Песах в Хевроне.

May 11, 2005 00:12

Два праздника в Израиле - Песах весной и Суккот осенью - сопровождаются полупраздничными неделями. В это время кто-то работает, но многие берут отпуска, отправляются путешествовать, гулять по стране.

В эти недели (на иврите: холь ха-моэд, в дословном переводе что-то вроде "обычные дни праздника") по всей стране происходят весёлые гуляния, ярмарки, фестивали.

Традиционно один из них проходит в Хевроне - городе Праотцев. О Хевроне нужно и можно рассказывать много и подробно. В скором времени, мы так и сделаем. А пока - небольшой репортаж о гуляниях в этом одном из древнейших городов страны, состоявшихся в конце апреля.



На заднем плане - дворцовый комплекс над Двойной Пещерой Меорат ха-Махпела, где, согласно традиции, похоронены Авраам с Сарой, Исаак с Ревеккой и Яаков с Леей (вторая жена Яакова, любимая Рахиль - похоронена в Вифлееме).




Основную часть дворца над пещерой выстроил Ирод Великий (да-да, тот самый). Но кто только не приложил впоследствии руку к добавлению и исправлению разростающегося архитектурного комплекса. Минарет - добавка времён мамлюков (детей-сирот с Кавказа, которых воспитывали с детства как воинов для охраны арабских правителей. В итоге - мамлюки решили, что лучше править самим, без всяких султанов и халифов... Во второй половине 13 -го века мамлюкский султан Бей Барс разгромил и изгнал крестоносцев и перестроил хевронскую усыпальницу).



Тысячи людей собираются в старой части Хеврона. Наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом, Хеврон считается в еврейской традиции святым городом, поэтому среди паломников - большинство религиозных людей.



Тем более, что в эти дни весь дворец открыт для евреев. В другие дни доступ евреям разрешён лишь в треть комплекса. А в остальной части - арабы. Авраам, как известно, был и их предком тоже, поэтому гробница почитается и мусульманами. А ужится вместе пока не удаётся. Так что приходится делиться. Лишь десять дней в году (на еврейские праздники) весь дворец доступен евреям, а в другие десять дней (мусульманские праздники), соответственно - арабам.



Спрос определяет предложение. Поэтому одним из ходовых товаров на ярмарке являются традиционные головные уборы - кипы - всех цветов и оттенков.



Впрочем, под видом кипы, можно приобрести и обыкновенную тюбетейку ( кажется ташкентский текстильный завод, цена 65 руб...)



Со всех концов Израиля съезжаются в Хеврон представители самых разных  направлений  иудаизма.
Вот классические ортодоксы ( Честно говоря, точно не знаю кто. Хотя, специалист по форме шляпы и покрою сюртука вероятно разберётся).



А это, без сомнения, браславские хасиды. Последователи легендарного раби Нахмана из Браслава. Люди необыкновенно оптимистичные и весёлые. Обожают устраивать зажигательные пляски с пением прямо посреди улицы.  А ещё они расписывают всё, что только можно, таинственной фразой "на-нах-нахма-нахман-меуман", которая, конечно, имеет глубокий кабаллистический смысл и приносит в мир счастье. Кроме этого, они устраивают ежегодные паломничества на могилу раби Нахмана в Умань.



А это Дов Шурин - известный в некоторых кругах рок певец из самарийского посёлка Кфар Тапуах (Яблоневая деревня). Друг покойного рава - певца Шломо Карлебаха.



Приобрести на ярмарке можно всё, что угодно. Футболки, например.



Или брошюру для противников плана ухода из Самарии и сектора Газы: "Как вести себя на допросе в полиции", предоставляемую объединением адвокатов "Хонейну" ("Наше помилование").



А можно просто пожертвовать на развитие новых поселений в Иудее, Самарии и Газе.



Но, как известно, Хеврон, к сожалению, пока  не самое спокойное в Израиле место. Поэтому немало на празднике и солдат. Эти ребята, впрочем, явно совмещают несение службы с гулянием.



А вот этому - не так весело.



Или вот им.





По случаю праздника, на всех углах вывешены флаги Израиля. В ход идёт всё, даже швабра.



Вдали от толчеи можно и отдохнуть в тени маскировочной сети.



На этом месте арабскими террористами был убит житель Хеврона Шломо Ицхак Шапира. К сожалению, таких досок в Хевроне немало...



А это большой двухэтажный дом, приобретённый несколько дней назад комитетом еврейских жителей города у арабской семьи. Новые жильцы - восемь молодых семей - справляют новоселье, а прежние хозяева где-то далеко за океаном с чемоданом миллионов долларов - подальше от террористов, убивающих за продажу недвижимости евреям...



Дом расположен неподалёку от пустыря - самой древней части города. Здесь, у колодца, в своё время Авраам приобрёл пещеру и поле вокруг у хета Эфрона за баснословную тогда сумму - четыреста шекелей серебра.  Авраам похоронил там свою жену Сару, а в последствии был похоронен там и сам вместе с семьёй сына и внука.



Не знаю уж, сколько лет этой оливе. Впрочем, всё равно, вряд ли она помнит Авраама.



Зато рядом с колодцем и оливами расположились весьма экстравагантные музыканты.



Это религиозные хиппы - ноар ха-гваот ("молодёжь холмов"). Своего рода, поколение протеста с холмов Иудеи и Самарии.



Мы заслушались их песнями и не пошли дальше. Продолжение - в следующий раз.

иудаизм, праздники, Хеврон

Previous post Next post
Up