в Риме началось строительство одного из самых грандиозных сооружений всего античного мира - амфитеатра императоров Флавиев, Колизея. Это можно было бы причислить к списку многих других странных и необъяснимых совпадений, но в последнее время появились археологические свидетельства, объясняющие эту связь. В 1995 г профессор института Древней Истории при Гейдельбергском университете почетный доктор нескольких университетов (dr. h. c. mult) Геза Альфёльди (Géza Alföldy) опубликовал дешифровку надписи на мраморной плите, найденной в Колизее:
ИМПЕРАТОР ТИТ ЦЕЗАРЬ ВЕСПАСИАН АВГУСТ
(слова Цезарь и Август всегда добавлялись к имени императора)
ПОСТРОИЛ ЭТОТ АМФИТЕАТР ИЗ ТРОФЕЕВ ВОЙНЫ.
Более подходящей войны, чем Иудейская, у Рима в те времена не было.
Подробнее об этой находке можно прочесть в очерке
Иерусалимский Храм, Римский Колизей и царь Ирод А что же Медный свиток, он же "Свиток сокровищ"? Кумранистика этим не занимается. Ученый мир можно понять: никаких философских открытий там нет, а поиски зарытых кладов не входит в компетенцию археологов. Тем не менее, Дж. Аллегро настолько уверовал в реальное существование спрятанных сокровищ, а также в правильность своих отождествлений топографических ориентиров, перечисленных в Медном свитке, что организовал две небольшие археологические экспедиции (1959-60) для отыскания некоторых из указанных в свитке мест хранения. Как пишет И. Д. Амусин в предисловии к русскому изданию книги Дж. М. Аллегро "Сокровища Медного свитка":
" Результаты экспедиции нельзя считать сколько-нибудь обнадеживающими".
В том же очерке про Иерусалимский Храм, Римский Колизей и царя Ирода я высказал мнение, что этот список был заготовлен заранее и привезен в одну из пещер вади Кумран.
Сами сокровища из-за кровопролитных внутренних распрей (то, что в талмудической литературе получило название "беспричинная вражда" -
שנאת חינם ), спрятать не успели, и достались они победителю, воплотившись в один из самых грандиозных памятников античности - Амфитеатр Флавиев, Колизей.
Медный свиток как он был
найден в пещере Q3 [Фото
отсюда]
От этого мнения не отказываюсь. Могу лишь добавить, что узнав о поражении, те, кому было поручено спрятать этот список, уже не заботились о нем и бросили в углу пещеры. В отличие от пергаментов со священными текстами и пророчествами, список никакой ценности теперь не представлял. Тем более что заканчивается он довольно любопытной записью:
(колонка XII, №64) в яме, примыкающей с севера, в отверстии, открывающемся к северу, захоронена у его стока копия этого документа с объяснением и своими измерениями, и опись каждой вещи.
Значит ли это, что где-то спрятан ещё один Медный свиток, содержащий более полную информацию и, возможно, объясняющий происхождение этих сокровищ? И, может быть, его ещё предстоит найти?
© АТаль
Примечание:
[1]
Талант - самая крупная широко распространенная в древности единица веса и счетно-денежных отношений. Наиболее обиходной единицей на Ближнем Востоке был шекель (сикль) , который подразделялся на два полусикля. Следующей по возрастающей за шекелем была мина, состоявшая из 60 сиклей. Талант на иврите назывался "киккар", т.е. круглый, так как сама гиря имела, вероятно, круглую форму. В 1 таланте было 60 мин, или 3600 сиклей.
Для сравнения весовых единиц пользуются данными времён Маккавеев (II в до н.э. - первые чеканные монеты в Иудее): 1 сикль = монета весом около 11,4 грамм соответствующего металла, золота или серебра. Отсюда 1 талант ~ 41 кг. В Древней Греции из 1 таланта чеканили 60 мин. Каждая мине = 60 драхм. Весовой эквивалент драхмы в различных полисах составлял от 4 до 7 гр. Таким образом, по греческой системе 1 талант ~ 14 - 25 кг.
Но с другой стороны, сомнительно, чтобы указанные эквиваленты соответствовали мерам Медного свитка. Автор знаменитого Апокалипсиса сообщает
"…и град, величиною в талант, пал с неба на людей". [Откр. 16:21]
Все понимают, что в своих Откровениях автор сильно гиперболизировал действительность, но не на столько! А может это просто фигура речи.
[2]
Д(а)вир - Святая святых, помещение в Иерусалимском Храме, где, в соответствии с иудаизмом, физически ощущается присутствие Бога. Входить в Святая святых разрешалось только первосвященнику, и то раз в году в Судный день. Двир Храма царя Соломона был построен на Храмовой горе над Краеугольным камнем, над которым сейчас стоит мусульманский Купол Скалы.