В 1892 году 8 июля родился Николай Николаевич Поликарпов (в селе Георгиевское, Орловская губерния), советский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.
марка СССР 1976. История отечественного авиастроения. Биплан "Илья Муромец"
После окончания Орловской семинарии поступил в Петербургский политехнический институт в 1911 году, одновременно обучался на курсах авиации.
Затем работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ.
С 1918 года Поликарпов работал на заводе «Дукс» (авиазавод №1), где до 1923 года руководил техническим отделом.
Весной 1923 года Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире истребителем - свободнонесущим монопланом. Чуть позже под руководством Николая Николаевича был создан самолет-разведчик Р-1.
В январе 1925 года Поликарпов добился организации опытного отдела и стал его начальником.
В феврале 1926 года Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ «Авиатреста».
В 1927 году он создает истребитель И-3, в 1928 - разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин»), а также самолёт первоначального обучения У-2, переименованный в По-2 после смерти конструктора.
Самолет У-2 (По-2)
Самолет У-2 (По-2) строился до 1959 года. За это время выпущено более 40 тыс. машин, на них было подготовлено более 100 тыс. летчиков.
марка СССР 1978 Самолёт "У-2 (ПО-2)". 1928 г."
Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков.
Марка СССР 1969 авиация У-2 самолёт По -2
В 1929 году Поликарпов был необоснованно репрессирован, его арестовали якобы за «участие в контрреволюционной вредительской организации» и направили на работу в тюремное КБ.
И-153 «Чайка»
Здесь им был создан истребитель И-5 (находился на вооружении 9 лет); после демонстрационного полета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым перед Сталиным, конструктора амнистировали.
В 1931 году он назначается заместителем начальника бригады в ЦКБ П.О. Сухого, а через 2 года - начальником конструкторской бригады №2 ЦКБ, которое возглавлял С.В. Ильюшин.
В 1930-х годах им были созданы истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка», составившие основу истребительной авиации нашей страны тех лет, и на которых было установлено несколько мировых рекордов.
В мае 1939 года Поликарпов занял пост технического директора и главного конструктора Государственного авиазавода №1, продолжая работу над созданием новых самолетов.
самолеты И-185
Однако когда в том же году он отправился в командировку в Германию, то во время его отсутствия из состава его КБ было выделено новое ОКБ, в которое переданы лучшие кадры и производственные площади Поликарпова. К тому же у него забрали большинство проектов...
По возвращении Николай Николаевич был назначен главным конструктором нового государственного завода №51 и начальником ОКБ-51, где ему пришлось набирать новых сотрудников и с нуля создавать производственную базу
Но Поликарпов не сдавался, у него был накоплен великолепный опыт, рождались новые идеи.
В 1940-е годы у него появляются самолеты И-185, ТИС, ВИТ, ИТП, НБ и ряд других, которые на голову выше, чем у конкурентов.
СССР 1978 История Авиации. Самолет И-16
Отличные отзывы летчики давали по фронтовым испытаниям И-185.
Поликарпова подняли два фаворита - истребитель И-16 и летчик Чкалов.
Самолет И-16 принес Поликарпову звание «короля истребителей».
Чкалов помог в самые крутые годы остаться на свободе.
Одновременно с работой в ОКБ Поликарпов с 1943 года был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов в Московском авиационном институте.
Он награжден многими государственными наградами.
Скончался Николай Николаевич Поликарпов 30 июля 1944 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
истребитель И-16