Два праздника в Израиле - Песах весной и Суккот осенью - сопровождаются
полупраздничными неделями. В это время кто-то работает, но многие берут
отпуска, отправляются путешествовать, гулять по стране.
В эти недели (на иврите: холь ха-моэд, в дословном переводе что-то
вроде "обычные дни праздника") по всей стране происходят весёлые
гуляния, ярмарки, фестивали.
Традиционно один из них проходит в Хевроне - городе Праотцев. О Хевроне
нужно и можно рассказывать много и подробно. В скором времени, мы так и
сделаем. А пока - небольшой репортаж о гуляниях в этом одном из
древнейших городов страны, состоявшихся в конце апреля.
На заднем плане - дворцовый комплекс над Двойной Пещерой Меорат
ха-Махпела, где, согласно традиции, похоронены Авраам с Сарой, Исаак с
Ревеккой и Яаков с Леей (вторая жена Яакова, любимая Рахиль -
похоронена в Вифлееме).
Основную часть дворца над пещерой выстроил Ирод Великий (да-да, тот
самый). Но кто только не приложил впоследствии руку к добавлению и
исправлению разростающегося архитектурного комплекса. Минарет - добавка
времён мамлюков (детей-сирот с Кавказа, которых воспитывали с детства
как воинов для охраны арабских правителей. В итоге - мамлюки решили,
что лучше править самим, без всяких султанов и халифов... Во второй
половине 13 -го века мамлюкский султан Бей Барс разгромил и изгнал
крестоносцев и перестроил хевронскую усыпальницу).
Тысячи людей собираются в старой части Хеврона. Наряду с Иерусалимом,
Тверией и Цфатом, Хеврон считается в еврейской традиции святым городом,
поэтому среди паломников - большинство религиозных людей.
Тем более, что в эти дни весь дворец открыт для евреев. В другие дни
доступ евреям разрешён лишь в треть комплекса. А в остальной части -
арабы. Авраам, как известно, был и их предком тоже, поэтому гробница
почитается и мусульманами. А ужится вместе пока не удаётся. Так что
приходится делиться. Лишь десять дней в году (на еврейские праздники)
весь дворец доступен евреям, а в другие десять дней (мусульманские
праздники), соответственно - арабам.
Спрос определяет предложение. Поэтому одним из ходовых товаров на
ярмарке являются традиционные головные уборы - кипы - всех цветов и
оттенков.
Впрочем, под видом кипы, можно приобрести и обыкновенную тюбетейку ( кажется ташкентский текстильный завод, цена 65 руб...)
Со всех концов Израиля съезжаются в Хеврон представители самых разных направлений иудаизма.
Вот классические ортодоксы ( Честно говоря, точно не знаю кто. Хотя,
специалист по форме шляпы и покрою сюртука вероятно разберётся).
А это, без сомнения, браславские хасиды. Последователи легендарного
раби Нахмана из Браслава.
Люди необыкновенно оптимистичные и весёлые. Обожают устраивать
зажигательные пляски с пением прямо посреди улицы. А ещё они
расписывают всё, что только можно, таинственной фразой
"на-нах-нахма-нахман-меуман", которая, конечно, имеет глубокий
кабаллистический смысл и приносит в мир счастье. Кроме этого, они
устраивают ежегодные паломничества на могилу раби Нахмана в Умань.
А это Дов Шурин - известный в некоторых кругах рок певец из
самарийского посёлка Кфар Тапуах (Яблоневая деревня). Друг покойного
рава - певца Шломо Карлебаха.
Приобрести на ярмарке можно всё, что угодно. Футболки, например.
Или брошюру для противников плана ухода из Самарии и сектора Газы: "Как
вести себя на допросе в полиции", предоставляемую объединением
адвокатов "Хонейну" ("Наше помилование").
А можно просто пожертвовать на развитие новых поселений в Иудее, Самарии и Газе.
Но, как известно, Хеврон, к сожалению, пока не самое спокойное в
Израиле место. Поэтому немало на празднике и солдат. Эти ребята,
впрочем, явно совмещают несение службы с гулянием.
А вот этому - не так весело.
Или вот им.
По случаю праздника, на всех углах вывешены флаги Израиля. В ход идёт всё, даже швабра.
Вдали от толчеи можно и отдохнуть в тени маскировочной сети.
На этом месте арабскими террористами был убит житель Хеврона Шломо Ицхак Шапира. К сожалению, таких досок в Хевроне немало...
А это большой двухэтажный дом, приобретённый несколько дней назад
комитетом еврейских жителей города у арабской семьи. Новые жильцы -
восемь молодых семей - справляют новоселье, а прежние хозяева где-то
далеко за океаном с чемоданом миллионов долларов - подальше от
террористов, убивающих за продажу недвижимости евреям...
Дом расположен неподалёку от пустыря - самой древней части города.
Здесь, у колодца, в своё время Авраам приобрёл пещеру и поле вокруг у
хета Эфрона за баснословную тогда сумму - четыреста шекелей
серебра. Авраам похоронил там свою жену Сару, а в последствии был
похоронен там и сам вместе с семьёй сына и внука.
Не знаю уж, сколько лет этой оливе. Впрочем, всё равно, вряд ли она помнит Авраама.
Зато рядом с колодцем и оливами расположились весьма экстравагантные музыканты.
Это религиозные хиппы - ноар ха-гваот ("молодёжь холмов"). Своего рода, поколение протеста с холмов Иудеи и Самарии.
Мы заслушались их песнями и не пошли дальше. Продолжение - в следующий раз.