Актуальность Холокоста

Jul 13, 2018 12:30

В Брянске не так давно была открыта Аллея Праведников народов мира:

image Click to view



Это очень хорошо...

А мне вспомнилась книга во многом перевернувшая мою жизнь... Это "Актуальность Холокоста" Зигмунта Баумана...
Я ее часто перечитываю... Иногда просто наугад открываю и читаю несколько страниц в качестве лекарства...

Она о том, что геноцид - потенциально всегда внутри нашего общества. При этом параметры нового геноцида нам неведомы - кто его знает по какой линии пройдет завтра градация "свой-чужой"... Это надо понимать, с этим в себе и в окружающей действительности надо бороться.

Оставлю здесь свой вариант конспекта этой великой книги, но, уверен, тот, кто решит прочесть ее целиком получит наслаждение... И будет если не вооружен, то предупрежден...

"Расизм неизбежно связан со стратегией отчуждения. Если условия позволяют расизм требует устранить раздражающую категорию людей с территории, занятой группой, которую эта категория раздражает. Если такие условия отсутствуют, расизм требует физического уничтожения раздражающей категории. Изгнание и уничтожение - два взаимозаменяемых метода отчуждения".

"Фюрер выразил свое романтическое видение мира, очищенного от неизлечимо больной расы. Все остальное было далеким от романтики, это был лишь холодный, рациональный, бюрократический процесс. Возникла убийственная смесь из типично современных амбиций социального планирования и социальной инженерии вместе с типично современной концентрацией власти, ресурсов и управленческих навыков".

"Конечная цель современного геноцида - это восхитительный образ лучшего и радикально измененного общества. Современный геноцид является элементом социальной инженерии, призванной построить социальный порядок, соответствующий структуре идеального общества".

"Вероятность короткого замыкания (так и хочется сказать: случайной встречи) между идеологически одержимой элитой власти и колоссальными средствами национального систематического действия, разработанными современным обществом, сравнительно мала. Однако, если такое короткое замыкание все-таки происходит, вскрываются определенные аспекты современности, которые менее заметны в других обстоятельствах, потому их можно легко проигнорировать".

"Современная эпоха, как мы помним, это время искусственного порядка и грандиозных социальных «дизайн-проектов», время плановиков, визионеров - и в более общем плане - культивирующих нечто «садовников», воспринимающих общество как целинную землю, которая должна культивироваться в соответствии с их планами.
Нет предела их амбициям и самонадеянности".

"Всякое ущемление возможности рядовых граждан высказывать свои интересы и «самоуправляться», каждая атака на социальный и культурный плюрализм и возможности их политического выражения, каждая попытка прикрыть беспредельную свободу государства завесой политической секретности, каждый шаг к ослаблению социальных основ политической демократии, делает социальную катастрофу, сопоставимую по масштабам с холокостом, вполне возможной".

"Пока плюрализм не уничтожен в глобальном масштабе, организации с криминальными целями, которым необходимо беспрекословное подчинение своих членов для выполнения явно аморальных действий, решают трудную задачу возведения крепких искусственных барьеров, изолирующих их членов от «размягчающего» воздействия разнообразных стандартов и мнений. Голос индивидуальной совести лучше слышен в шуме политических и социальных разногласий".

"Урок холокоста в том, с какой легкостью большинство людей, попавших в ситуацию, не оставляющую возможности для правильного выбора или делающую подобный выбор крайне дорогостоящим, уговаривают себя отвернуться от проблемы нравственного долга (или не могут уговорить себя ему следовать), принимая вместо этого принципы рационального интереса и самосохранения. В системе, где рациональность и этика указывают на противоположные направления, главным проигравшим является человечность. …Зло не нуждается, ни в адептах-энтузиастах, ни в рукоплещущей аудитории - достаточно инстинкта самосохранения, подкрепленного утешительной мыслью, что мой черед, слава Богу, еще не пришел: спрятавшись, я еще могу спастись".

"Еврейский истеблишмент яростно сопротивляется любым, даже самым незначительным попыткам «экспроприировать» несправедливость, от которой пострадали одни только евреи. Еврейское государство жаждет оставаться единственным бенифициаром компенсаций за эти несправедливости, поэтому тщательно блюдет неприкосновенность и уникальность собственного страдания. Такой порочный подход, при котором данный опыт преподносится, как «исключительно еврейский», не позволяет ему стать предметом публичного обсуждения именно как опыту общечеловеческому, как универсальной проблеме современного существования".

Вторая мировая война, Гитлер, Брянск

Previous post Next post
Up