Деснинские древности-VIII

Nov 25, 2016 15:04

Вышел сборник восьмых Заверняевских чтений - "Деснинские древности".


>

Предлагаю Вашему вниманию статью Кукатова А.В.

Александр Савицкий: материалы к биографии из фондов Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ)

Там есть и интересные фото не попавшие в сборник - открывайте - читайте:



Многообразными были проявления террора во время событий русской революции 1905-1907 гг. Двустороннее насилие во время погромов, политические убийства, вооруженные восстания. Одним из таких проявлений стала волна грабежей (экспроприаций) проводимых организованными преступными группировками якобы в политических целях. Экспроприаторы декларировали свои действия как необходимые для более справедливого распределения богатства.

То, что насильственные действия прикрывались красивой фразой приводило к тому, что действия бандитов были популярны среди населения, конечно, до того момента, когда человек сам становился жертвой преступников. Конечно, экспроприациями не гнушались революционные партии - РСДРП (ограбление государственного Банка в Тифлисе и др.), эсеры, анархисты. Но часто под брендом этих партий действовали обычные уголовные элементы, использовавшие сложившуюся в стране ситуацию.

Тем не менее популярность таких действий привела к тому, что вся страна знала главарей бандитских группировок, так как их деятельность широко освещалась в прессе. Газеты в 1905-1909 гг. взахлеб писали вначале о прибалтийских "лесных братьях" (движение в Курляндии под руководством бывшего учителя Юлиана Кажмера), затем об уральской "лбовщине" (пермские боевые группы под руководством Александра Михайловича Лбова) и, наконец, о нашем местном "благородном разбойнике" Александре Савицком.

А когда эти группы прекратили свою деятельность за дело взялись писатели. Причем были попытки серьезного описания явления ("Экспроприаторы", "Гражданское мужество" Никонова - о Лбове, "Сашка Жегулев" Андреева - о Савицком).

Однако, затем всю эту тему накрыла волна низкопробной литературы: "Возникшая на основе низких жанров в Америке «пинкертоновщина», быстро завоевав Европу, на рубеже 19-20 веков достигла России. Массовую популярность среди низших и средних городских социальных слоёв, учащейся молодежи она приобрела после первой русской революции. По своим функциям такого рода литература была близка к современным телесериалам. Сначала тексты её произведений выходили выпусками по 5-7 глав в виде брошюр и лишь в случае успеха переиздавались отдельными книгами. Если издание сочинения становилось невыгодным, оно прекращалось. Обычно один выпуск стоил 5-10 копеек. Тираж таких брошюр нередко достигал 50 000 и более экземпляров. Динамичное действие, авантюрный сюжет и детективная тематика роднили «пинкертоновщину» с сочинениями более раннего периода, так называемыми «разбойничьими» романами рубежа 18-19 веков и современными ей сочинениями о разбойниках, с которыми она образовывала общий поток «низкой» литературы. Однако «пинкертоновщина» была более шаблонна, чем «разбойничьи» романы, изобиловала речевыми штампами, использовала крикливые, сходные с газетными заголовки, стандартные сюжетные ходы, скрытую рекламу". (1)

Героями такого рода литературы стали и "благородные разбойники". Вышли и стали популярными книги: Осинский В., "Атаман Лбов -Гроза Урала", Орловец П., "Лесные братья. Три героя. Лбов, Савицкий и Азеф".



Нетрудно заметить, что в целях коммерческого успеха автором одного из "сериальных" романов были объединены во времени и пространстве никогда не пересекавшиеся персонажи - Лбов, Савицкий и Азеф. Вот, например, типичный монолог Азефа при встрече со Лбовым: «Ха-ха-ха!» - расхохотался он, - «Быть шпионом у двух противуположных сторон. Как это весело! Одну сторону подговаривать, например, убивать другую, а с этой другой брать деньги и помогать ей убивать первых!» (2)
Таким образом, тот массив источников, который описан нами - газетные статьи, книги - нужно обязательно изучать, но, конечно, необходимо подходить к нему особенно критически.
В основном на базе газетных статей и основана та биография Александра Савицкого, которая сегодня приводится в ряде газетных очерков и интернет-заметках.
Обобщая эти заметки современники узнают, что Александр Иванович Савицкий родился в 1886 году в Новозыбкове, в семье дворянина. Отец был мелким чиновником и умер рано, а мать "определилась продавщицей в казенную винную лавку". Александра же приняли в местное реальное училище (3)из которого впоследствии (в 1905 году) был исключен.





