Воскресший генерал-2

Sep 05, 2010 14:09

Вот здесь:

http://all-decoded.livejournal.com/108626.html

уже писал об истории с генералом Карлом Борнеманном, который согласно партизанских отчетов был убит в Брянском лесу. Этот пример кочует из исследования в исследование, посвященных партизанской борьбе. Из мемуаров в мемуары. Только вот недавно прочел мемуары Ковалева. Так там эпизод с уничтожением Борнеманна описан на трех листах с массой деталей. Вот только на самом деле генерал остался жив и умер только в 1979 году в Вене.

Ниже статья уже известного Вам немецкого историка Себастиана Штоппера, посвященная этой коллизии. Пользуясь тем, что в мой журнал иногда заглядывает Сергей Иванович Веревкин прошу уточнения от своего имени (и от имени Себастиана тоже) по источникам по вопросу принадлежности Столбовского и людей его отряда в прошлом к РОНА (как написано в одной из Ваших книг).

Статья с парой фото под катом:



Себастиан Штоппер

Семь жизней Генерала

1 сентября 1943 года партизанский отряд «Большевик» бригады «За Родину!» получил приказ организовать засаду на дороге Алтухово-Острая Лука в лесном массиве к югу от Брянска. В тот момент по данной дороге активно перемещались немецкие легковые и грузовые автомобили, так как вермахт только что закончил отступление из Орловской дуги. Целью нападения партизан было взятие в плен высокопоставленных немецких штабных офицеров и захват вражеских документов.

Нападение получилось удачным. Когда с запада, от Острой Луки к месту засады приблизились 2 легковые машины и грузовой автомобиль командир группы Столбовский решил напасть именно на них. Именно Столбовский лично убивает двух немцев в первой легковой машине, в то время как остальные партизаны обстреливали немецких солдат и забрасывали их ручными гранатами.

«Когда машины были остановлены разведчики бросились к ним и обнаружили в первой машине убитым выстрелом в голову и грудь генерал-лейтенанта немецкой армии. Во второй машине было убито 6 человек и 6 ранено. В этот момент произошла рукопашная схватка, в результате которой оставшиеся в живых немцы были отогнаны. С нашей стороны имелся один легкораненый кинжалом. В связи с тем, что к месту боя приближались в большом количестве немцы из охраны большака, группа не успела захватить все трофеи, а только изъяла документы, находившиеся в машине и срезала погоны с генерала, а затем отошла произведя поджог машин». (1)

Сегодня вряд ли возможно установить точно, что происходило в тот сентябрьский день в брянском лесу. Партизаны на основе захваченных документов были уверены, что они убили генерал-лейтенанта Борнеманна и его адъютанта. Им бы были обеспечены высокие награды, если бы они не были предателями. Группа, совершавшая нападение была составлена из перебежчиков-военнопленных немецкой 383-й дивизии. После службы на стороне немцев они теперь должны были ценой своей жизни выполнить поставленные задачи и таким образом «искупить свою вину перед Родиной». (2)

Немного подозрительно, что первая же их операция получилась такой успешной. Особенно если учесть, что на самом деле генерал Борнеманн не умирал.




Карл Борнеманн родился 15 сентября 1885 года в южноморавском городе Цнайм (сегодня город Зноймо в Чешской Республике), который тогда входил в состав Австро-Венгрии. Когда Борнеманну был 21 год он начинал свою военную карьеру и в тот момент, когда дуалистическая австро-венгерская монархия вступила в Первую Мировую войну он был старшим лейтенантом императорской армии.

Он пережил битвы Первой мировой и разрушение Австро-Венгерской монархии после военной катастрофы. Во время Первой мировой войны Борнеманн использовался на штабной работе.

Военная карьера офицера Борнеманна продолжалась в новой республике Австрия и до 1937 года он дослужился до генерал-майора. В 1938 году Австрия была аннексирована национал-социалистической Германией. В это сумбурное время Борнеманн был командиром пехоты подразделения № 2 австрийских федеральных вооруженных сил и отвечал за инспекцию всей службы охраны и обеспечения войск гарнизона Вены.(3)

Хотя Карл Борнеманн не поддерживал национал-социалистов он оставался солдатом и надеялся, что после аншлюса Австрии (который он поддерживал) в составе вермахта будет иметься австрийская армия.

Однако, к его разочарованию его не приняли в вермахт. Причиной стали подозрения в его еврейском происхождении, хотя Карл Борнеманн предоставил безупречные родословные. Несмотря на его протесты Борнеманн был отправлен в отставку. А немного позднее, в конце 1939 года он был уволен с военной службы. (4)

Однако уже 1 февраля 1940 года вермахт все же задействовал Карла Борнеманна. А после немецкого нападения на Советский Союз он был направлен на Восточный фронт. Здесь он командовал штабом 442 дивизии специального назначения, которая в тыловых районах немецкой армии выполняла задачи по борьбе с партизанским движением. В этом качестве генерал-лейтенант Борнеманн в конце мая 1943 года выполнял задачи в рамках немецкой антипартизанской операции «Цыганский барон» в лесном массиве к югу от Брянска. (5) После отступления вермахта в сентябре 1943 года, Борнеманн вместе с 9-й армией также отступил в Бобруйск. Его имя исчезает из штатного расписания этой армии только 15 марта 1944 года.(6) После этого еще несколько месяцев он командовал второсортной 410-й пехотной дивизией.

