Им тогда было лет по тридцать, обе были молоды и красивы.
Обе беззаветно посвятили всю свою жизнь поставленной цели.
Ева Юстин родилась в Дрездене, в семье офицера-железнодорожника, изучала антропологию и психологию, защитила докторскую диссертацию на тему "Влияние окружающей среды на выросших в чужеродной среде цыган и их потомков" (для этих исследований была выбрана репрезентативная выборка детдомовских детей, n=41); позже она работала на станции биологических исследований по евгенике и народонаселению Имперского управления здравоохранения.
Мари-Роз Жинест родилась в маленькой коммуне Каналь, на юге французских Пиренеев, в бедной крестьянской семье; работала швеёй, позже была активисткой в профсоюзе, синдикалистка; занималась реализацией фальшивых документов.
Я неслучайно выбрал эти два антипода (одна пыталась спасать людей, а из-за другой погибли невинные) - орудия их труда представлены в экспозиции музея: штангенциркуль и велосипед.
1936 год. Модница
Ева посерёдке
Научно-исследовательский центр расовой гигиены (
RHF)
В голове не укладывается, как эту "учёную" не казнили? Какая к чёрту исковая давность, если после того, как она защитила свой диссер, 39 детей-мишлинге очутились в Освенциме (на сей раз не для её докторской, а для опытов Йозефа Менгеле)?!
Её бывший начальник (в Институте криминальной биологии при гестапо) д-р Роберт Риттер скончался в 1951 году, будучи на свободе, а она продолжала НАУЧНУЮ деятельность - в муниципалитете Франкфурта-на-Майне она была детским психологом!!! Больше 20 лет после войны она ЖИЛА... вплоть до 1966 (!) года, пока не умерла своей смертью.
Фото:
Bundesarchiv **********
О замечательном человеке Мари-Роз Жинест я постараюсь рассказать поподробнее. Родилась она 11 августа 1911 года в семье католиков и до 20 лет жила с родителями, помогая им по хозяйству. С годами Мари-Роз стала ещё более религиозной...
Первым, кто посмел воспротивиться режиму Виши и встать на защиту евреев после вероломной "
Велодромной акции" (Vel' d'Hiv, июль 1942), был архиепископ Тулуза, Жюль-Жерар Сальеж (Jules-Géraud Saliège). Его примеру последовал монсеньор Пьер-Мари Теа (Pierre-Marie Theas), епископ Монтобана и написал своё пастырское послание:
"В Париже десятки тысяч евреев подверглись дикому варварскому отношению со стороны своих же соотечественников. Даже в наших районах мы стали свидетелями страшных зрелищ: еврейские семьи были выкорчеваны; с мужчинами и женщинами обращались, как с дикими животными, и в итоге все они были отправлены в неизвестном направлении, что лишь усилило всеобщее ощущение надвигающейся опасности.
Я взываю к христианской совести и утверждаю, что все - арийцы и неарийцы - братья, так как созданы единым Б-гом. Все люди, независимо от их расы и религии, имеют право на уважение другими народами и государствами.
Таким образом, последние антисемитские инциденты являются оскорблением человеческого достоинства и нарушением самого священного права личности и семьи".
Это письмо нельзя было отправить по почте и до воскресенья нужно было во что бы то ни стало успеть развести во все приходы округа. Для этого Мари-Роз и понадобился велосипед: за 4 дня она проехала около 100 км. и лично передала послание священникам епархии в 12 деревнях: Брессоль, Лабастид-Сен-Пьер, Рейнье, Вильбрюмье, Варенн, Оргей, Ноик, Камсас, Савене, Финан, Лави, Бомон-де-Ломань... 30 августа 1942 года это письмо, ставшее переломным моментом в борьбе против коллаборационистов, было зачитано! Уже на следующий день Морис Шуман (однолеток Мари-Роз) зачитал это письмо на "Лондонской Радиоволне" (
BBC) в передаче "Французы говорят по-французски".
Офицер Ордена Почётного легиона Мари-Роз была также награждена медалью Сопротивления, Военной медалью, Военным Крестом и Крестом бойцов-добровольцев. В 1985 году ей было присуждено почётное звание Праведницы Народов Мира.
«В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир»
Символ героизма и благодарности, невзрачный и шаткий велосипед, некогда бывший синим
В 2000 году, когда мадемуазель Мари-Роз Жинест было 89 лет, она преподнесла свой велосипед в подарок музею Яд ва-Шем. Спрашивается, почему этот экспонат не оказался в Иерусалиме раньше? Всё очень просто - до сих пор велосипед служил Мари-Роз верой и правдой, т.е. использовался по назначению (мисс на нём ездила по городу).
30 августа 2010 года, ровно 68 лет после прочтения пастырского послания, Мари скончалась в возрасте 99 лет.
Оригинал записи и источники