Вначале он симпатизировал "Союзу русского народа", затем отошел от него и, якобы симпатизировал РСДРП, эсерам и анархистам. Затем, опасаясь ареста, ушел из Новозыбкова в лес и примкнув к банде атамана Щекотки начал карьеру "благородного разбойника". (4)
Потом после гибели Щекотки Савицкий возглавил банду, а начальником штаба у него стал эсер-максималист Абрамов, который обеспечивал боевикам связь с партией.
Далее обычно следует такой перечень "эксов" Савицкого в описании которых, очевидно, смешаны правда и вымысел:
- налет на ферму миллионера Терещенко
- грабеж имения миллионера Воробьева в Воробьевке
- рэкет помещиков и владельцев фабрик в Новозыбковском и Сосницком уездах (5)

Гибель Савицкого 30 апреля 1909 года была описана в газете "Голос Москвы" и сопровождена ставшей знаменитой фотографией с трупами налетчиков, прислоненными к плетню. (6)



К сожалению, в материалах о Савицком практически не были задействованы иные материалы кроме газетных статей и художественных произведений. Между тем реальные архивные сведения о деятельности Александра Савицкого существуют.

В данном сообщении будут описаны возможности и некоторые реальные дела, хранящиеся в фондах Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ).
В архиве полностью сохранился каталог имперского департамента полиции. Там в алфавитном порядке хранятся данные по всем лицам, которые когда либо фигурировали в делах департамента. В каталоге указано в каком делопроизводстве есть упоминание о лице (их девять плюс Особое делопроизводство -ОО). К сожалению, не все документы сохранились и только приблизительно на 60% упоминаний Александра Савицкого в каталоге можно заказать реальные дела - остальные погибли в феврале 1917 года, когда Департамент был захвачен толпой.

Конкретно автору удалось ознакомиться с делами, относящимися к лету 1907-зиме 1908 годов.
Итак, в 1907 году по Особому делопроизводству проходит сообщение начальника Черниговского губернского жандармского управления (ГЖУ) от 24 июня 1907 года. В этом сообщении содержится следующая информация: "По указанию агентуры участие в нападении на Почепское арестное помещение для освобождения арестованного Паруса ОКАЗАВШИМСЯ НА САМОМ деле членом шайки Петром Подласовым и Гиршона Бубнова принимали участие члены шайки: Федор Щекотков, Илья Довбенко, Александр Савицкий и какой-то солдат Павел. Гиршон Бубнов принадлежит к боевой дружине Клинцовской организации Социал-демократической рабочей партии". (7)

Мы узнаем, что Савицкий в середине 1907 года предпринял отчаянный шаг -нападение на Почепское арестное помещение для освобождения двух товарищей - один из которых числился в РСДРП. Кроме того, из дальнейших сведений мы получаем подтверждение того тезиса, что деятельность революционеров тогда была популярна и поддержку им оказывали не только классово близкие элементы, но и люди, номинально относящиеся к правящим классам. Собственно, не забываем о дворянском происхождении самого Савицкого. А вот продолжение информации начальника Черниговского ГЖУ: "Кроме того, при негласном расследовании по делу о насильственном освобождении задержанных...были добыты агентурным путем два письма из которых видно, что дочери Начальника Почепской Почтово-телеграфной конторы Лилия и Ольга Моисеевна Ксензовы принадлежат к местной революционной организации...Лилия и Ольга Ксензовы заключены под стражу в Мглинскую тюрьму..." (8)

Следующая информация начальника Черниговского ГЖУ от 27 июля 1907 года раскрывает некоторые нюансы технологии перемещений членов боевых организаций по железной дороге: "Из общего наблюдения и агентурных сведений усматривается, что в последнее время в районе Черниговской губернии функционируют разбойничьи шайки, образовавшиеся из разных подонков общества, бродяг, беглых каторжников, ссыльных и безработных.
Члены шайки, маскируя себя революционерами, разъезжают бесплатно по линиям железных дорог между станциями: Брянск-Гомель, Курск-Киев, и Бахмач-Гомель, совершая вооруженные грабежи и убийства в местностях прилегающих к железным дорогам и затем, спрятав оружие уезжают по железной дороге. ...центрами для укрывательств грабителей-разбойников служат города Брянск, Курск и Киев...
...По агентурным сведениям железнодорожные служащие ...если не терроризированы шайками указанных разбойников, то несомненно из-за денег способствуют укрывательству злодеев, это обстоятельство, как говорят, подтверждается тем, что когда кондукторы, обер-кондукторы и контролеры при поверке билетов получат от какого-либо пассажира шопотом ответ "революционер", то они проходят мимо не требуя от него билета". (9)

В этом сообщении можно ощутить дух того времени, когда власти не могли понять из симпатий, из-за денег, или из-за страха должностные лица зачастую оказывают содействие преступникам.