Таким образом, 58-летний генерал-лейтенант был переведен в Германию, где Верховное командование назначило его комендантом города Вюрцбурга. Через год Карл Борнеманн уже фигурирует в ранге генерал-майора и наименование его должности трансформируется в «боевого коменданта»: в конце 1945 года американцы стояли недалеко от Вюрцбурга. Оборона города была подготовлена Борнеманном недостаточно и поэтому он ночью 31 марта 1945 года был отозван из Вюрцбурга к XIII-ому армейскому корпусу в Нюрнберг. (7) Весной 1945 года вся боевая активность в Германии закончилась и для генерал-майора Борнеманна Вторая мировая война завершилась. Таким образом, он получил возможность отметить свой 60-летний юбилей в мире.
Карл Борнеманн теперь был генерал-майором в отставке. Он был награжден Немецким крестом в золоте за заслуги во время борьбы против партизан и получал весомую пенсию в Вене. Он занимался составлением мемуаров о переживаниях во время своей военной карьеры. (8) Однако, прежде всего он занимался судебным процессом, так как по его мнению ему были причинен моральный и материальный ущерб увольнением из Вермахта. Процесс длился до 1957 года и закончился успешно для Борнеманна.

В то время, как другие военнослужащие из-за совершенных во время войны преступлений осуждались после войны, Борнеманн никогда не привлекался к ответственности и не представал ни перед немецким, ни перед австрийским судом. Также его борьба против партизан на Восточном фронте, по всей видимости, не лишила его хорошего сна. Карл Борнеманн умер в преклонном возрасте (94 года) 20 февраля 1979 года в Вене. Через несколько дней его тело было похоронено рядом с другими членами семьи Борнеманн на венском кладбище Нойштифт.




Брянские партизаны в своих отчетах указывают, что в итоге своей двухлетней борьбы против гитлеровцев они уничтожили 147 835 немецких солдат и офицеров, 3 генералов и 1683 немца были взяты в плен. (9) Более точным представляется подсчет согласно которого партизаны убили около 10000 противников, половина из которых являлась советскими гражданами на службе у немцев. (10) Очевидно, что теперь генеральский «боди-каунт» нужно сократить до 2.
При этом в немецких документах нет ни одного указания на генералов Вермахта, уничтоженных партизанами на Брянщине. Но и у самих партизан не было точности в этом вопросе: когда Матвеев и Польский (самые главные начальники в Орловском штабе партизанского движения) 1 сентября 1943 года составляли список об итогах боевой и диверсионной деятельности они указывали только одного убитого генерала в августе 1943 года. (11) Может быть Борнеманн?

++++++++++++++++++++++

1. Текст «Операция по захвату штабных офицеров и документов» в отчетном докладе о партизанском движении в Брянской области (Центр Новейшей Истории Брянской области (ЦНИБО), Фонд 1650, Дело 64, Опись 1, Коробка 10, Листь 91 об.).
2. Текст «Операция по захвату штабных офицеров и документов» в отчетном докладе о партизанском движении в Брянской области (Центр Новейшей Истории Брянской области (ЦНИБО), Фонд 1650, Дело 64, Опись 1, Коробка 10, Листь 91 об.)
3. Peter Broucek, Ein General im Zwielicht. Die Erinnerungen Edmund Glaises von Horstenau, Wien 1983, S. 264, Fussnote 109.
4. Marcel Stein, Österreichs Generale im Deutschen Heer 1938-1945. Schwarz/Gelb - Rot/Weiß/Rot - Hakenkreuz, Bissendorf 2002, 313-316.
5. Gliederung der Sicherungstruppen und der im Sicherungsdienst eingesetzten landeseigenen Verbände, Stand 01.06.1943 (BA-MA, RH 21-2/444a, Bl. 83).
6. Beilage zum Kriegstagebuch Nr. 10 des Armeeoberkommandos 9, Anlagen zum Tätigkeitsbericht der Abteilung IIa/b, Berichtszeit 01.01.-10.07.1944 (BA-MA, RH 20-9/343).
7. Max Domarus, Der Untergang des alten Würzburg im Luftkrieg gegen die deutschen Großstädte, Würzburg 1982, S. 182-184.
8. Peter Broucek, Ein General im Zwielicht. Die Erinnerungen Edmund Glaises von Horstenau, Wien 1983, S. 264, Fussnote 109.
9. В. Е. Быстров (редактор-составитель), Советские Партизаны, Москва 1963, с.264.
10. С октября 1942 по январь 1943 доля „русских“ погибших составляет в средним 56% (Общие потери в службе охраны и в борьбе против партизан с 27.10.1942-01.04.1943 в БА-МА, РГ 21-2/521, лист 65).
11. Итоги боевой и диверсионной деятельности за период с 01.10.1941г. по 01.09.1943г. (ЦНИБО, Фонд 1650, Дело 43, Опись 1, Коробка 5, Листь 2).

Партизаны, РОНА

Previous post Next post
Up