В августе 1907 года начальник Черниговского ГЖУ собрал спецсовещание "в связи с тем, что в последнее время в северо-восточных уездах Суражском, Стародубском, Новозыбковском, Мглинском Новгород-Северском и юго-восточной части Конотопского уезда усилились грабежи сопровождаемые убийствами шайкой разбойников и 3 августа в дер.Глуховке Суражского уезда нападение на бывшего Земского начальника Дублянского который убит и имение его сожжено". (10)

Указываются конкретные преступления: "ограблена лесная контора в Чуровичах 10 сентября 1907 года", "нападение на дом крестьянина хутора Гулевка Ивана Григорьевича Гуляева" (11) При этом отмечается дважды и отдельно, что "есть основания полагать что здесь был Савицкий", а затем, что "в виду получения агентурных указаний в нападении... принимали участие известные грабители Александр Савицкий, Федор Щекотков и Павел Голохвастов..." (12)

Наконец, некоторые сведения имеются еще об одном нападении в котором подозревался Савицкий. По 7-му делопроизводству Департамента полиции прошли сведения, изложенные Черниговским губернатором о том, что "вечером 9 сентября минувшаго года на принадлежащий Княгине Марии Павловне Долгоруковой хутор Гулевку в Новозыбковском уезде шайкою вооруженных разбойников произведено разбойное нападение, сопровождавшееся ограблением управляющаго княгини Долгоруковой и других служащих у нее лиц, а также издевательством над ограбленными и поджогом помещичьих строений жилых, хозяйственных и хлеба.

Первоначально никаких указаний на разбойников, совершивших описанное преступление не было, но затем, как сообщил ныне Прокурор Стародубского окружного суда, удалось изобличить в этом преступлении целый ряд лиц из коих:

А. Привлечены, допрошены и заключены под стражу.
1. Иван Михайлович Мехедов, по 1629, 1632 и 1606 ст.улож.о наказ
2. София Павловна Пикина по 14, 1629, 1632
3. Екатерина Яковлевна Пикина - по тем же ст.
4. Марк Лукич Ковалев - по тем же ст.
Б. Привлечены и подлежат допросу по посланным уже отдельным требованиям:
1. Александр Костырин по 1629, 1632 и 1606
2. Григорий Харповцов - по тем же ст.
3. Никон Ковальченко - по тем же + 14
В. Привлечен, но скрылся Александр Савицкий по тем же статьям.
Г. Добыты указания на виновность следующих лиц, которые вероятно будут привлечены, если эти указания подтвердятся:
1. Федот Сухоцкий
2. Савелий Сухоцкий
3. Евстрат Сухоцкий
4. Василий Головизнин

Сообщая об изложенном в дополнение к телеграмме от 13 сентября за №213 прошу распоряжения о передаче этого дела на разсмотрение Военно-окружного суда - направление дела по заключению прокурора Суда желательно по общей форме в виду возможности обнаружения новых обвиняемых". (13)

Правда позднее в деле появляются документы о том, что четверо из семерых обвиняемых (Пикины, Харповцов и Мехедов) "признаны невиновными и по суду оправданными". (14)

К сожалению, неизвестны нюансы этих судебных процессов, но, думается, что с ними реально ознакомится в региональных архивах.
Итак, основной перспективой набора материала для создания научного жизнеописания Александра Савицкого безусловно является дальнейшее изучение архивных материалов с целью введения его в научный оборот для создания необходимого массива источниковой базы для проведения научного исследования.

1. Кудрин А., Лбовщина до "Лбовшины"//литературный журнал "Вещь", Пермь, №1(7), 2013, стр.104
2. Орловец «Три героя. Лбов,Савицкий и Азеф», Москва, изд-во Эн-Янкова, 1910, стр.28
3. Ярко В., В постели с исправницей//Совершенно секретно, 4 декабря 2007
4. Там же
5. Там же
6. Фото из фондов ГАРФ, взято из слайдов лекции Кудрина А.
7. ГАРФ, Ф.102, ОО, 1907, Оп.237, 80ч 69, Л.62
8. Там же
9. Там же, Л.114-115
10. Там же, Ф.102 1907 ОО 80ч 69 (2), Л.130
11. Там же, Ф.102 1907 ОО 80ч 69 (2), Л.195, 245
12. Там же
13. Там же, Ф.102 - 7 д-во, оп.205, 1908, д.226, Л.1-1(об)
14. Там же, Ф.102 - 7 д-во, оп.205, 1908, д.226, Л.5, 7

Книги, Краеведческая литература, Савицкий, Краеведение

Previous post Next post
Up